Практическое пособие "ГЕОМЕТРИКИ" по использованию развивающих игр в формировании геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Чебоксарова Светлана Юрьевна

Данное практическое пособие является результатом исследовательской и практической работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию геометрических представлений посредством развивающих игр. «Геометрики» использовалось с целью повысить уровень знаний, умений и навыков детей средней группы в области геометрических представлений.

На первых страницах вы найдете задачи, которые ставит перед педагогами программа «От рождения до школы». В этом пособии собраны развивающие игры по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Это игры с использованием наглядного и раздаточного материала, словесные развивающие игры, а также игры малой подвижности, способствующие формированию геометрических представлений у детей.

Каждая игра представлена в виде плана, в котором прослеживается вся информация, необходимая для удачного проведения игры. А именно: название, задачи, интеграция образовательных областей, перечень необходимых материалов, а также этапы и содержание каждого этапа игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriki.docx72.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»

Составили: Печерица Г. В., Мясоедова С. Ю.

Практическое пособие

«ГЕОМЕТРИКИ»

по использованию развивающих игр

в формировании геометрических представлений  у детей

среднего дошкольного возрастаКартинки по запросу геометрические фигуры картинки

Картинки по запросу квадрат картинки

Картинки по запросу треугольник картинки

Картинки по запросу прямоугольник картинки

Троицк, 2018 г.

Введение

«Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры».

 (Л.А. Венгер)

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Дошкольники среднего возраста  умеют различать и называть прямоугольник, его элементы; знают о том, что фигуры могут быть разных размеров; соотносят форму предметов с известными им геометрическими фигурами. Этими умениями и навыками дети могут овладеть только в случае помощи взрослого. Правильно организованная деятельность воспитателя, задания и знания, которые даются детям, должны соответствовать возрастным особенностям, общепринятым нормам и требованиям работы с детьми.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. С помощью геометрических сказок, развивающих игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении.  Развивающая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.

Рекомендации по использованию пособия

Данное практическое пособие является результатом исследовательской и практической работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию геометрических представлений посредством развивающих игр. «Геометрики» использовалось с целью повысить уровень знаний, умений и навыков детей средней группы в области геометрических представлений.

На первых страницах вы найдете задачи, которые ставит перед педагогами программа «От рождения до школы». В этом пособии собраны развивающие игры по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Это игры с использованием наглядного и раздаточного материала, словесные развивающие игры, а также игры малой подвижности, способствующие формированию геометрических представлений у детей.

Всего пособие включает в себя 16 игр по данной теме. Каждая игра представлена в виде плана, в котором прослеживается вся информация, необходимая для удачного проведения игры. А именно: название, задачи, интеграция образовательных областей, перечень необходимых материалов, а также этапы и содержание каждого этапа игры.

Задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по разделу «Форма» в образовательной области «Познавательное развитие».

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ставит перед педагогами следующие задачи по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста:

  • Развитие представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
  • Формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.)
  • Знакомство детей с прямоугольником (сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником)
  • Формирование умения различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
  • Формирование представлений о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
  • Развитие умения соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно – прямоугольник и др.) [1]

Формирование у детей геометрических представлений наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

Используются наглядные, практические и словесные методы и приемы.

Развивающие игры по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Тема:

«Найди и назови» (с геометрическим полем)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие.

Задачи:

  1. Учить детей находить и называть геометрические фигуры.
  2. Развивать игровую деятельность, глазомер, мышление, речь.
  3. Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным

Предметно-пространственная среда:

        Методическое пособие «Геометрическое поле» (70смх100см)с изображением геометрических фигур разных цветов и величины (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), указка.

Организация детей:

        Дети сидят полукругом перед геометрическим полем так, чтобы всем были видны фигуры, изображенные на нем. Играет вся группа.

№п/п

Этапы

Приемы (Содержание)

1

Организационный

момент

Внесение игрового поля

Посмотрите, как много геометрических фигур на этом поле. Давайте их назовем.

