Практическое пособие "ГЕОМЕТРИКИ" по использованию развивающих игр в формировании геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Данное практическое пособие является результатом исследовательской и практической работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию геометрических представлений посредством развивающих игр. «Геометрики» использовалось с целью повысить уровень знаний, умений и навыков детей средней группы в области геометрических представлений.
На первых страницах вы найдете задачи, которые ставит перед педагогами программа «От рождения до школы». В этом пособии собраны развивающие игры по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Это игры с использованием наглядного и раздаточного материала, словесные развивающие игры, а также игры малой подвижности, способствующие формированию геометрических представлений у детей.
Каждая игра представлена в виде плана, в котором прослеживается вся информация, необходимая для удачного проведения игры. А именно: название, задачи, интеграция образовательных областей, перечень необходимых материалов, а также этапы и содержание каждого этапа игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriki.docx | 72.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»
Составили: Печерица Г. В., Мясоедова С. Ю.
Практическое пособие
«ГЕОМЕТРИКИ»
по использованию развивающих игр
в формировании геометрических представлений у детей
среднего дошкольного возраста
Троицк, 2018 г.
Введение
«Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры».
(Л.А. Венгер)
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Дошкольники среднего возраста умеют различать и называть прямоугольник, его элементы; знают о том, что фигуры могут быть разных размеров; соотносят форму предметов с известными им геометрическими фигурами. Этими умениями и навыками дети могут овладеть только в случае помощи взрослого. Правильно организованная деятельность воспитателя, задания и знания, которые даются детям, должны соответствовать возрастным особенностям, общепринятым нормам и требованиям работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. С помощью геометрических сказок, развивающих игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении. Развивающая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.
Рекомендации по использованию пособия
Данное практическое пособие является результатом исследовательской и практической работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию геометрических представлений посредством развивающих игр. «Геометрики» использовалось с целью повысить уровень знаний, умений и навыков детей средней группы в области геометрических представлений.
На первых страницах вы найдете задачи, которые ставит перед педагогами программа «От рождения до школы». В этом пособии собраны развивающие игры по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Это игры с использованием наглядного и раздаточного материала, словесные развивающие игры, а также игры малой подвижности, способствующие формированию геометрических представлений у детей.
Всего пособие включает в себя 16 игр по данной теме. Каждая игра представлена в виде плана, в котором прослеживается вся информация, необходимая для удачного проведения игры. А именно: название, задачи, интеграция образовательных областей, перечень необходимых материалов, а также этапы и содержание каждого этапа игры.
Задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по разделу «Форма» в образовательной области «Познавательное развитие».
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ставит перед педагогами следующие задачи по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста:
- Развитие представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
- Формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.)
- Знакомство детей с прямоугольником (сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником)
- Формирование умения различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
- Формирование представлений о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Развитие умения соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно – прямоугольник и др.) [1]
Формирование у детей геометрических представлений наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.
Используются наглядные, практические и словесные методы и приемы.
Развивающие игры по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Тема:
«Найди и назови» (с геометрическим полем)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Учить детей находить и называть геометрические фигуры.
- Развивать игровую деятельность, глазомер, мышление, речь.
- Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным
Предметно-пространственная среда:
Методическое пособие «Геометрическое поле» (70смх100см)с изображением геометрических фигур разных цветов и величины (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), указка.
Организация детей:
Дети сидят полукругом перед геометрическим полем так, чтобы всем были видны фигуры, изображенные на нем. Играет вся группа.
№п/п | Этапы | Приемы (Содержание) |
1 | Организационный момент Внесение игрового поля | Посмотрите, как много геометрических фигур на этом поле. Давайте их назовем. |
2 | Мотивация Предстоящий праздник | Совсем скоро в нашем детском саду будет праздник геометрических фигур. И мы с вами не сможем в нем участвовать, если не вспомним все фигуры, которые мы знаем. |
3 | Основная часть Словесный метод: вопросы к детям Наглядный метод: Словесный метод: указание, вопросы, ответы детей. | - А что мы знаем о каждой фигуре? (воспитатель просит нескольких детей назвать свойства геометрических фигур, после каждого описания спрашивает у других детей, о какой фигуре шла речь). - Какого цвета могут быть геометрические фигуры? - Воспитатель показывает детям разные фигуры и просит хором назвать их форму и цвет. - Затем, вызывает по одному ребенку к геометрическому полю, дает указку и предлагает найти нужную фигуру, назвать ее форму, цвет, размер. |
Подведение итога Рефлексия | Отметить тех, кто был самым активным и тех, кому следует быть внимательнее. - Что мы с вами сегодня делали? - Какие фигуры мы нашли? - Все ли они одного цвета и размера? - Что было самым сложным в этой игре? |
Тема:
«Чудесный мешочек»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Учить детей использовать знания свойств геометрических фигур при обследовании Блоков Дьенеша. Учить находить заданные фигуры на ощупь.
- Развивать мелкую моторику рук, речь, сенсорные способности.
- Воспитывать интерес к математическим играм.
