Логико-математический квест в рамках занятия ФЭМП
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Игровое занятие по познавательному развитию с использованием квестовых заданий, направленное на непринужденное повторение и изучение нового материала в рамках формирования элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest | 429.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей подготовительного дошкольного возраста.
Логико-математический квест в рамках занятия ФЭМП
Тема: «В поисках сокровищ»
Составитель: воспитатель
Бартосик Анастасия Валерьевна
Использование современных педагогических технологий:
- технология исследовательской деятельности
- игровая технология (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста);
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
- технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык);
- здоровьесберегающая технология;
- элементы мнемотехники;
- технология деятельностного подхода;
- интерактивная технология.
Санкт-Петербург
2022 год
Цель: Создание благоприятных условий для успешного и непринужденного формирования у детей элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение планировать свои действия, следовать определенным правилам при выполнении алгоритма действий;
- Формировать поисковые и аналитические умения при решении практических задач;
- Совершенствовать умение воссоздавать и преобразовывать изображения предметов из геометрических фигур;
- Закреплять представления детей о форме, цвете и размере предметов.
- Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес;
- Развить память, внимания, логическое мышление, воображение;
- Развить умения работать со схемой, действовать по инструкции;
- Развивать связную речь детей отвечать полным ответом;
Воспитательные:
- Воспитывать умение договариваться и помогать друг другу
- Совершенствовать умение работать в команде
- Воспитывать самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость, организованность, творчество, фантазию.
Словарная работа: постепенное расширение активного словаря, обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий, имен существительных, глаголов.
Предварительная работа:
Выполнение дидактических заданий на закрепление и обогащение знаний об элементарных математических представлениях: решение логических задач, составление части от целого, работа с планом, схемами, ориентировка в пространстве, работа с символами.
Методические материалы и оборудование: сундучок; видеообращение капитана Врунгеля; конверты с заданиями; грани куба со схемами; раздаточный материал: «блоки Дьенеша», схема с условием выполнения задания; напольная игра «Танграмм», схемы к игре; карточки «Чего не хватает?», фонарики по количеству детей; напольный математический лабиринт; напольная игра «Геометрическое судоку»; наборы счетных палочек; гюйсы (по количеству детей).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Примерный ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организация детей пред занятием. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Валерьевна. Я увидела, как у вас в саду уютно и решила зайти в гости. Примете меня в свою дружную компанию? Давайте соберемся в круг и подарим друг другу хорошее настроение «Милый друг» | Дети проходят в зал. Дети выражают согласие Дети выполняют упражнение «Милый друг» |
Мотивация (игровая ситуация) | Воспитатель, оглядывая зал и подходя к сундуку: Как у вас здесь интересно, сколько всего необычного.. -Что это? (показывает на сундук) -Интересно, а что внутри? -А как узнать? -Можно ли детям подходить и трогать неизвестные, чужие вещи? Внезапно включается экран. На экране: Видеообращение капитана Врунгеля с просьбой о помощи. (Здравствуйте, ребята, не беспокойтесь. Вы узнали меня? Правильно, я капитан Врунгель. Не волнуйтесь, это я вам прислал сундук. Я его нашел на таинственном острове, но не смог открыть. Ведь, чтобы открыть этот сундук нужен ключ. Ключ необычный! Он сделан в виде куба, грани которого находятся на разных островах. Но найти их не так просто, нужно выполнить разные задания и преодолеть разные испытания. Мой корабль сейчас на ремонте, а моя команда вся заболела поэтому я не смогу отправится в путешествие. Как быть.. Видео обрывается | Дети отвечают, что это сундук, что его раньше в зале не было, что они не знают содержимое сундука, предлагают свои способы открытия сундука. Дети повторяют правила безопасного обращения с незнакомыми предметами, делают вывод: нет, это небезопасно Рассуждения и предположения детей
(дети смотрят обращение) Дети смотрят обращение капитана Врунгеля |
Выявление проблемы. | Воспитатель: Ребята, я запуталась. Что случилось у капитана Врунгеля? Как жалко, что капитан не может узнать, что же прячет этот сундучок. Если команда капитана не может отправиться в путешествие и собрать волшебный куб, то кто же сможет? Снова загорается экран. Врунгель: Спасибо ребята, что вы согласились мне помочь, я уверен, что вы смелые и бесстрашные! | Дети объясняют, что капитан Врунгель прислал сундук, так как сам не может отправиться в путешествие на поиски ключа от него. Дети предлагают самим отправиться на поиски разгадки Дети смотрят обращение капитана Врунгеля |
Целеполагание. | Воспитатель: -Ребята, я не помню, что говорил капитан про ключ от сундука. По-моему, он какой-то необычный. -Но я совсем не представляю, где же эти острова, на которых спрятаны грани. В мире тысячи островов. Как нам понять, какие именно нам нужны? И что нам необходимо для путешествия? -А где нам взять эту карту? Снова загорается экран. Врунгель: Я знаю, что вы очень смелые и умные дети. Вы не испугаетесь такого путешествия и обязательно справитесь с этим заданием. Для того, чтобы вы не сбились с пути, я вам передаю карту, Двигайтесь по стрелке, в указанном направлении. Удачи вам! На экране появляется карта | Дети объясняют, что ключ выполнен в виде куба. Грани куба находятся на разных островах. Чтобы собрать весь куб нужно выполнить все задания и получить все грани.
Предположение детей о том, какой инвентарь нужен в путешествии: компас, карта, бортовой компьютер и т.д. Дети смотрят обращения Врунгеля. |
Планирование будущей деятельности. | - Что мы здесь видим? - Сколько всего островов нам с вами надо посетить? - Что означают цифры на карте? -Зачем стрелки на карте? -Ребята, я предлагаю вам надеть отличительный элемент одежды для отважных моряков - гюйсы и превратиться в настоящих моряков. -И так, в путь! | Дети рассматривают карту, считают острова. Дети выражают свое согласие Дети рассказывают, что изображено на карте: вода, острова с цифрами. Стрелка показывает на какой остров надо идти. А цифры-на какой остров по порядку нам предстоит отправляться. Дети надевают гюйсы. |
Реализация плана.
| Задание 1. На какой остров мы отправляемся? Мы прибыли на первый остров. Смотрите конверт какой-то необычный. И что-то там внутри есть. Открываем? Воспитатель читает задание. - Ребята, вам предстоит пройти через числовой лабиринт. Будьте внимательны! Двигаемся от цифры 1до 10 по порядку, не пропуская ни одной цифры. - Все справились, Молодцы! И вы получаете первую грань куба. Задание 2 -Куда же мы сейчас держим путь? Рассматриваем карту. Воспитатель: -Я забыла, зачем мы с вами отправились в столь далекое путешествие. Точно! Мы должны разгадать тайну сундучка! Уверена, что у нас получится! Мы отправляемся на остров под номером 2. О! Еще один конверт! Открываем? Воспитатель читает задание: -Для того, чтобы получить грань волшебного куба, необходимо разделиться на пары и разложить морские камушки по схеме. Давайте рассмотрим схему. Что вы можете сказать о камнях? Одинаковые ли они? -С какой фигуры вы начнете выкладывать камни? (задание с блоками Дьенеша). Молодцы! Все справились с заданием! И вы получаете вторую грань куба. Куда же мы отправимся теперь?
Воспитатель: Интересно, а какое здесь нам предстоит испытание, как узнать побыстрее? Воспитатель читает задание: Ребята, здесь нам нужно подойти к столам, отсчитать пять палочек и выложить из них два треугольника. Отлично! Мы нашли третью грань куба. Полный вперед! Куда держим курс? Задание 4 Воспитатель берет конверт: Вы готовы к следующему приключению? Воспитатель читает задание: Вам нужно разделится на две команды и сложить изображение по схеме ( Танграм) И с этим заданием вы справились! Ох, капитан Врунгель мог бы нами гордиться! Вы отличная команда, на вас можно положиться! Теперь у нас есть четвертая грань куба. Отправляемся в путь. Как вы думаете, под каким номером ждет нас следующие приключение? Воспитатель: Ребята, вы такие быстрые и ловкие, но даже самым опытным путешественникам нужен отдых, чтобы набраться сил для новых приключений! Физминутка «Краб» Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает,(2 раза) А под пальмой краб сидит, И клешнями шевелит Чайка над водой летает, И за рыбками ныряет (2 раза) А под пальмой краб сидит, И клешнями шевелит Под водой на глубине Крокодил лежит на дне (2 раза) А под пальмой краб сидит, И клешнями шевелит Воспитатель: Все размялись, отдохнули? Никого краб не цапнул, крокодил не укусил? Отправляемся в путь тогда, согласны? Задание5. Воспитатель берет конверт и читает задание: На этом острове вам нужно расставить недостающие фигуры в свободные ячейки на игровом поле так, чтобы расположение фигуры не повторялись ни по цвету, ни по форме, ни по вертикали (столбцы), ни по горизонтали (строки). Отлично и с этим заданием вы справились и добыли еще одну грань куба! Сколько граней куба вы добыли? Можно из них сложить куб? А сколько островов мы уже посетили? Сколько частей куба мы нашли? Чего же у нас было больше: полученных граней куба или увиденных островов Тогда сколько островов нам нужно еще увидеть? Сколько граней куба нужно собрать? -Мы близки к разгадке! Плывем скорее на шестой остров! Воспитатель читает задание: - На этом острове нам нужно найти какую-то недостающую часть. Воспитатель достает из конверта карточку. Но