2

Мотивация

Предстоящий праздник

Совсем скоро в нашем детском саду будет праздник геометрических фигур. И мы с вами не сможем в нем участвовать, если не вспомним все фигуры, которые мы знаем.

3

Основная часть

Словесный метод: вопросы к детям

Наглядный метод:

Словесный метод: указание, вопросы, ответы детей.

- А что мы знаем о каждой фигуре?

(воспитатель просит нескольких детей назвать свойства геометрических фигур, после каждого описания спрашивает у других детей, о какой фигуре шла речь).

- Какого цвета могут быть геометрические фигуры?

- Воспитатель показывает детям разные фигуры и просит хором назвать их форму и цвет.

- Затем, вызывает по одному ребенку к геометрическому полю, дает указку и предлагает найти нужную фигуру, назвать ее форму, цвет, размер.

Подведение итога

Рефлексия

Отметить тех, кто был самым активным и тех, кому следует быть внимательнее.

- Что мы с вами сегодня делали?

- Какие фигуры мы нашли?

- Все ли они одного цвета и размера?

- Что было самым сложным в этой игре?

Тема:

«Чудесный мешочек»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

  1. Учить детей использовать знания свойств геометрических фигур при обследовании Блоков Дьенеша. Учить находить заданные фигуры на ощупь.
  2. Развивать мелкую моторику рук, речь, сенсорные способности.
  3. Воспитывать интерес к математическим играм.

Предметно-пространственная среда:

        Красочный непрозрачный мешочек, набор Блоков Дьенеша

Организация детей:

        Дети сидят полукругом за столами. Играет подгруппа детей.

№п/п

Этапы

Приемы (Содержание)

1

Организационный

момент

Внесение яркого красочного мешка

Посмотрите, это кто-то оставил у нас под дверью. И здесь есть записка. Кто же это мог быть?

2

Мотивация

Игра с красочным пособием, которое прислали геометрические фигуры

В записке: «Мы – геометрические фигуры, а вы нас не знаете. Вот вам чудесный мешок, он чудесным образом научит вас узнавать нас. Правила игры внутри. Ваши геометрические фигуры.»

Воспитатель объясняет правила игры, предлагает поиграть.

3

Основная часть

Наглядный метод:

Словесный метод: Худ. слово

Практический метод:

Воспитатель достает все фигуры из мешка. Вместе с детьми рассматриваются все фигуры, выделяются их основные признаки. При рассматривании используется обследовательный жест.

Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.

- Все фигуры складываются обратно в мешок. Воспитатель просит одного ребенка на ощупь достать фигуру круглой формы, другого квадратной. Можно попросить достать все фигуры, например, треугольной формы и т.д.

Подведение итога

Рефлексия

Отметить тех, кто справился лучше всех и тех, кому следует быть внимательнее.

- Что мы с вами сегодня делали?

- Какие фигуры мы нашли?

- Все ли они одного цвета и размера?

- Что было самым сложным в этой игре?

- Теперь мы знаем геометрические фигуры?

Тема:

«Найди такой же»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Задачи:

  1. Закреплять умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), их свойства, устанавливать соответсвия между двумя группами предметов.
  2. Развивать зрительное восприятие, внимание, игровую деятельность.
  3. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.

Предметно-пространственная среда:

        Набор из 4-5 геометрических фигур, две шкатулки с замками – геометрическими фигурами, предметные картинки для составления рассказа.  

Организация детей:

        Дети сидят полукругом на коврике. Играет вся группа.

№п/п

Этапы

Приемы (Содержание)

1

Организационный

момент

Сюрпризный момент.

Кто-то под нашей дверью оставил шкатулки. Посмотрите, какие они яркие, красивые. Но они закрыты.

