Конспект ООД "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Космическое путешествие»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Сальникова О.В.
Детский сад №233 ОАО «РЖД»
Задачи:
- Знакомство с планетами Солнечной системы.
- Учить детей анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур, закрепить прямой (до 10) и обратный счет от 10, порядковый счет;
- Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;
- Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
Предварительная работа:
- Просмотр фильма «Другие миры» из документального сериала «Планеты»;
- Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»;
- Беседа на тему «Луна – спутник Земли».
Оборудование:
- Тканное полотно с изображением космоса (планеты, солнце, звёзды)
- Наборы геометрических фигур (для каждого ребенка)
- Эмблемы, зеркальца, картинки одежды (куртка, комбинезон, скафандр, пальто).
Ход занятия
Воспитатель: С древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, и конечно, человек мечтал полететь в космос. А что если нам совершить межпланетное путешествие, в воображении, конечно? Погрузим всё необходимое в самый быстрый самолет и в полет… (Объяснение детей, почему нельзя лететь в космос на самолёте). Правильно, самолет летит, опираясь на воздух, а в космосе нет воздуха, поэтому на самолете нам туда не долететь. Мы полетим туда на ракете.
Воспитатель: Значит, нам надо сконструировать ракету. Перед вами лежат фигуры, скажите, как можно назвать их одним словом? Они какие?(ответы детей). Правильно, геометрические. Какие геометрические фигуры для построения ракеты у нас есть? (круг, прямоугольники, треугольники)
Дети берут фигуры разного размера и цвета и конструируют ракету.
Воспитатель: Сколько конструкций ракет. Целый космодром! Теперь нам надо выбрать одежду для космонавтов
На столе разложены картинки с изображением куртки, комбинезона, пальто, скафандра. (Дети делают выбор).
Вы правильно выбрали скафандр. Расскажите мне, почему именно скафандр вы выбрали? Почему вы решили, что именно в скафандре можно лететь в космос? (Дети отвечают). В космос космонавт летит в скафандре, который состоит из нескольких слоев и защищает его от вредных воздействий. В таком скафандре космонавт может летать в космос 15 лет подряд и ничего ему не сделается.
В космосе невесомость и мы с вами будем как пушинки, и все предметы будут разлетаться. Поэтому все предметы в нашем космическом корабле мы закрепим.
Воспитатель: А теперь мы готовы отправиться в космос. Внимание, внимание!!! Наш экипаж отправляется в полет. Руки положите на пульт управления ракетой, ноги на педали. Начинаем обратный отсчет: (10, 9, 8 ... 1, 0, пуск – дети считают. Включается космическая музыка, открывается панно с изображением космоса.)
Вот мы и в космосе! В иллюминаторы мы видим много разных планет. Все они вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью которая называется Солнечная система. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает Солнечной системы. Давайте посчитаем, сколько же всего планет в этой дружной семье.
– Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. На этой планете очень жарко, как вы думаете почему? (ответы детей – потому что она находится рядом с Солнцем). Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год Меркурий успевает обежать вокруг Солнца 4 раза. Древние греки говорили:»Кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия».
Меркурий
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит:»Меня догоните!»
– Вторая от Солнца планета – Венера. Её называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то утром, то вечером. Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты Венеры.
ВЕНЕРА
В честь богини красоты названа, Венера, ты!
В тёмных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.
– Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней есть все условия для жизни животных и людей. Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком далеко и не слишком близко от Солнца. Мы с вами помним, что нашу планету называют голубой планетой, а это потому, что она окутана голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает Землю от перегрева, от охлаждения, от ударов метеорита и, кроме того большую часть нашей планеты занимает вода, которая необходима всем живым организмам.
ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЖИЗНИ
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
– Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету, она отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют «красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.
МАРС
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Самые близкие к Солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все эти планеты твёрдые и каменистые. Меркурий очень похож на Луну. Венера самая горячая планета и покрыта ядовитыми облаками. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Под космическую музыку дети двигаются так, как будто они в невесомости. Ловят предметы, среди них космический фотоаппарат. Воспитатель предлагает сфотографировать планеты.
(Раздается звонок в дверь).
Воспитатель: Извините, ребята, звонят из лаборатории. (Уходит и приносит конверт). Ну вот, фотографии уже готовы. Посмотрим, что у нас получилось. Ага, получилось очень даже неплохо! Вот вам снимки, мы продолжаем знакомится с планетами Солнечной системы.
– Пятая планета от Солнца – Юпитер. Это громадный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.
ЮПИТЕР
Юпитер – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
– Шестая планета от Солнца – Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и поэтому на планете очень холодно. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
САТУРН
Сатурн – красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
– Уран расположен за Сатурном. Скажите, ребята, какая по счету эта планета? (ответы детей). Правильно седьмая. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу Обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь. И на планете царит туман.
УРАН
Уран-лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорок лет там длится день
И сорок лет – ночь.
– Нептун – восьмая от Солнца планета, она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.
НЕПТУН
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.
ПЛУТОН
Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на все планеты и вспомним, как они называются и какие по счету они стоят. Например Уран, Земля... (Ответы детей). Сколько всего планет в Солнечной системе? Какая планета вам понравилась больше всего и почему? Какая планета самая маленькая? А самая большая? Какую планету называют красной? Назовите планету-лежебоку.
Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы (Ответы детей). Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.
Но все равно наша планета Земля самая главная, самая красивая планета Солнечной системы, потому что мы живем на ней. Так давайте же беречь ее! И кто знает, может среди вас сейчас находится будущий космонавт, который полетит в космос, посмотрит на нашу планету сверху и скажет: «Какая же она красивая!!!».
Использованная литература:
- Шорыгина Т.А. О космосе. - М.:Книголюб, 2005.
- ВВС, Документальный сериал. Планеты, 2005.
- OXFORD. Астрономия. - М.:Росмэн,1995.
- Хизер Купер, Найджел Хенбест. Атлас космоса. - М.: Дорлинг Киндерсли.1998.
- Шилина В.В. Цикл занятий для детей подготовительной к школе группы «Олимпиада знаек». 2005.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
- Дыбина О.В.Ребенок и окружающий мир. - М.:Мозаика-синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа
Представлен конспект игры путешествия Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...
Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....
Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"
Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе
Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....