Презентация "Использование нетрадиционных пособий для ФЭМП у старших дошкольников"
презентация по математике

Бурлакова Елена Николаевна

Презентация "Использование нетрадиционных пособий для ФЭМП у старших дошкольников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №95» Бурлакова Е.Н. Использование нетрадиционных пособий для ФЭМП у старших дошкольников.

Слайд 3

Дидактические игры с блоками Дьенеша . Блоки Дьенеша - 48 геометрических фигур, которые характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьене ш а разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д. Дидактическая игра «Найди заданную фигуру». Цель: нахождение фигуры по заданным свойствам. Дидактическое упражнение «Разложи правильно». Цель: ориентировка на листе бумаги. Дидактическая игра «Цепочка» Цель: построение цепочки из фигур по заданным свойствам. Дидактическая игра «Сложи фигурку по схеме» Цель: ориентировка в пространстве. Видео

Слайд 4

Цветные счётные палочки Кюизенера В играх с « Палочками Кюизенера » дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 < 7, 7 > 6, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивании палочек по сумме. В подготовительной к школе группе дети закрепляют состав числа из 2-х меньших (8 + 1 = 9 ) , учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры . Дидактическое упражнение «Числовая лесенка» Цель: упражнение в прямом и обратном счёте. Дидактическое упражнение «Разложи палочки по длине от самой длинной до самой короткой». Цель: сравнение по длине, упражнение в порядковом счете. Дидактическое упражнение «Укладываем конфеты в коробку» Цель: знакомство с составом числа из единиц. Видео

Слайд 5

Кубики Никитина Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы. Они разработали интересную систему развивающих игр. К развивающим играм Никитина относятся игры: « Уникуб », «Кубики для всех », « Сложи узор», «Сложи квадрат », «Кирпичики» и др. Развивающая игра «Сложи узор»

Слайд 6

Игровые занимательные задания со счётными палочками. Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают. Выкладывание фигур по схеме- образцу. Задачи на смекалку геометрического характера (преобразование одних фигур в другие). Выкладывание фигур по схеме- образцу.

Слайд 7

Дидактические игры с геометрическими фигурами. Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Это игры « Танграм », «Пифагор», «Монгольская игра», « Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления.

Слайд 8

Работа с интерактивной доской. Интерактивная доска - это учебный инструмент, который позволяет демонстрировать изображение с компьютера на экране при помощи цифрового проектора. Взрослый и ребёнок могут писать, рисовать, чертить, добавлять примечания, выделять текст или определенную область экрана, а затем сохранять полученные изображения для дальнейшего изучения. Также можно проигрывать видео, запускать обучающие видео, открывать веб-сайты и программы. Но не стоит забывать, что сама по себе интерактивная доска – это всего лишь предмет, который заинтересовать и обучить детей не может. Залогом успеха является тщательная подготовка занятия и подборка материала со стороны воспитателя, лишь тогда он сможет полностью использовать весь потенциал современных технологий и дать детям больше знаний. Обучающие игры.

Слайд 9

Литература 1. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» г. Москва «Просвещение» 1990г. 2. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников». Методическое пособие (библиотека программы «Детство»), СПб, «Детство-Пресс», 2004г. 3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд.3-е. М.: Ювента , 2016г. 4. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька …». Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. 5. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька…». Математика для детей 6-7 лет . Часть 2. 6. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. «Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей», СПб, «Детство-Пресс», 2003г. 7. Чеплашкина И.Н. и др. «Математика это интересно». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. СПб, « Детство-Пресс», 2004г.



Предварительный просмотр:

1 слайд: Я подготовила презентацию о нетрадиционных пособиях, используемых мной для формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

2 слайд: Пособия, о которых сегодня пойдет речь, известны очень давно и имеются в каждом дошкольном учреждении,  поэтому называть их нетрадиционными не совсем правильно. Скорее их можно назвать редко используемые: это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина,  счетные палочки,  игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».

Сегодня я хочу вам показать эффективность и необходимость использования этих пособий.

3 слайд: И начну с уникального материала, который называется логические блоки Дьенеша. Они разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Эффективность этого и других пособий обусловлена психологическими особенностями ребёнка. Познание предметов через манипулирование и игру с ними. Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: форме, цвету, размеру и толщине.

Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

– развивать пространственные представления.

– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,

– развивать речь.

 Работу с блоками Дьенеша можно начинать с младшей группы. Сначала это будут элементарные задания (« Найди фигуру такого же цвета» или «сложи в корзинку зайке только круглые фигуры»). В каждой возрастной группе задания усложняются.

Видео. Дидактическое упражнение «Второй ряд».

Задачи: развивать  умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур, называть их; развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам.

4 слайд: Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете». Придумал такое развивающее пособие учитель младших классов из Бельгии Джордж Кюизенер в 1952 году. Его методика очень понравилась специалистам-педагогам она прекрасно дополняла любые традиционные методы обучения детей.

- С помощью палочек можно знакомить с количественным и порядковым счетом, образованием чисел в пределах 10, с составом числа из единиц, из 2-х меньших, складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

- Благодаря палочкам,   развивается логическое мышление.

- Палочки дают возможность получать знания в результате исследований.

- Содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

Помимо того, что палочки Кюизенера помогают решать основные задачи, они ещё и  развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера можно использовать  в работе с детьми с двух лет.  В младших группах дети могут выкладывать из палочек геометрические фигуры, складывать «конфеты» одного цвета в коробочку и т. д. Постепенно задания усложняются.

 

Видео « Состав числа из двух меньших».

  Вывод: Методика Кюизенера –не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

5 слайд: Игры - начало упражнений ума, тренировка мозга, направленная на решение задач от элементарных к более сложным. На этом принципе созданы детские головоломки Никитина.

Один из первых видов игрушек, который появляется у малыша - кубики. С их помощью у ребёнка развивается пространственное мышление, умение конструировать и фантазия. Это развивает моторику, привычку работать как головой, так и руками. Я использую в работе игры Никитиных из серии «Сложи узор». Кубики в наборе раскрашены не только по граням, но и по диагонали. С их помощью можно выкладывать разноцветные узоры. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е. выполнять уже творческую работу.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

6 слайд: К сожалению, и такой материал, как обычные счетные палочки, используется редко или в узком направлении. Например, при обучении количественному счёту или при знакомстве с составом числа из двух меньших.

Хотя их можно использовать в задачах на смекалку, головоломках, в занимательных играх.  (Например, как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?) Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. Такой материал можно использовать при организации свободной деятельности детей, для закрепления пройденного материала, для индивидуальной работы или включать в занятие по формированию элементарных математических представлений. При выполнении задания, дети выполняют практические поисковые действия ( перекладывание, подбор) и мыслительные ( обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).  Занимательные игры с палочками позволяют закрепить знания о форме, количестве, о пространственных отношениях.

7 слайд: Игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».

Всем ли известно, что такое танграм? Это одна из известных головоломок. Она родилась в Китае более 3000 лет назад. Из 7 элементов, на которые разделен квадрат, можно составить множество различных предметов и фигур животных. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект.

Такие игры позволяют закреплять знания детей о форме, развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, развивать мелкую моторику, воспитывать терпение, усидчивость, самостоятельность.

8 слайд: Это пособие еще довольно новое,  но есть уже во всех детских садах. Интерактивная доска привлекает внимание детей, т. к. она напоминает им работу с компьютером. Интерактивная доска позволяет воспитателю написать

любую игру, к любому занятию. Главное нужно научиться работать с программой СМАРТ.  

                                            Пример на видео.

ВЫВОД: Что ж, выбор методов и материалов за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите. Главное, чтобы вашим детям было интересно, и вы видели результат своих трудов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное игровое пособие по обучению грамоте старших дошкольников.

Мультимедийное игровое пособие по ознакомлению дошкольников на начальных этапах  со звуками А , У и буквами А, У. Обучение чтению звукокомплексов АУ, УА. Ребенок получает задание и как в компьюте...

Дидактическое пособие по безопасности для старших дошкольников "Сказки в загадках"

Автором разработано дидактическое пособие по безопасности для старших дошкольников в дополнение к занятию...

Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")

Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...

Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников

Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников...

Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников

Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников...

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....

Методическая разработка: дидактическое пособие по ФЭМП для старшего возраста «Геометрическая мозайка», видео

Методическая разработка:дидактическое пособие по ФЭМП для старшего возраста «Геометрическая мозайка» Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального о...