Консультация для педагогов «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
консультация по теме
В консультации представлено, как использовать игры по ФЭМП в свободное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospit._didakticheskie_igry_po_matematike-.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях
по ФЭМП и в свободное время»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного
материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего
развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать
математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять,
углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,
упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений,
ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является
применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток,
головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет
к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него
складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует
мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную
фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического
материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении,
назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В
дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со
способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования
математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как
одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия
по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия,
направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В
младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме
игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью
воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по
ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие
сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови». В
формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью
постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени,
какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они
интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа,
основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим
положением и объясняется значение логико- математических игр, задач и упражнений в
умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным
математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения
самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа
занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое
упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность,
логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной
задаче, инициативу. В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры
математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно –
печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино»,
«Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и
руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей
познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и
геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические
представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития
многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры
организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному
желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической
деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе
игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В
ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному
интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики – это специально
отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и
определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно,
используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ
детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность
выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть
индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя
уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в
данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых
детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий
они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества
имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет»,
«Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не
только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису,
составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой
деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с
наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач,
составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем
дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку
геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,
преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В
дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь
наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи –
головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них
фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается,
какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление
плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных
наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а
представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата,
треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат
составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную
практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания
силуэта. Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее
доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В
загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с
количественной или пространственной, подмечены простейшие математические
отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под
одной крышей живут (стол). Назначение загадок и задач – шуток, занимательных
вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки
умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные
внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в
процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в
том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей
используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение
пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел,
задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение
закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например, Какая из фигур
здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый
лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной
деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки,
занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь,
подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие
предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях
формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся
планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе,
проявляя при этом творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
laquo;Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможност...
Консультация для воспитателей " Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время"
Консультация для воспитателй как организовать в свободное время и на занятиях по ФЭМП логико-математичекие игры и пособия...