Предметно-пространственная среда:
Красочный непрозрачный мешочек, набор Блоков Дьенеша
Организация детей:
Дети сидят полукругом за столами. Играет подгруппа детей.
№п/п | Этапы | Приемы (Содержание) |
1 | Организационный момент Внесение яркого красочного мешка | Посмотрите, это кто-то оставил у нас под дверью. И здесь есть записка. Кто же это мог быть? |
2 | Мотивация Игра с красочным пособием, которое прислали геометрические фигуры | В записке: «Мы – геометрические фигуры, а вы нас не знаете. Вот вам чудесный мешок, он чудесным образом научит вас узнавать нас. Правила игры внутри. Ваши геометрические фигуры.» Воспитатель объясняет правила игры, предлагает поиграть. |
3 | Основная часть Наглядный метод: Словесный метод: Худ. слово Практический метод: | Воспитатель достает все фигуры из мешка. Вместе с детьми рассматриваются все фигуры, выделяются их основные признаки. При рассматривании используется обследовательный жест. Познакомьтесь, вот квадрат! Треугольник - три угла, Посмотрите-ка вокруг! - Все фигуры складываются обратно в мешок. Воспитатель просит одного ребенка на ощупь достать фигуру круглой формы, другого квадратной. Можно попросить достать все фигуры, например, треугольной формы и т.д. |
Подведение итога Рефлексия | Отметить тех, кто справился лучше всех и тех, кому следует быть внимательнее. - Что мы с вами сегодня делали? - Какие фигуры мы нашли? - Все ли они одного цвета и размера? - Что было самым сложным в этой игре? - Теперь мы знаем геометрические фигуры? |
Тема:
«Найди такой же»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Задачи:
- Закреплять умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), их свойства, устанавливать соответсвия между двумя группами предметов.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, игровую деятельность.
- Воспитывать умение четко выполнять правила игры.
Предметно-пространственная среда:
Набор из 4-5 геометрических фигур, две шкатулки с замками – геометрическими фигурами, предметные картинки для составления рассказа.
Организация детей:
Дети сидят полукругом на коврике. Играет вся группа.
№п/п | Этапы | Приемы (Содержание) |
1 | Организационный момент Сюрпризный момент. | Кто-то под нашей дверью оставил шкатулки. Посмотрите, какие они яркие, красивые. Но они закрыты. |
Мотивация Интерес открыть шкатулки | Давайте мы попробуем их открыть | |
3 | Основная часть Словесный метод: Наглядный метод: Практический метод: | -Мне кажется, так просто у нас не получится, ведь здесь вместо замков какие-то геометрические фигуры. И рядом лежат карточки – ключи с изображением геометрических фигур. Давайте их назовем? (при назывании каждой фигуры, дети называют их свойства). -Как вы думаете, как мы можем открыть эти шкатулки? Правильно, приложить карточки-ключи к замкам, какая фигура совпадет с той, что нарисована на шкатулке, тот ключ и будет нужным. -Внутри лежат картинки. Мне кажется, по ним можно составить интересный рассказ. Воспитатель с детьми составляет рассказ по картинкам в шкатулках. |
Подведение итога Рефлексия | Вопросы: -Как мы открыли шкатулки? -Какие геометрические фигуры были в качестве замков? Такая игра может служить как разминка перед основной деятельностью, в данном случае, перед составлением рассказа по предметным картинкам. |
Тема:
«Найди предмет такой же формы»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Учить детей различать и называть геометрические фигуры и формы; учить соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами.
- Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мышление, мелкую моторику, речь.
- Воспитывать интерес к математическим играм в повседневной жизни.
Предметно-пространственная среда:
Игровое поле (приложение), карточки с геометрическими фигурами.
Организация детей:
Дети сидят за столом, проводится индивидуально (допускается 2-3)
№п/п | Этапы | Приемы (Содержание) |
1 | Организационный момент Обращение к детям | Сегодня я принесла новую игру, называется она «Найди предмет такой же формы» |
Мотивация Предложение поиграть | Давай поиграем в нее? Сейчас я расскажу тебе правила игры. | |
3 | Основная часть Словесный метод: Объяснение правил игры. Словесный метод: Худ. слово Практический метод: | В этой игре тебе нужно внимательно рассмотреть игровое поле. Затем, нужно определить какой формы первая картинка слева. Смотри, арбуз! Какой он формы? – ребенок отвечает, что круглой Следуя правилам игры, ребенок находит все предметы круглой формы, затем все квадратной и т.д, пока все клеточки не будут заполнены. |
Подведение итога Рефлексия | Отметить те фигуры, которые ребенок знает очень хорошо, указать на то, что стоит еще повторить. - Что мы тобой сегодня делали? - Какой формы предметы мы нашли? - Могут ли быть с первого взгляда разные предметы быть одной формы? - Что было самым сложным в этой игре? - Теперь мы знаем форму окружающих нас предметов? |
Тема:
«Построй»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Закреплять умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета .
- Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, мышление, речь.
- Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным.
Предметно-пространственная среда:
Плоские геометрические фигуры разного цвета и размера.
