конспект
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
«Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sonygina.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения)».
Методическое сопровождение проведения организованной образовательной деятельности.
Выполнила:
Воспитатель ГБОУ сош
С.Мусорка Т.А.Соныгина
Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраст
Тема: « Невероятные приключения на необитаемом острове »
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательные задачи:
ЗНАНИЯ
1)Активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций.
2)Развивать поисковую деятельность детей (учить выявлять создавшиеся проблемы и развивать умение находить нестандартные решения).
3)Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями. Формировать умение читать составленную «Ленту выживания».
ОТНОШЕНИЕ
1)Развивать у детей интерес к познавательной деятельности.
2)Развивать умение не теряться в незнакомой ситуации.
3) Вызывать радость открытий, полученных в результате опыта.
ДЕЙСТВИЯ
1)Совершенствовать уровень накопленных практических навыков (экспериментирование с объектами неживой природы).
2)Формировать у детей способность к логическому мышлению.
3)Формировать у детей умение наносить условные обозначения на «Ленту выживания».
Методы и приемы:
Практические: игра-эксперимент «Угадай по вкусу», опыт «Очищение воды с помощью угольного фильтра», наклеивание букв на «Ленту выживания», танец под музыку «Чунга-Чанга», крепление «Ленты выживания» на нитях шаров, чтобы потом отпустить их в небо.
Словесные: беседа, вопросы, рассказ, высказывание предположений.
Наглядные: просмотр опыта «Очищение воды с помощью угольного фильтра» и эксперимента «Угадай по вкусу», просмотр составленной «Ленты выживания»
Материалы и оборудование:
1. Дидактический материал: «Карта полушарий» (рассмотреть, как выглядит остров), запись песни «Чунга –Чанга».
2. Раздаточный материал: бутылка с запиской, фрукты для игры-эксперимента «Угадай по вкусу», оборудование для фильтрации воды, схемы для создания «Ленты выживания», воздушные шары.
Материалы, из которых можно изготовить посуду: консервная банка, пластиковая бутылка, листья, проволока, глина.
3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитная доска для крепления «Ленты выживания», на которую будут наклеиваться схемы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной |
Игровая | Игровая ситуация «Удивительная находка». Игра-эксперимент «Угадай по вкусу» |
Коммуникативная | Расшифровывание записки, ответы на вопросы, обсуждение, вывод, рассказывание по схеме «Лента выживания» |
Познавательно-исследовательская | Опыт «Очищение воды с помощью угольного фильтра», рассматривание «Карты полушарий», составление «Ленты выживания» |
Конструирование, изобразительная деятельность | Наклеивание букв на «Ленту выживания», рисование жилья |
Двигательная | Танец «Чунга-Чанга» |
Конструктор образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-ориентировочный | Обращает внимание на странную запыленную бутылку, находящуюся в группе. Достает из бутылки записку, показывает детям. Записка зашифрована. Спрашивает, знают ли дети, что такое остров. (Привлекает внимание детей к карте, на которой есть остров, чтобы дети могли наглядно увидеть этот участок суши) Предлагает представить, какой это остров: обитаемый или необитаемый. | Наблюдают, как педагог достает записку из бутылки. Вместе с педагогом расшифровывают записку. Высказывают предположение. Рассматривают карту. Представляют и рассказывают. |
Поисковый | Предлагает подумать, что нужно сделать мальчику, чтобы выжить и дождаться спасателей. Предлагает выстроить план помощи Андрейке и изобразить все на специальной схеме Предлагает назвать эту схему «Лента выживания. | Думают и предлагают свои варианты. Дети соглашаются. Дети согласны. |
Практический | Спрашивает, что нужно сделать в первую очередь, чтобы выжить на необитаемом острове. Предлагает обсудить, как можно пищу найти. Наклеивает букву «П» на схему. Проводит игру-эксперимент «Угадай по вкусу» Предлагает подумать, как можно изготовить посуду. Предлагает подумать, что дальше нужно сделать. Проводит опыт «Очищение воды с помощью угольного фильтра» Предлагает сделать вывод по опыту. Наносит условные обозначения. Предлагает нарисовать жилье, которое можно построить. Наклеивает условные обозначения. Предлагает внимательно посмотреть на «Ленту выживания» и прочитать ее. | Дети отвечают. Что нужно найти пищу. Предлагают варианты. Участвуют в игре. Думают и предлагают. Принимают участие в обсуждении говорят, что нужно найти воду. Наблюдают опыт. Принимают участие в формулировании вывода. Комментируют. Рисуют. Комментируют. Пробуют прочитать. |
Рефлексивно-оценочный | Закрепляет «Ленту выживания» на нитях трех воздушных шаров предлагает отпустить шары в небо. Сообщает, что шары обязательно долетят до Андрейки. Предлагает порадоваться, что помогли мальчику и прокричать «Ура!» Предлагает исполнить танец Чунга-Чанга» | Дети держат за нити и отпускают шары. Соглашаются. Радуются и кричат «Ура!» Весело танцуют под музыку. |
- Методическое сопровождение проведения непрерывной образовательной деятельности.
