Развивайка
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Программа кружка "Развивайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_-_razvivayka_-_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Программа работы кружка «Развивайка»
в подготовительной группе.
Введение
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Развивайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Программа реализуется в объёме 17 часов в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.
Актуальность
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
ЦЕЛЬ: повысить готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой, картоном, конструктором.
- Создавать композиции с изделиями.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Совершенствовать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занимательной деятельности.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности
Время действия кружка:
Количество занятий: 17.
Возраст детей: 6-7 лет.
Место проведения: подготовительная группа.
Программа составлена с учетом направлений развития и образования детей (образовательные области):
- «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, формируют начальные представления о здоровом образе жизни.
- «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
- «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Основными принципами программы математического кружка являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации:
В процессе нод используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
- Показ мультимедийных материалов.
Ожидаемый результат: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
Дети должны уметь:
- Объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
- Называть числа в прямом порядке до 20;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту;
- Делить предметы на несколько равных частей
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Перспективный план кружковой работы «Развивайка»
№ | Дата | Тема | Программное содержание |
1 | 9.09.20__ | Мониторинг | Оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей. |
2 | 23.09.20__ | Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес». | Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности. |
3 | 7.10. | «В стране геометрических фигур». | Уточнение представлений о форме геометрических фигур. Формировать умение узнавать различные фигуры, выделять их из рисунка, учить характеризовать положение фигур на плоскости листа. ( Игра-лото «Что похоже на данную фигуру?», «Чудесный мешочек», «Узнай меня», «Колумбово яйцо») |
4 | 21.10. | Превращения квадрата | Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. |
5. | 4.11. | Игра «Волшебный круг» | Уточнить представление о круге посредством решения задания на сравнение фигур. Уточнить разницу между окружностью и кругом. |
6 | 18.11. | Игра-путешествие «Математический поезд». | Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы. |
7 | 2.12. | Интеллектуальная игра «Большая игра» | Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность. |
8. | 16.12. | «Логические задачи». | Формировать приёмы умственных действий (анализ и синтез) при решении задач на сравнение и конструктивных задач. ( «Нарисуй четвертую фигуру», «Рассели жильцов»). |
9. | 13.01. | Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку» | Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности. |
10. | 27.01. | «Путешествие в страну Математика» | Продолжать учить составлять простые арифметические задачи • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. • Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. • Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепить умение составлять фигуры из счетных палочек Закрепить понятия больше, меньше, равно |
11. | 10.02. | Интерактивная игра «Математическая полянка» | Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать. |
12. | 10.03. | «Мы любим математику» | Продолжить учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел; упражнять в счете в пределах 10 (последующее и предыдущее число); продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять знания детей о составе числа 9из двух меньших чисел; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать усидчивость, умение слушать. |
13. | 24.03. | Игра-развлечение «Рыбалка» | Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение. |
14. | 7.04. | «Занимательная математика» | Закреплять понятия: верх, низ, лево, право; закреплять представление о составе чисел первого десятка; развивать умение решать задачи; закреплять представление о днях недели; развивать пространственную ориентацию; мыслительные операции: анализ, синтез, логическое мышление; упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать зрительную память, слух, внимание, связную речь, мелкую моторику. |
15. | 21.04. | «Дни недели и математика» | Закрепить знание детей о временах года, месяцах, днях недели, умения решать задачи на сложение и вычитание, умения работать с линейкой; упражнять детей в ориентировке в пространстве, в определении времени по часам; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; воспитывать интерес к математическим знаниям; усидчивость, целеустремлённость, дружеские взаимоотношения между детьми. |
16. | 05.05. | «Математическая олимпиада» | Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Развивайка». |
17. | 19.05 | Мониторинг на конец года. |
Список детей:
Список используемой литературы:
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996
- Бабушкина. Т.М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
- Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Необыкновенная история обыкновенных вещей./Авт. Рубрик Е.А. Неволина, Е.А. Шапурова.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Сборник дидактических игра по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Л.Ю. Павлова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивайка
занятие по математике в форме игры-соревнования для детей старшего дошкольного возраста...
"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Разнообразные задания способствуют развитию внимания, памяти, мышления, расширяют кругозор....
Игра Развивайка. Тема "Вода"
итоговое комплексное занятие по теме "Вода"...
ИГРЫ-РАЗВИВАЙКИ СВОИМИ РУКАМИ
Игры-развивайкиДидактическая игра1) "Соберем овощи и фрукты в корзинку"Цель:-Учить различать по внешнему виду овощи.-Учить различать по внешнему виду фрукты.-Закреплять знания о сенсорном предст...
Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа
Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...
Мастер-класс по изготовлению физкультурного оборудования «Коврик-развивайка»
Коврик предназначен для развития движений, а так же способствует развитию математических навыков. ...
Проект "Развивайка"
Цель: Развитие логического мышления....