Организация детей:
Дети сидят за столами, играет подгруппа детей.
№п/п | Этапы | Приемы (Содержание) |
1 | Организационный момент Обращение к детям | Ребята, посмотрите, как много геометрических фигур на столе. Назовите их. |
Мотивация Постройка из геометрических фигур | Из этих геометрических фигур мы можем сконструировать, то есть построить все что угодно. Вы можете сами придумать, то, что будете делать. | |
3 | Основная часть Словесный метод: Вопросы: Наглядный метод: Практический метод: | - Расскажите, что вы знаете о каждой фигуре? (у круга нет углов, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла и т.д). - Подумайте, что можно из них построить? (гараж, дом, мост и т.д.) На столе перед детьми раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель просит показать различные геометрические фигуры, например большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Выяснив характеристики всех данных фигур, детям предлагается сконструировать что-либо по собственному замыслу. |
Подведение итога Рефлексия | Посмотреть все постройки. Похвалить детей за проявленное творчество. - Что ты сегодня построил? - Какие фигуры ты использовал? - Все ли они были одного цвета и размера? |
Тема:
«Домино»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Задачи:
- Закрепить знание свойств геометрических фигур; закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру.
- Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, давать ее характеристику.
- Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам..
Предметно-пространственная среда:
Наборы геометрических фигур.
Организация детей:
Дети сидят за столами, парами, один напротив другого. Играет подгруппа детей.
№п/п | Этапы | Приемы (Содержание) |
1 | Организационный момент Обращение к детям | Ребята, посмотрите, как много геометрических фигур на столе. Это я вам принесла новую игру с геометрическими фигурами. |
Мотивация Предложение поиграть в новую игру | Давайте поиграем в игру, которая называется домино. Только игра не с фишками, а с геометрическими фигурами. | |
3 | Основная часть Словесный метод: Вопросы: Объяснение правил Практический метод: | - Какие фигуры вы знаете? - Расскажите, что вы знаете о каждой фигуре? Послушайте правила: один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от первой только одним признаком. Так, если 1 –й положил желтый большой треугольник, то второй кладет, например, желтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино. - Кто первый выложит фигуру? - Если первый положил маленький красный квадрат, то какую фигуру положишь ты? (красный маленький треугольник) - Почему ты думаешь, что это сюда подойдет? - А какого цвета и формы твоя фигура? Так игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся фигуры. |
Подведение итога Рефлексия | Дети убирают со стола геометрические фигуры. - В какую игру мы сегодня играли? - Как нужно в нее играть? - Как вы догадывались, какую фигуру нужно положить следующей? - Какие признаки фигур мы знаем? |
Тема:
«Лото»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Задачи:
- Закрепить знание геометрических фигур; закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру.
- Развивать быстроту реакции, внимательность.
- Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам..
Предметно-пространственная среда:
Набор ЛОТО (карточки с геометрическими фигурами, бочонки, мешочек, фишки)
Организация детей:
Играет подгруппа. Дети сидят за столами, у каждого игрока своя карточка.
№п/п | Этапы | Приемы (Содержание) |
1 | Организационный момент Обращение к детям | Ребята, посмотрите, как много геометрических фигур на столе. Это я вам принесла новую игру с геометрическими фигурами. |
Мотивация Предложение поиграть в новую игру | Давайте поиграем в игру, которая называется Лото. Только игра не та, в которую играю взрослые в телевизоре, а с геометрическими фигурами специально для детей. | |
3 | Основная часть Словесный метод: Вопросы: Объяснение правил Наглядный метод: Практический метод: | - Какие фигуры вы знаете? - Расскажите, что вы знаете о каждой фигуре? Послушайте правила: каждый берет себе карточку с геометрическими фигурами, несколько фишек, чтобы закрывать те клетки, в которых будут названные фигуры. Будьте внимательны, фигуры могут быть разной формы, цвета или размера. Я буду доставать по одному бочонку из мешочка. На каждом бочонке нарисованы фигуры. Например, я достану вот такой бочонок. На нем изображен большой красный треугольник. У кого на карточке есть такая фигура? - Закрывай фишкой эту клетку и назови один признак этой фигуры (форма, цвет, величина). Выигрывает тот, кто первый заполнит их все. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся пустые не закрытые клетки. |
Подведение итога Рефлексия | Дети убирают со стола карточки. - В какую игру мы сегодня играли? - Как нужно в нее играть? - Сколько признаков у каждой фигуры? - Какие признаки фигур мы знаем? - Понравилась игра? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация "Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности"
В данной публикации представлен личный педагогический опыт по формированию геометрических представлений посредством продуктивной деятельности....
Дидактические игры по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дмдактические игры по математике...
"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
Материал содержит отчет по работе с детьми за год по данной теме...
«Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».Примерное учебно-тематическое планирование занятий по формированию геометрических представлений у детей ст...
«Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».Примерное учебно-тематическое планирование занятий по формированию геометрических представлений у детей по...
Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста....
Перспективное планирование формирования геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Перспективное планирование формирования геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста....