КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы «Путешествие в мир часов»
план-конспект занятия по математике
Мы ежедневно сталкиваемся с понятием «время», «часы». Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать. Формирование представлений о времени у дошкольников сложные процесс, требующий систематичной, последовательной работы и творческого подхода. Шаг за шагом, осваивая временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию, позволила им не потеряться во времени и пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_mir_chasov.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 14
муниципального образования Темрюкский район
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
с детьми разновозрастной группы
«Путешествие в мир часов»
Выполнила Удоденко Н.Г.,
воспитатель МБДОУ ДС КВ № 14
г. Темрюк 2023 г.
Тема: «Путешествие в мир часов».
Дата проведения:
Образовательная область: ФЭМП
Цель: познакомить детей с историей часов.
Задачи.
Образовательные: расширить знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека; уточнить знания детей о времени; закрепить знания о геометрических фигурах, величине, цветовой гамме.
Развивающие: развивать зрительную память, умение делать выводы, излагать мысли.
Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, познавательный интерес.
Предварительная работа: внесение в группу и рассматривание часов;
разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения; чтение художественной литературы о времени.
Развивающая предметно-пространственная среда: мультимедийное оборудование, будильник, коробка, часы (наручные, карманные, настенные, настольные, песочные), иллюстрации с изображением часов, презентация «Какие бывают часы», клей, салфетки, альбом.
Используемые технологии.
Информационно-коммуникационные технологии: презентация «Какие бывают часы».
Игровые: дидактическая игра: «Назови часы».
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Тик так, тик так», подвижная игра «Часики тик-так, тик-так».
Список литературы:
- Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Часы// М. : Издательство «Ювента», 2004
- Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени», ТЦ «Сфера», 2009
- Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г.
- Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г.
- Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г.
- Дыбина О.В. «Творим, измеряем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера»2002 г.
- Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991 г.
- Соболева А.В. «Загадки – смекалки», Гном-Пресс,2006г.
- Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском саду».
Описание содержания непосредственно образовательной деятельности:
- Вводная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Ход деятельности.
Вводная часть.
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: здравствуйте.
Основная часть.
Мотивация.
(В группе звенит звонок будильника).
Воспитатель: ребята, прислушайтесь, как вы думаете, что это за звук, откуда он? (Ребята находят коробку).
Дети: внутри коробки звенит звонок. Интересно, что это.
Воспитатель: на коробке надпись:
«Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать».
Что лежит внутри?
Дети: внутри лежат часы. (Дети находят часы, рассматривают их).
Воспитатель: посмотрите, как много здесь разных часов. Что вы знаете и можете рассказать о часах?
Дети: по часам можно узнать время; они нужны, чтобы никуда не опаздывать.
Воспитатель: обратите внимание на их величину, форму, цвет, материал из которого они сделаны. Одинаковые ли они?
Дети: все часы разные: большие и маленькие, разного цвета, стеклянные, железные, пластмассовые, круглые и квадратные и т.д.
Воспитатель: ребята, а у вас есть часы? (Несколько положительных ответов). У Димы и Даши тоже есть часы, ребята носят их на руках, поэтому эти часы называются наручные. Чем они отличаются от других часов?
Дети: они меньше других часов и у них есть ремешок или браслет.
Воспитатель: посмотрите, а в нашей группе есть часы?
Дети: да, вот они (показывают руками).
Воспитатель: они, где расположены?
Дети: они висят на стене (подходят к стене).
Воспитатель: значит, как мы про такие часы можем сказать, какие они?
Дети: настенные. А еще одни часы стоят на столе (подходят к столу).
Воспитатель: как называют их?
Дети: настольные. А на полке стоит будильник (подходят к полке).
Воспитатель: интересно, почему его так называют?
Дети: потому, что он всех будит и не дает опоздать на работу и в детский сад.
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: садитесь поудобнее и внимательно слушайте и смотрите (просмотр презентации). Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и взлетев на забор, кричат «Ку-ка-ре-ку». Потом люди стали определять время по солнцу. Посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную, как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по её положению люди определяли время дня. Солнечные часы показывали время только в солнечный день. В пасмурный день и ночью солнечные часы не работали. Как вы думаете, удобными ли были такие часы? Почему?
Дети: нет, эти часы показывали время только в солнечную погоду.
