Путешествие с страну математики!
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
На занятии ребята помогли продавцам осуществить ревизию и сравнить количество фруктов и овощей! Ну а в конце ребята встретились с обезянкой,которой помогли посчитать бананы и сравнить кто же больше подарил обезъянке - слонёнок или жираф!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsarkova_n.v_konspekt_matematika.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по математике
Тема : На сколько больше ? На сколько меньше ?
Цель : 1. Сформировать умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос " На сколько одно число больше или меньше другого?" ;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий "если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику ".
3. Закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счётные умения ;
4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Материалы к занятию.
Демонстрационный: 1) Образец выполнения задания 2.1.
2) Образец выполнения задания 3.1.
3) Математическая обезьянка.
Раздаточный : 1) Лист к заданию 2.1.
2) Лист к заданию 3.1.
3) Простые карандаши.
4). Нарисованные на листах бумаги ящики с яблоками.
5) Бананы для математической обезянки.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: 1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать и расширять их знания об окружающем мире, развивать речь. 2) Сформировать опыт составления задач на вычитание и сложение по картинке и их решения, тренировать счётные умения. 3) Организовать активный отдых детей, тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, абстрагирование, развивать внимание, память, коммуникативные качества.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, ходите ли вы с родителями по магазинам ? (да)
- Бывало ли, что вы пришли в магазин, а он закрыт на переучёт ?
- Знаете ли вы , что это такое?
( После ответов детей, воспитатель рассказывает, что во время переучёта в магазине пересчитывают все товары , смотрят, какого товара осталось меньше и на сколько, для того, чтобы завезти недостающий товар в магазин.
- Ребята, работники магазина просят нас помочь им посмотреть, какого товара осталось в магазине больше, а какого меньше и на сколько.
- Хотите помочь работникам магазина ?
- Сможете это сделать ?
- Но вначале нам нужно разбиться на пары. Каждый из вас получает карточку с рисунком, по которому нужно составить задачу на сложение или вычитание. Затем задачу надо решить и найти на одном из столов числовую и решение вашей задачи. Рисунки на карточках такие, что две задачи имеют одинаковое решение. Таким образом, за одним столом должны оказаться два ребёнка.
( Задание проверяется индивидуально у каждого ребёнка).
После того, как все дети встанут около столов, воспитатель помещает на доску две карточки с картинками с одного из столов, а также карточку с решением и предлагает детям, у которых были эти карточки , рассказать, какие задачи они придумали)
- Почему одна задача, например, про ёлочки, а другая - про яблоки, а решаются одинаково ? ( Потому что часть и целое в этих задачах содержат одинаковое количество предметов).
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра " Переучёт".
Дидактические задачи: 1)Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использование знаков и
Дети садятся за столы.
Лист к заданию 2.1.
"Сравни количество яблок и груш, морковок и огурцов с помощью знаков ,
( Воспитатель читает детям задание и предлагает рассмотреть первые два мешочка)
- Как будем сравнивать по количеству яблоки и груши?
Дети рассказывают и проделывают названные действия: * пересчитываем груши и яблоки и проверяем, верно ли сосчитано их количество;
* проводим ниточки, соединяя между собой яблоки и груши;
* обводим яблоки, у которых нашлась пара;
* ставим знак
Воспитатель задаёт вопрос:
- На сколько груш меньше, чем яблок? Почему? ( На 1, так как одному яблоку не хватило пары.)
- На сколько яблок больше, чем груш ?( Тоже на 1.)
После обсуждения решения воспитатель выставляет образец записи, с которым дети сопоставляют свои записи.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть мешочки, в которых находятся морковки и огурцы. Дети пересчитывают овощи и находят ошибку - нарисовано на 1 огурец меньше, чем записано(два вместо трёх). Дети должны дорисовать 1 огурец.
Далее сравнивается количество морковок и огурцов и устанавливается, что :
* 6 3 ;
* количество морковок на 3 больше, чем огурцов, а количество огурцов - на 3 меньше, чем морковок.
Воспитатель выставляет образец, с которым дети сверяют свои записи.
- Ребята, у работников магазина обеденный перерыв, а у нас физминутка.
2.2. Физминутка.
- Обеденный перерыв закончился - пора на работу !
3.Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра " Переучёт" ( продолжение).
