Презентация "Использование нетрадиционных пособий для ФЭМП у старших дошкольников"
презентация по математике
Презентация "Использование нетрадиционных пособий для ФЭМП у старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netraditsionnyh_posobiy_dlya_femp_u_starshih_doshkolnikov.pptx | 2.88 МБ |
tekst_k_prezentatsii_ispolzovanie.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактические игры с блоками Дьенеша . Блоки Дьенеша - 48 геометрических фигур, которые характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьене ш а разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д. Дидактическая игра «Найди заданную фигуру». Цель: нахождение фигуры по заданным свойствам. Дидактическое упражнение «Разложи правильно». Цель: ориентировка на листе бумаги. Дидактическая игра «Цепочка» Цель: построение цепочки из фигур по заданным свойствам. Дидактическая игра «Сложи фигурку по схеме» Цель: ориентировка в пространстве. Видео
Цветные счётные палочки Кюизенера В играх с « Палочками Кюизенера » дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 < 7, 7 > 6, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивании палочек по сумме. В подготовительной к школе группе дети закрепляют состав числа из 2-х меньших (8 + 1 = 9 ) , учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры . Дидактическое упражнение «Числовая лесенка» Цель: упражнение в прямом и обратном счёте. Дидактическое упражнение «Разложи палочки по длине от самой длинной до самой короткой». Цель: сравнение по длине, упражнение в порядковом счете. Дидактическое упражнение «Укладываем конфеты в коробку» Цель: знакомство с составом числа из единиц. Видео
Кубики Никитина Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы. Они разработали интересную систему развивающих игр. К развивающим играм Никитина относятся игры: « Уникуб », «Кубики для всех », « Сложи узор», «Сложи квадрат », «Кирпичики» и др. Развивающая игра «Сложи узор»
Игровые занимательные задания со счётными палочками. Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают. Выкладывание фигур по схеме- образцу. Задачи на смекалку геометрического характера (преобразование одних фигур в другие). Выкладывание фигур по схеме- образцу.
Дидактические игры с геометрическими фигурами. Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Это игры « Танграм », «Пифагор», «Монгольская игра», « Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления.
Работа с интерактивной доской. Интерактивная доска - это учебный инструмент, который позволяет демонстрировать изображение с компьютера на экране при помощи цифрового проектора. Взрослый и ребёнок могут писать, рисовать, чертить, добавлять примечания, выделять текст или определенную область экрана, а затем сохранять полученные изображения для дальнейшего изучения. Также можно проигрывать видео, запускать обучающие видео, открывать веб-сайты и программы. Но не стоит забывать, что сама по себе интерактивная доска – это всего лишь предмет, который заинтересовать и обучить детей не может. Залогом успеха является тщательная подготовка занятия и подборка материала со стороны воспитателя, лишь тогда он сможет полностью использовать весь потенциал современных технологий и дать детям больше знаний. Обучающие игры.
Литература 1. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» г. Москва «Просвещение» 1990г. 2. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников». Методическое пособие (библиотека программы «Детство»), СПб, «Детство-Пресс», 2004г. 3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд.3-е. М.: Ювента , 2016г. 4. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька …». Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. 5. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька…». Математика для детей 6-7 лет . Часть 2. 6. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. «Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей», СПб, «Детство-Пресс», 2003г. 7. Чеплашкина И.Н. и др. «Математика это интересно». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. СПб, « Детство-Пресс», 2004г.
Предварительный просмотр:
1 слайд: Я подготовила презентацию о нетрадиционных пособиях, используемых мной для формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
2 слайд: Пособия, о которых сегодня пойдет речь, известны очень давно и имеются в каждом дошкольном учреждении, поэтому называть их нетрадиционными не совсем правильно. Скорее их можно назвать редко используемые: это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, счетные палочки, игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».
Сегодня я хочу вам показать эффективность и необходимость использования этих пособий.
3 слайд: И начну с уникального материала, который называется логические блоки Дьенеша. Они разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Эффективность этого и других пособий обусловлена психологическими особенностями ребёнка. Познание предметов через манипулирование и игру с ними. Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: форме, цвету, размеру и толщине.
Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:
– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
– развивать пространственные представления.
– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,
– развивать речь.
