Серия игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)

Макарова Татьяна Михайловна

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021seriya_igr_po_femp.docx708.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 157»

Серия игр

по формированию элементарных

математических представлений

у детей старшего

дошкольного возраста

C:\Users\1\Downloads\image001.png

Выполнила:

воспитатель высшей кв. категории

Макарова Татьяна Михайловна

апрель, 2021г.

Серия игр по формированию элементарных математических представлений у детей

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

В. А. Сухомлинский

Цель: формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, смекалки и логики

Задачи

  • Активизировать умственную деятельность;
  • Закреплять полученные знания и умения;
  • Заинтересовывать математическим материалом;
  • Увлекать и развивать детей;
  • Упражнять в применении их в разных видах деятельности, в новой обстановке

Актуальность

        Эффективное развитие интеллектуальных способностей    детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Я остановилась на одной из таких проблем «роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений». Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Дидактические игры по ФЭМП условно делятся на следующие группы:

  1. Количество и счет
  2. Форма
  3. Величина
  4. Ориентировка в пространстве
  5. Ориентировка во времени

Дидактические игры на закрепление знаний о цифрах, навыков порядкового и количественного счета

«Поможем белочке собрать грибы»

Цель: закрепить порядковый счет в пределах десяти; 

«Собери желуди», «Помоги отремонтировать автомобиль», «Собери мухоморы»

Цель: упражнять в умении называть цифры, закреплять умение соотносить цифры 1-10 с количеством, развивать логического мышления и мелкой моторику рук

 «Сосчитай и подбери цифру» с прищепками

Цель: упражнять в умении соотносить цифры и количество предметов

«Собери ряд», «Мягкие пазлы», «Развивающий коврик» из фетра

Цель: упражнять детей в количественном счёте от 1 до 10;

Дидактические игры на закрепление состава числа и соседей чисел

«Математические домики», «Развивающий коврик» из фетра

Цель: учить детей решать задачи, упражнять в счете до 10, соседи чисел в пределах 9 с использованием наглядного материала. способствовать формированию логического мышления, развивать речь детей, умение рассуждать и делать выводы.

Дидактические игры на закрепление умения сравнивать количество предметов

«Больше, меньше, поровну», «Развивающий коврик» из фетра

Цель: учить детей сравнивать две группы предметов и обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько же

Дидактические игры на закрепление знаний о геометрических фигурах

«Цвет и форма», «Поезд геометрических фигур»

Цель: учить соотносить геометрические фигуры по форме, находить одинаковые фигуры, закреплять знания цветов, моторику пальцев,

«Найди предмет определенной формы»

Цель: знакомить с основными геометрическими фигурами: квадратом, треугольником, кругом, прямоугольник; расширять словарный запас геометрическими терминами; развивать внимание, усидчивость

«Веселые фигуры», «Развивающее лото»

Цель: способствовать формированию умения соотносить форму предметов с геометрической фигурой; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник

Дидактические игры на закрепление знаний о геометрических формах

«Формы», «Геометрические формы»

Цель: развивать умение различать объекты по геометрическим формам: круглой, квадратной, треугольной; развивать мыслительную способность, умение зрительно концентрироваться.

Дидактические игры на закрепление знаний у детей о величине

«Разложи предмет от самого маленького до самого большого»

Цель: учить детей различать предметы по величине; формировать представления об относительной величине предметов; упражнять в умении располагать в порядке убывания величины от 3 до 10 предметов.

«Кто больше, кто меньше?»

Цель: закреплять навык различать предметы (3) по величине, раскладывать в порядке убывания или возрастания

Дидактические игры на закрепление умения ориентироваться в пространстве

«Кто, где?», «Веселое путешествие»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости

Дидактические игры на закрепление временных представлений 

«Подбери картинку»

Цель:  формирование навыка последовательного перечисления частей суток.

Паровоз «Дни недели»

Цель: формировать навыка последовательного перечисления дней недели.

«Подбери картинку» с прищепками

Цель:  формировать навыка последовательного перечисления месяцев; развивать мелкую моторику пальцев.
Игры на развитие логики

«Развитие блоки Дьенеша»

Цель: учить детей выполнять логические операции – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

«Закончи ряд»  

 Цель: развивать логическое мышление, внимание, зрительного сосредоточения.

«Умные клеточки»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, дифференцировать предлоги с наглядной опорой и без; развивать внимание, память, логическое мышление;

формировать связную речь, расширять словарный запас; закреплять обобщающие понятия; автоматизировать звуки.

«Сделай также»

Цель: расширять аналитические способности, учить сравнивать свою работу с образцом, развивать зрительную координацию; развивать мелкую моторику рук; развивать умение самостоятельно выполнять задание

«Шашки»

Цель: Обучать детей технике игры в шашки; развивать умственные способности, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; формировать умение ориентироваться на плоскости; воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе

 

«Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли»

К. Д. Ушинский                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.

В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной  категории...

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР .

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР ....