Методическая разработка по образовательной области «Познание», по математике с использованием палочек Кюизенера для детей старшего возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_femp_na_sayt.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 25 «Светлячок»
Методическая разработка по образовательной области
«Познание», по математике с использованием палочек
Кюизенера для детей старшего возраста
Тема: Путешествие по сказкам»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.
2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.
3. Учить детей составлять число 6 из двух меньших чисел;
4. Закреплять представление детей о размере (длине) и цвете.
6. Расширить и закрепить знания детей о сказках.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,
умение рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудования
-для детей
Палочки Кюизенера на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, Угощение для детей
-для педагога презентация..
Методические приёмы:
Наглядные;
Словесные (напоминания, указания, вопросы);
Игровые (сюрпризный момент);
Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Ход ООД
1. Психологический настрой.1 мин.
-Ребята, у нас сегодня в группе много гостей-взрослых. Что нам нужно сделать? (Поздороваться!)
-Правильно (Дети здороваются)
А сейчас:
Мы за руки возьмемся (взяться за руки)
Друг другу улыбнемся: вот так(улыбнуться в обе стороны)
Мы не будем ссориться, (погрозить пальчиком )
Будем мы дружить (сцепить руки над головой)
Ручками своими («фонарики»)
Тепло души дарить. (погладить соседа по голове или спине)
- Вот какие у вас замечательные ручки- приветливые и ласковые. А что еще умеют делать ваши ручки в детском саду? (Лепить, рисовать, собирать игрушки и т. д)
-Дети, ваши ручки умеют работать с Цветными палочками? (Да)
-Это умение нам сегодня очень пригодится.
2. Организационный момент. 1 - 2 мин.
-Посмотрите, сегодня утром почтальон принес нам письмо(слайд 2)
Прислал нам его гномик.Давайте прочитаем(на экране конверт и текст письма)(слайд 3)
«Здравствуйте ребята, в стране сказок был сильный ветер, и теперь там страшный беспорядок. Помогите, пожалуйста, сказочным героям, навести порядок в их сказках. Гномик».
-Ребята, гномик просит нас о помощи, приглашает в гости в страну сказок. Это большая и удивительная страна. Путь туда неблизкий.
3. Подготовка к усвоению нового материала. 2 мин.
-Прежде чем отправиться дальше, давайте спустимся по лестнице, и назовем цвет и номер каждой палочки (Дети рассказывают стихотворение о лесенке из палочек Кюизенера и делают различные упражнения) (слайд 4)
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки мы считаем. (дети шагают на месте)
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной! (дети хлопают в ладоши)
(слайд 5 - 14)
Первая это белый листок! (дети рисуют в воздухе двумя
пальцами квадрат)
Вторая – розовый лепесток! (дети подносят ладошки к носу и
делают вдох)
Третья, как голубой океан (дети делают движения руками,
как прыжки дельфинов)
Четвёртая – красный красивый тюльпан (дети складывают ладошки вместе
с локтями)
Пятая – желтый солнечный свет! (круговые движения руками)
Шестая – сиреневый яркий букет (дети соединяют руки кольцом и чуть
наклоняются вперёд)
Седьмая – чёрный пушистый кот! (дети показывают движение кошачьих
лапок)
Восьмая – вкусный вишнёвый торт (ладони вытянуты вперёд, держим торт
и дуем на свечи)
Девятая – синий мой мячик (ладони соединяются шариком
движение подбросили и поймали)
Десятая – оранжевый зайчик (ладони ушки на макушке шевелятся).
4. Содержательный этап. 20 мин.
-Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.
-Но на чем же мы отправимся туда? (дети называют транспорт, на котором можно доехать: автобус, машина, поезд, телега, воздушный шар и т.д)
-Ребята, подождите, в письме еще что – то написано. Оказывается, мы не все прочитали.(слайд 15)
-Посмотрите,Гномик хотел отправить за вами машину, но она сломалась, и он предлагает сделать ее вот по такой схеме.
-Проходите за столы, там для вас лежат приготовленные гномиком цветные палочки (дети проходят за столы)
-Первой положим палочку, обозначающую какую цифру? (цифру один)
-Какого цвета она будет? (белая)
-Какого цвета палочка будет лежать за белой? (голубая палочка)
-Почему? (обозначает цифру 3)
-Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить вертикально.
-Какого цвета палочка будет лежать за голубой?(красная)
-Какая она по счету? (третья)
-Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить горизонтально.
-Ребята, чего еще не хватает для того, чтобы отправиться в путь? (колес)
-Колеса у нас будут из палочек, обозначающих цифру 1.
-Какого цвета палочки мы поставим? (белые) (дети делают колеса)
- Посмотрите на экран.(слайд 16)
-Проверьте, правильно ли вы выложили машину.
-Молодцы, все справились с заданием.
Отправляемся в путь.(Звучит музыка) (Подошли к экрану)
-Вот мы и приехали, но в сказку дверь непросто открывается.
Вам известен молодец,
Без которого жилец
Хоть и знает, где живет,
А в свой дом не попадет (Ключ)(слайд 17)
-Ключик этот не простой, а золотой.
-Из какой сказки этот ключик? (Сказка о золотом ключике или приключение Буратино).
-А теперь я предлагаю построить свои золотые ключики. (Дети подходят к столам, выкладывают из палочек ключики)
Молодцы! Посмотрите на экран, какие ключики могли бы у вас еще получиться (слайд 18)
- Этим золотым ключиком мы открываем дверь в сказку. А в какую сказку мы с вами попадем – вы узнаете, когда отгадаете загадку.
А дорога далека.
А корзинка нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть пирожок. (Маша и медведь.)
-Правильно, мы попали в сказку «Маша и медведь»(слайд 19)
Гимнастика для глаз(слайд 20)
Сел медведь на бревнышко (присели)
Стал глядеть на солнышко (смотрят вверх, поднять голову кверху)
Не гляди на свет медведь (глазами вправо, -влево, моргают глазами)
Глазки могут заболеть.
(Дети подходят к столам и работают парами)
-Машенька очень хотела порадовать медведя и решила соткать для него коврик, но у Машеньки только одна фиолетовая ниточка. (слайд 21)
-Давайте мы с вами поможем Машеньке, сделаем красивые коврики, из наших палочек.
-У нас с вами уже лежит фиолетовая палочка, это будет основа коврика. Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.
-Прочитаем коврик.(слайд 22)
-Какое число обозначает фиолетовая палочка? (6)
-Из палочек какого цвета состоит второй ряд коврика, если первая палочка белого цвета? (белая и желтая)
-Палочки какого цвета взяли для третьего ряда? (розовую и красную)
-И четвертый ряд у нас состоит из палочек …(голубого цвета).
-Давайте «Прочитаем» коврик числами. (шесть это один и пять, два и четыре, три и три, четыре и два, пять и один).
- Чтобы коврик получился завершённым, надо его украсить бахромой, бахрома у нас будет из белых палочек, их мы положим на фиолетовую палочку.
Наше путешествие продолжается.
Физическая минутка «Медведи»(слайд 23)
Три медведя шли домой (шагают покачиваясь)
Папа был большой- большой (руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом, (руки к груди)
А сынок малютка просто (приседают)
Очень маленький он был (в приседе переваливаются с ноги на ногу)
С погремушкою ходил дзинь-ля-ля (встают и звенят погремушкой)
(дети подходят к столам).
-Нашим ключиком золотым открываем дверь в следующую сказку.
«Возле леса на опушке
Трое их живут в избушке.
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?» (Три медведя)(слайд 24)
(слайд 25)Дети, у медведей поломались все кровати.
-Давайте поможем имвсе кровати отремонтировать и заправить.
-У кого будет самая большая кровать?(У папы,Михаила Ивановича)
-Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)
-А самая маленькая? (у Мишутки)
-Она какого цвета (фиолетовая).
-Тогда у Настасьи Петровны кровать будет среднего размера, и цвет у
нее…(вишневый)(Дети выкладывают кровати из палочек за столами)
- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:(слайд 26, 27,28)
-Сверху в одну линию положим «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.
- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?
- на средней кроватке?
- на маленькой кроватке? (Ответы детей)
- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)
- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны
на каждую кровать.
- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы
им помогли.
5.Рефлексия. 2 мин (слайд 29)
- Спасибо, Вам ребята, что помогли сказочным героям.
Гномик благодарит вас за помощь, передает вам подарок и прощается с вами.
Пришло время расставаться
И с героями сказок прощаться.
Но не будем унывать
Сказку будем в гости звать.
6. Заключительная часть.1 мин.
-Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова. Закройте глаза.
Все мы дружные ребята,
Мы – ребята дошколята.
Из любого положенья
Выход мы всегда найдем
Фантазировать умеем
И нигде не пропадем.
Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Кому понравилось наше путешествие, улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.
- Что больше всего вам понравилось?
- А какое было самое трудное задание?
- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.
Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...
Конспект по образовательной области познание с интеграцией в художественное творчество для детей старшей группы тема: “Наблюдение за морской свинкой»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста для обобщения и систематизации знаний о грызунах (на примере морской свинки)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...
Образовательная деятельность детей по теме «День Победы». Методическая разработка (конспект) образовательной деятельности «Животные – герои Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста.
Данная образователная деятельность поможет педагогам ознакомить детей о подвигах в ВОВ наших братьев меньших - боевых собаках...
Методическая разработка по образовательной области "Познание"-ФЭМП
Аналитическая справка открытой образовательной деятельности, проведенной в рамках методической недели по образовательной области "Познание" ФЭМП...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Животные Зимой» (старший возраст)
Методическая разработка НОД " Животные зимой"- это авторская разработка,которой может быть основой для проведения интересного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного воз...
Методическая разработка "Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста"
В методической разработке раскрываются этапы формирования пространственных предлогов. Предлагаются игры и упражнения по преодолению аграмматизмов в речи....