Игровая ситуация «Удивительная находка»
Воспитатель обращает внимание детей на странную запыленную бутылку, находящуюся в группе. Бутылку открывают и находят внутри зашифрованную записку. Дети вместе с педагогом расшифровывают записку.
Она содержит примерно такой текст : «Нашел цветик-семицветик. Загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков нет! Спасите! Андрейка».
Постановка проблемы.
Что такое остров? (Часть суши, окруженная со всех сторон водой.)
Если вокруг нет людей, то, как вы думаете, на какой остров попал наш герой Андрейка? (На необитаемый.)
Как вы думаете, какой климат на острове? (Предположения детей.)
Что нужно сделать мальчику в первую очередь, чтобы выжить и дождаться
спасателей? (Найти пресную воду. Найти пищу. Построить жилье.)
Мотивационная сторона деятельности
Что мы можем сделать для того, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся, а выжил и дождался, пока прибудет помощь (ведь не зря говорят: «Слезами горю не поможешь»)?
Поэтапное решение проблемы
Если бы мы оказались на необитаемом острове, что бы мы сделали в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Найти пищу:
-поиск знакомых растений (апельсины, ананасы, орехи, кокосы, бананы);
-ловля рыбы (руками, одеждой, палкой с заостренным концом);
-сбор птичьих яиц.
Игра-эксперимент «Угадай по вкусу»
Изготовить посуду: использовать консервные банки, пластиковые бутылки, листья, проволоку, глину.
Найти воду: родниковую, озерную, речную, дождевую, растопить горный снег. Сразу пить нельзя, нужно очистить ее и прокипятить.
Опыт «Очищение воды с помощью угольного фильтра»
Пластиковую бутылку нужно разрезать примерно пополам, в крышечке сделать небольшое отверстие. Верхняя часть бутылки будет служить воронкой для фильтра, а нижняя – стаканом, куда будет стекать отфильтрованная вода. Воронку последовательно заполнить слоями: самый низ-слой ваты (или ткани), затем растолченный активированный (или древесный) уголь, завернутый в ткань, далее слой песка и камешков, сверху можно положить бумажную салфетку или ткань. Медленно наливать воду в бутылку. Сравнить, насколько вода стала чище.
Вывод: песок и камешки, плотно прижимаясь друг к другу, образуют сито, которое не пропускает крупные частички грязи. Чем толще слой такого фильтра, тем лучше он разделит воду и нерастворенные в ней частички. Более мелкие примеси и частично вещества, растворенные в воде, задерживаются в слое активированного угля, который способен поглощать не только примеси, но даже газы.
Почему после фильтрации воду необходимо еще и прокипятить? (Чтобы уничтожить вирусы.)
Нанести условные обозначения на «Ленту выживания»
Построить жилье
Из чего мальчик может построить жилье не необитаемом острове? Нарисуйте жилье, которое построили бы вы, если бы оказались на месте Андрейки.
Наклеить схемы-рисунки на «Ленту выживания»
Презентация «Ленты выживания»
Посмотрите на нашу «Ленту выживания». Попробуем ее прочитать: «Если бы я очутился на необитаемом острове, то для того чтобы выжить и дождаться спасателей, я бы…»
Дети «читают» «Ленту выживания»
Итог ООД
Закрепить «Ленту выживания» на нитях трех воздушных шаров, накачанных гелием, и отпустить в небо.
Лента обязательно долетит до Андрейки. Порадуемся, что мы все вместе постарались помочь Андрейке. Обнимитесь! Прокричите «ура!»
Звучит мелодия из мультфильма «Катерок», дети исполняют танец «Чунга-Чанга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....