«Ориентировка во времени» средняя группа
методическая разработка по математике (средняя группа)

Коханская Алла Владимировна
Игры и игровые упражнения по ФЭМП «Ориентировка во времени» средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения по ФЭМП «Ориентировка во времени» средняя группа

Дидактическая игра «Сначала – потом»

Цель: Упражнять в подборе временных и количественных представлениях.

Игровой материал:

Сначала весна, а потом….

Сначала день, а потом….

Сначала маленький, а потом…

Сначала 2, а потом…

Сначала 4, а потом….

Сначала яйцо, а потом….

Сначала гусеница, а потом…

Сначала цветочек, а потом…

«Закончи предложение»

Цель: закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Содержание: воспитатель предлагает детям закончить предложения.

Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером).

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).

Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днем).

Солнышко светит днем, а луна … (ночью).

Дидактическая игра «Когда это бывает».

Цель. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

Материал: иллюстрации деятельности людей в разные части суток.

Педагог показывает иллюстрацию и задает вопросы: «Кто на этой картинке? Что он делает? Когда это бывает? Что еще можно делать в это время суток?»

Варианты:

- иллюстрации, связанные с временами года. Вопросы: в какое время года нужны эти предметы? (Лыжи, сачок, зонт, скакалка и т. д.) По каким признакам вы определили это время года?

день, вечер, ночь – сутки прочь».

«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, учить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Содержание: дети сидят полукругом, воспитатель , при помощи куклы, производит действия, по которым дети должны определить части суток: кукла встает с постели, одевается, расчесывается (утро), обедает (день) и т.д. Затем воспитатель называет действия : «кукла умывается» - предлагает ребенку сделать это действие и назвать часть суток. Затем показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток это происходит.

Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Цель.Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Игровое упражнение «Разложи картинки».

Цель. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. На доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображен мишка в разное время суток. Воспитатель предлагает детям помочь мишке разложить картинки по порядку: «Что изображено на картинках? Что делает мишка? Когда это бывает?»

Уточняет последовательность расположения картинок (утро, день, вечер, ночь).

Игра «Времена года».

Оборудование. Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Осень). Можно использоватьдля обозначения времен года эмблемы:снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего – шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).

Ход игры. Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалочку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого Красного Солнышка, ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.

В эту игру можно играть с одним ребенком.

Игра «Назовите пропущенное слово».

Взрослый говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…..», «Мы пойдем гулять …» и т.д.. Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда, например картинка с изображением названной части суток.

Игра «Назовите соседей»

Взрослый говорит задание: «Назовите соседей утра». За каждый неправильный ответ или ошибку с играющего берется фант.

Игра «День и ночь» (подвижная игра).

Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1—1,5 м одна от другой, а по обе стороны от них, в 10—20 м параллельно им,—линии “домов”. Играющие делятся на 2 равные команды, которые становятся у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим домам. По жребию определяется название команде – «День» или «Ночь». Ведущий стоит у средней линии. По его команде игроки названной команды убегают в «дом», задача противника – осалить.

Правила: осалить игрока можно только до черты «дома», запрещается убегать в свой «дом» до тех пор, пока ведущий не скажетДень» или «Ночь».

Игра «Части суток».

Материал: четыре картинки( утро, день, вечер, ночь), на которых изображена природа; подборка стихотворений, кусочек мела.

Взрослый чертит на полу четыре больщих домика, каждый на которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Взрослый читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением и сигналом, занимают нужный домик.

Рекомендуемые стихи:

Е. Трутнева

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

 

 

 

Я. Аким

Случится, в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше -
Присядь попробуй на пенек,
Не торопись. Послушай.

 

 

 

С. Есенин

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

 

 

 

Э. Мошковская

Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клены,
Как были зелены…

 

 

 

 

 

Игра «Что мы делали».

Ведущий говорит предложение-задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Аналогично можно провести игру со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

 

 

 

Игра «Вчера, сегодня, завтра».

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, например: «Мы лепили …». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?».

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять в парк… (сегодня)

Мы навещали бабушку … (вчера)

Мы будем читать книгу… (завтра)

Игра «Какая бывает осень?»

Играющие по очереди называют осенние характеристики: грустная, дождливая, золотая. Зима: снежная, слякотная, морозная.

Игра «Бывает – не бывает».

Оборудование: мяч.

Играющие встают в круг, ведущий – посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», - бросает мяч. А ребенок должен сказать. Бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, листопад, метель, заморозки, дождь, гроза.

 

Упражнения с картинками «Когда это бывает?»

Используется тематический набор картинок.

Варианты заданий:

  1. Покажите детям картинки, на которых изображены контрастные части суток (день – ночь, утро – вечер).

1.Что нарисовано на картинке?

2.Когда это бывает? (Если ребенок затрудняется, подскажите, но так, чтобы он сам выбрал ответ, например: «Когда это бывает, днем или ночью?»)

3.Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь(день)?

4.Что вы делаете ночью (днем)?

5.Какое сейчас время суток?

 

2.Покажите картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер – ночь).

1.Что нарисовано на картинке?

2.Когда это бывает?

3.Что вы делаете утром? А днем?

4.Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?

5.Какое время суток вам больше нравится?Почему?

3. Выберите картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4.Разложите картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…»- взрослый кладет картинку…..

 

 

Усложнения:

1.Использовать набор картинок сказочного содержания, связанного с деятельностью персонажей в различные части суток.

2.Использовать набор картинок, содержание которых связано с деятельностью взрослых в разное время суток.

 

 

 

Литература:

  1. И. А. Помораева, В.А. Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.
  2. Тарабарина Т. И.. Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов.
  3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности : система работы в средней группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Дыбина, О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада : конспекты занятий / О. Б. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепбук "Ориентировка в пространстве" средняя группа

Програмное содержание:Упражнять детей в ориентировке в пространственных отношений, совершенствовании умений пользоваться словами, выражающими эти отношения относительно себя, относительно друг друга, ...

Конспект НООД ФЭМП "ориентировка во времени подготовительная группа"

Конспект НООД ФЭМП "ориентировка во времени подготовительная группа"...

Картотека игр по ориентировке в пространстве (средняя группа)

КАРТОТЕКА ИГР ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ  (СРЕДНЯЯ ГРУППА)...

Конспект по ФЭМП "Ориентирование во времени" (средняя группа)

Конспект по ФЭМП "Ориентирование во времени" (средняя группа)...

Конспект организационной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЭМП. "Счет в пределах 5. Ориентировка в пространстве и времени". Средняя группа

Цель: Продолжать учить:- считать предметы (в пределах 5);- добавлять к меньшей группе недостающий предмет;- устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предмето...

Проект «Ориентировка в пространстве». Средняя группа.

      Умение ориентироваться в пространстве  играет огромную роль во всех сторонах деятельности человека.  Оно проходит через все сферы взаимодействия ребенка с действи...