Работу с блоками Дьенеша можно начинать с младшей группы. Сначала это будут элементарные задания (« Найди фигуру такого же цвета» или «сложи в корзинку зайке только круглые фигуры»). В каждой возрастной группе задания усложняются.
Видео. Дидактическое упражнение «Второй ряд».
Задачи: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур, называть их; развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам.
4 слайд: Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете». Придумал такое развивающее пособие учитель младших классов из Бельгии Джордж Кюизенер в 1952 году. Его методика очень понравилась специалистам-педагогам она прекрасно дополняла любые традиционные методы обучения детей.
- С помощью палочек можно знакомить с количественным и порядковым счетом, образованием чисел в пределах 10, с составом числа из единиц, из 2-х меньших, складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.
- Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.
- Палочки дают возможность получать знания в результате исследований.
- Содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
Помимо того, что палочки Кюизенера помогают решать основные задачи, они ещё и развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Палочки Кюизенера можно использовать в работе с детьми с двух лет. В младших группах дети могут выкладывать из палочек геометрические фигуры, складывать «конфеты» одного цвета в коробочку и т. д. Постепенно задания усложняются.
Видео « Состав числа из двух меньших».
Вывод: Методика Кюизенера –не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
5 слайд: Игры - начало упражнений ума, тренировка мозга, направленная на решение задач от элементарных к более сложным. На этом принципе созданы детские головоломки Никитина.
Один из первых видов игрушек, который появляется у малыша - кубики. С их помощью у ребёнка развивается пространственное мышление, умение конструировать и фантазия. Это развивает моторику, привычку работать как головой, так и руками. Я использую в работе игры Никитиных из серии «Сложи узор». Кубики в наборе раскрашены не только по граням, но и по диагонали. С их помощью можно выкладывать разноцветные узоры. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е. выполнять уже творческую работу.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
6 слайд: К сожалению, и такой материал, как обычные счетные палочки, используется редко или в узком направлении. Например, при обучении количественному счёту или при знакомстве с составом числа из двух меньших.
Хотя их можно использовать в задачах на смекалку, головоломках, в занимательных играх. (Например, как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?) Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. Такой материал можно использовать при организации свободной деятельности детей, для закрепления пройденного материала, для индивидуальной работы или включать в занятие по формированию элементарных математических представлений. При выполнении задания, дети выполняют практические поисковые действия ( перекладывание, подбор) и мыслительные ( обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Занимательные игры с палочками позволяют закрепить знания о форме, количестве, о пространственных отношениях.
7 слайд: Игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».
Всем ли известно, что такое танграм? Это одна из известных головоломок. Она родилась в Китае более 3000 лет назад. Из 7 элементов, на которые разделен квадрат, можно составить множество различных предметов и фигур животных. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.
Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект.
Такие игры позволяют закреплять знания детей о форме, развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, развивать мелкую моторику, воспитывать терпение, усидчивость, самостоятельность.
8 слайд: Это пособие еще довольно новое, но есть уже во всех детских садах. Интерактивная доска привлекает внимание детей, т. к. она напоминает им работу с компьютером. Интерактивная доска позволяет воспитателю написать
любую игру, к любому занятию. Главное нужно научиться работать с программой СМАРТ.
Пример на видео.
ВЫВОД: Что ж, выбор методов и материалов за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите. Главное, чтобы вашим детям было интересно, и вы видели результат своих трудов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное игровое пособие по обучению грамоте старших дошкольников.
Мультимедийное игровое пособие по ознакомлению дошкольников на начальных этапах со звуками А , У и буквами А, У. Обучение чтению звукокомплексов АУ, УА. Ребенок получает задание и как в компьюте...
Дидактическое пособие по безопасности для старших дошкольников "Сказки в загадках"
Автором разработано дидактическое пособие по безопасности для старших дошкольников в дополнение к занятию...
Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")
Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...
Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников
Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников...
Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников
Нетрадиционные пособия по оздоровлению и профилактике дошкольников...
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....
Методическая разработка: дидактическое пособие по ФЭМП для старшего возраста «Геометрическая мозайка», видео
Методическая разработка:дидактическое пособие по ФЭМП для старшего возраста «Геометрическая мозайка» Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального о...