Дидактические задачи : 1)Уточнить представления детей о сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду и создать мотивационную ситуацию для построения способа действий для ответа на предметной основе на вопрос. на сколько одно число больше ( меньше) другого ; 2)Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания ;
3)Тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы, на которых находятся листы к заданию 3.1.
Лист к заданию 3.1.
"Поставь знак « больше» или «меньше».
- Ребята, теперь работникам магазина надо сравнить количество апельсинов и слив, но пакеты, в которых они положены, закрыты, а их количество указано на этикетках. Надо не только поставить нужный знак.
Детям предоставляется самостоятельность.
- Какое число больше, а какое меньше? Почему ?
- В какую сторону раскрыты полоски? ( В сторону числа 7, потому что оно больше.)
- Прочитайте запись. ( 4 меньше 7.)
- На сколько число 4 меньше, чем 7 ? ( Дети затрудняются ответить.)
- Смогли ли вы помочь работникам магазина?
- Почему не смогли? ( Потому что не знаем, как узнать, на сколько число 4 меньше, чем 7.)
Значит, чему нам нужно научиться ? ( Нужно научиться узнавать, на сколько одно число меньше или больше другого.)
4.Открытие нового знания.
4.1.Игра "Переучёт" ( продолжение).
Дидактические задачи. 1)Построить способ действий для ответа на предметной основе на вопрос, на сколько одно число больше ( меньше 0 другого ; 2)Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. закрепить способ действий " если что- то не знаю. придумаю сам. а потом проверю себя по учебнику ". 3)Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность. творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
- А как же мы можем этому научиться? ( Попробовать придумать самим. )
- Давайте попробуем. как вы думаете, почему вы смогли определить, на сколько груш меньше, чем яблок, а про апельсины и сливы вы этого сказать не можете? ( Там был рисунок. и мы составляли пары. а здесь коробки закрыты и рисунка нет.)
- А вы сами сможете нарисовать апельсины и сливы? ( Да.)
- Сколько апельсинов надо нарисовать в левом мешочке? ( 4.)
- Сколько слив надо нарисовать в правом мешочке? (7.)
Дети рисуют круги и овалы в своих листах.
- Как теперь узнать, на сколько 4 меньше 7? ( Провести ниточки и узнать, сколько слив осталось без пары.)
Дети соединяют 4 круга - апельсина и 4 овала - сливы, обводят 4 сливы и узнают, что без пары осталось 3 сливы. Значит, 4 меньше , чем 7, на 3 , и 7 больше , чем 4 , тоже на 3 .
После завершения работы воспитатель выставляет образец для самопроверки. ( Если требуется, воспитатель помогает исправить ошибки.)
- Смогли вы придумать, как помочь работникам магазина? ( Да.)
- Молодцы !
- Работники магазина благодарят вас за помощью.
5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
5.1. Игра " Помоги обезьянке посчитать бананы".
Дидактические задачи . 1)Закрепить представления о сравнении чисел на предметной основе, тренировать счётные умения. 2)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать память, речь, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.
- Ребята, в далекой стране Африке, живет обезьянка, и она прислала нам письмо, в котором просит научить ее считать. С ней случилась интересная история, однажды, на ее день рождение Слоненок подарил ей 3 банана, а Жираф 5 бананов. Зверята стали спорить, кто же больше подарил бананов, но считать они не умеют и не могут точно ответить на этот вопрос. Поможем обезьянке? ( Ответы детей .)
Игра с математической обезьянкой. Дети самостоятельно вешают бананы обезьянке, с помощью весов определяют, что Жираф подарил больше бананов, чем мартышка. Далее детям раздаются карточки с изображением Жирафа и Слоненка и количеством подаренных бананов. Дети составляют пары, ставят знак «больше» или «меньше».
6. Итог занятия.
Дидактическая задача . Провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, где вы сегодня были ? ( В магазине на переучёте.)
- Кому вы помогали ? (Работникам магазина.)
- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии ? ( Учились сравнивать количества овощей и фруктов.)
- Что на занятии вам больше всего понравилось ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»
Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >, <, = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»
Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...
Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"
Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»
Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...
Занятие по математике на тему: "Путешествие в страну Математики. В гостях у Буратино"
Занятие было проведено как мастер - класс в рамках районного месячника педагогического мастерства. Это одно из - занятий. которые я провожу на кружке по математике. Цель кружка: увлечь детей математик...