Воспитатель: такими часами люди пользовались недолго, на смену солнечным часам пришли водные, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны?
Дети: в них надо постоянно подливать воду.
Воспитатель: тогда человек изобрел песочные часы. Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя. Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?
Дети: нет, эти часы надо все время переворачивать.
Воспитатель: у нас в группе тоже есть песочные часы, посмотрите, они рассчитаны на 1 минуту. Как вы думаете 1 минута это много или мало? Сейчас мы и проверим, переворачиваем песочные часы.
Игра «Часики тик-так, тик-так»
(Дети играют ровно одну минуту, пока сыплется песок.)
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Посмотри, который час: налево — раз, направо — раз,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника.)
Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
Спину тоже разминаем, взад-вперёд её сгибаем.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
(Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом, то к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье, чтобы отдых дать спине.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
(Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно, и пора нам сесть на место.
(Дети садятся.)
Воспитатель: ну как 1 минута это много или мало?
Дети: мало.
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?
Игра «Молчанка»
(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок).
Воспитатель: а теперь 1 минута - это много или мало?
Дети: много.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?
Дети: время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.
Воспитатель: правильно, есть даже такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего». Кто знает пословицы о времени?
Дети: «Всему свое время», «Всякое семя знает свое время», «Делу - время, потехе – час».
Воспитатель: ребята, посмотрите на экран. Существуют еще цветочные часы. Самые первые цветочные часы были созданы в Шведском городе Упсале. Циферблатом часов послужила цветочная клумба, а роль цифр исполнили разнообразные цветы, пробуждающиеся и засыпающие в определенное время.
Так же существуют башенные часы, которые повесили на высокую башню. Каждый час эти часы бьют, и люди знают, который час.
Воспитатель: так же люди придумали такие часы, которые можно было повесить или поставить в каждом доме. Так и появились разные часы: настенные, часы с кукушкой, напольные, настольные, наручные, карманные, электронные, часы будильник.
Игра: «Назови часы».
Висят на стене – (настенные),
Стоят на полу – (напольные),
Стоят на столе – (настольные),
Носят на руке – (наручные),
Лежат в кармане – (карманные),
Стоят на камине – (каминные).
(Раздаётся бой курантов с изображением на экране мультимедийной установкиМосквы, Кремля, Спасской башни).
Воспитатель: ребята, что вы слышите?
Дети: мы слышим бой курантов.
Воспитатель: посмотрите на экран. Куранты - это самые большие и самые точные часы, по ним сверяют свои часы все россияне. А где они находятся?
Дети: на Спасской башне Кремля, в Москве.
Физкультминутка
Тик-так, тик – так, я привык делать вот так (взмахи руками , вдоль туловища)
Влево шаг ивправо шаг, тик-так, тик-так (шаг влево, шаг вправо)
Наклонились вниз тик-так (наклоны)
Встали руки вверх тик-так (руки вверх)
Приседаем и встаем, а теперь ко мне идем.
Воспитатель: ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в нашу творческую мастерскую для изготовления часов. Вы согласны.
Дети: да.
Воспитатель: какие чудесные часы у вас получились.
Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, что нового вы сегодня узнали? Расскажите, как бы мы жили, если бы не было часов? Какие бывают часы? Для чего нужны часы? В следующий раз, мы с вами, будем учиться определять время, чтобы вы не опаздывали в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по городу Пяти чувств»
Целью данного мероприятия является уточнение и обобщение знаний детей о сенсорных возможностях органов чувств человека и упражнение их в использовании имеющихся знаний на практике, а также формир...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в страну геометрических фигур».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Путешествие в страну геометрических фигур» с использованием развивающих игр. Интеграция образовательных областей: «По...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему: "Билет на Луну"
Цель: закреплять умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.Задачи:Образовательные:закрепить порядковый счет от 1 до 10;обобщить и закрепить знания о временах года, назыв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы (4-6 лет) с общим недоразвитием речи «Мы разные»
Конспект занятия для детей дошкольного возраста о людях с ограниченными возможностями....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы «Числа и цифры 1–8. Знаки +,-»
Цели и задачи:образовательная область «Познавательное развитие»:• вызвать у детей интерес к изучению цифр и знаков с помощью игровой ситуации;• учить самостоятельно решать постав...