подождите, она же пустая. Ребята, не пойму, а зачем здесь еще и фонарики? -Молодцы! Ребята, а теперь мы готовы собрать наш ключ? Все ли у нас для этого есть? Все ли мы части нашли? Раздается волшебная музыка, сундук открывается. Ребята, давайте вспомним, знал ли капитан Врунгель о содержимом сундука? Кто должен первый подойти к сундуку? Воспитатель: Ребята, все в порядке! Да здесь несметные богатства! Подходите, посмотрите Внезапно включается экран. На экране: Видеообращение капитана Врунгеля Спасибо, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями. Открыли сундук с сокровищами. Возьмите каждый себе по одному кристаллу, а сундук с оставшимися кристаллами я попрошу вашего педагога отправить мне по почте. Экран гаснет. Ребята, как вы думаете, ваши родители обрадуются тому, что вы добыли сокровища? Тогда скорее возвращаемся домой и ждем вечера, чтобы рассказать родным и друзьям о невероятных наших приключениях! | На остров под номером 1 Дети находят конверт Открываем Дети проходят числовой лабиринт. Дети забирают первую грань. Дети отвечают, что путь их должен пройти через остров под номером 2 Дети объясняют, что на каждом острове нужно выполнить задание, взять грань от куба и собрать ключ от сундука, который не смог открыть капитан Врунгель. Дети находят конверт. Дети рассматривают схему. Дети делают вывод, что камни отличаются формой и цветом и лежат в определенном порядке. Дети предлагают варианты, делают вывод, что начать можно с любой фигуры. Дети выполняют задание. Дети забирают вторую грань. Дети отвечают, что должны отправиться на остров номер 3 Дети обращают внимание на конверт. Открывают его. Передают материалы воспитателю. Дети выполняют задание Дети забирают третью грань. Дети объясняют, что плыть нужно на остров под номером 4. Подходят к нему. Дети выражают согласие. Дети делятся на команды в соответствии с цветом платков и выполняют задание Дети забирают четвертую грань. Дети объясняют, что плыть нужно на остров под номером 5. Дети выполняют разминку вместе с педагогом. Ответы детей о своем настроении и самочувствии. Дети подходят к нужному острову Дети рассматривают игровое поле, выполняют задание Дети отвечают, что нашли 5 граней. Дети отвечают, что нужна еще одна часть. Дети делают выводы, что количество увиденных островов и полученных частей куба равно Дети отвечают, что нужно плыть еще на один острова и там найти еще одну грань куба. Дети отправляются на остров под номером 6. Дети находят и передают конверт воспитателю. Дети находят коробку с фонариками. Рассуждения детей. Просвечивают карточки, ищут недостающие детали, проверяют себя вновь, просвечивая карточки. Дети отвечают, что нашли все шесть частей от ключа и что они могут собрать полноценный куб. Дети собирают ключ-куб. Дети говорят, что капитан Врунгель не знал, что в сундуке, поэтому в таком случае только взрослый первый осматривает содержимое Дети рассматривают сокровища Дети выбирают себе понравившийся кристалл Ответы детей |
Оценка и рефлексия |
Ребята, мне было очень приятно и интересно с вами путешествовать! Надеюсь, что когда-нибудь мы еще раз сможем совершить столь невероятное плаванье за сокровищами! | Дети отвечают на вопросы педагога: анализируют занятие, свою деятельность по достижению поставленной цели. Дети делятся своими впечатлениями о путешествии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе №5. Тема: «Цветик-Семицветик» (формирование логико-математических представлений)
Задача: Закрепить навыки порядкового количественного счета в пределах 10-ти.Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10-ти.Совершенствовать умения решать задачи. Продолжать формировать простра...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...
Консультация для педагогов «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
В консультации представлено, как использовать игры по ФЭМП в свободное время...
Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...