Мотивация

Интерес открыть шкатулки

Давайте мы попробуем их открыть

3

Основная часть

Словесный метод:

Наглядный метод:

Практический метод:

-Мне кажется, так просто у нас не получится, ведь здесь вместо замков какие-то геометрические фигуры. И рядом лежат карточки – ключи с изображением геометрических фигур. Давайте их назовем?

(при назывании каждой фигуры, дети называют их свойства).

-Как вы думаете, как мы можем открыть эти шкатулки? Правильно, приложить карточки-ключи к замкам, какая фигура совпадет с той, что нарисована на шкатулке, тот ключ и будет нужным.

-Внутри лежат картинки. Мне кажется, по ним можно составить интересный рассказ.

Воспитатель с детьми составляет рассказ по картинкам в шкатулках.

Подведение итога

Рефлексия

Вопросы:

-Как мы открыли шкатулки?

-Какие геометрические фигуры были в качестве замков?

Такая игра может служить как разминка перед основной деятельностью, в данном случае, перед составлением рассказа по предметным картинкам.

Тема:

«Найди предмет такой же формы»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие.

Задачи:

  1. Учить детей различать и называть геометрические фигуры и формы; учить соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами.
  2. Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мышление, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к математическим играм в повседневной жизни.

Предметно-пространственная среда:

        Игровое поле (приложение), карточки с геометрическими фигурами.

Организация детей:

        Дети сидят за столом, проводится индивидуально (допускается 2-3)

№п/п

Этапы

Приемы (Содержание)

1

Организационный

момент

Обращение к детям

Сегодня я принесла новую игру, называется она «Найди предмет такой же формы»

Мотивация

Предложение поиграть

Давай поиграем в нее? Сейчас я расскажу тебе правила игры.

3

Основная часть

Словесный метод:

Объяснение правил игры.

Словесный метод:

Худ. слово

Практический метод:

В этой игре тебе нужно внимательно рассмотреть игровое поле. Затем, нужно определить какой формы первая картинка слева.

Смотри, арбуз! Какой он формы? – ребенок отвечает, что круглой
Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!

Следуя правилам игры, ребенок находит все предметы круглой формы, затем все квадратной и т.д, пока все клеточки не будут заполнены.

Подведение итога

Рефлексия

Отметить те фигуры, которые ребенок знает очень хорошо, указать на то, что стоит еще повторить.

- Что мы тобой сегодня делали?

- Какой формы предметы мы нашли?

- Могут ли быть с первого взгляда разные предметы быть одной формы?

- Что было самым сложным в этой игре?

- Теперь мы знаем форму окружающих нас предметов?

Тема:

«Построй»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие.

Задачи:

  1. Закреплять умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета .
  2. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, мышление, речь.
  3. Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным.

Предметно-пространственная среда:

        Плоские геометрические фигуры разного цвета и размера.

Организация детей:

        Дети сидят за столами, играет подгруппа детей.

№п/п

Этапы

Приемы (Содержание)

1

Организационный

момент

Обращение к детям

Ребята, посмотрите, как много геометрических фигур на столе. Назовите их.

Мотивация

Постройка из геометрических фигур

Из этих геометрических фигур мы можем сконструировать, то есть построить все что угодно. Вы можете сами придумать, то, что будете делать.

3

Основная часть

Словесный метод:

Вопросы:

Наглядный метод:

Практический метод:

- Расскажите, что вы знаете о каждой фигуре? (у круга нет углов, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла и т.д).

- Подумайте, что можно из них построить? (гараж, дом, мост и т.д.)

На столе перед детьми раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур  разного цвета и размера. Воспитатель просит показать различные геометрические фигуры, например большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Выяснив характеристики всех данных фигур, детям предлагается сконструировать что-либо по собственному замыслу.

Подведение итога

Рефлексия

Посмотреть все постройки. Похвалить детей за проявленное творчество.

- Что ты сегодня построил?

- Какие фигуры ты использовал?

- Все ли они были одного цвета и размера?

Тема:

«Домино»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Задачи:

  1. Закрепить знание свойств геометрических фигур; закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру.
  2. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, давать ее характеристику.
  3. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам..

Предметно-пространственная среда:

        Наборы геометрических фигур.

Организация детей:

        Дети сидят за столами, парами, один напротив другого. Играет подгруппа детей.

№п/п

Этапы

Приемы (Содержание)

1

Организационный

момент

Обращение к детям

Ребята, посмотрите, как много геометрических фигур на столе. Это я вам принесла новую игру с геометрическими фигурами.

Мотивация

Предложение поиграть в новую игру

Давайте поиграем в игру, которая называется домино. Только игра не с фишками, а с геометрическими фигурами.

3

Основная часть

Словесный метод:

Вопросы:

Объяснение правил

Практический метод:

- Какие фигуры вы знаете?

- Расскажите, что вы знаете о каждой фигуре?

Послушайте правила: один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий  должен положить на стол фигуру, отличающуюся от первой только одним признаком. Так, если 1 –й положил желтый большой треугольник, то второй  кладет, например, желтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

- Кто первый выложит фигуру?

- Если первый положил маленький красный квадрат, то какую фигуру положишь ты? (красный маленький треугольник)

- Почему ты думаешь, что это сюда подойдет?

- А какого цвета и формы твоя фигура?

Так игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся фигуры.

Подведение итога

Рефлексия

Дети убирают со стола геометрические фигуры.

- В какую игру мы сегодня играли?

- Как нужно в нее играть?

- Как вы догадывались, какую фигуру нужно положить следующей?

- Какие признаки фигур мы знаем?

Тема:

«Лото»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Задачи:

  1. Закрепить знание геометрических фигур; закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру.
  2. Развивать быстроту реакции, внимательность.
  3. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам..

Предметно-пространственная среда:

        Набор ЛОТО (карточки с геометрическими фигурами, бочонки, мешочек, фишки)

Организация детей:

        Играет подгруппа. Дети сидят за столами, у каждого игрока своя карточка.

№п/п

Этапы

Приемы (Содержание)

1

Организационный

момент

Обращение к детям

Ребята, посмотрите, как много геометрических фигур на столе. Это я вам принесла новую игру с геометрическими фигурами.

Мотивация

Предложение поиграть в новую игру

Давайте поиграем в игру, которая называется Лото. Только игра не та, в которую играю взрослые в телевизоре, а с геометрическими фигурами специально для детей.

3

Основная часть

Словесный метод:

Вопросы:

Объяснение правил

Наглядный метод:

Практический метод:

- Какие фигуры вы знаете?

- Расскажите, что вы знаете о каждой фигуре?

Послушайте правила: каждый берет себе карточку с геометрическими фигурами, несколько фишек, чтобы закрывать те клетки, в которых будут названные фигуры. Будьте внимательны, фигуры могут быть разной формы, цвета или размера. Я буду доставать по одному бочонку из мешочка. На каждом бочонке нарисованы фигуры.  

Например, я достану вот такой бочонок. На нем изображен большой красный треугольник. У кого на карточке есть такая фигура?

- Закрывай фишкой эту клетку и назови один признак этой фигуры (форма, цвет, величина).

Выигрывает тот, кто первый заполнит их все.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся пустые не закрытые клетки.

Подведение итога

Рефлексия

Дети убирают со стола карточки.

- В какую игру мы сегодня играли?

- Как нужно в нее играть?

- Сколько признаков у каждой фигуры?

- Какие признаки фигур мы знаем?

- Понравилась игра?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности"

В данной публикации представлен личный педагогический опыт по формированию геометрических представлений посредством продуктивной деятельности....

«Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».Примерное учебно-тематическое планирование занятий по формированию геометрических представлений у детей ст...

«Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».Примерное учебно-тематическое планирование занятий по формированию геометрических представлений у детей по...

Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста....

Перспективное планирование формирования геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Перспективное планирование формирования геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста....