Картотека дидактичекских игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группе
картотека по математике (подготовительная группа)

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы

Составила: воспитатель

Борисова Е.А.

Спб,2022г.

 «Успей вовремя»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Материалы Дидактическая игра «Колумбово яйцо», песочные часы

Содержание

На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время

 «Тик - так»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Закреплять знаний о часах, умения устанавливать время на макете часов

Развивать познавательный интерес.

Материалы Будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой

Содержание На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

«Петушок»

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра я трещу

- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке веселая кукушка.

Она кукует каждый час и ранним утром будит нас.

(настенные часы с кукушкой)

 «Времена года»

Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель Закреплять представления о временах года и месяцах осени. Развивать познавательный интерес.

Материалы Модель времени года.

Содержание

Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: круг, разделенный на 4 части (времени года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и жёлтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку» (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели. Далее дети самостоятельно по заданию воспитателя показывают месяцы остальных времён года.

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление знания названий и последовательности дней недели

Материалы

Мяч

Содержание Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?»

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

- Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т. д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

 «Составь неделю»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Содержание Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

 «Назовите соседей»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление знания последовательности частей суток.

Материалы Жетоны

Содержание

Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

 «Назови сутки»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы Модель времени года.

СодержаниеВоспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза

 «Вчера, сегодня, завтра»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материалы

Полоска (блок, разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.

Содержание

Педагог показывает детям блок и объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.

Например:

- Что мы делали сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование.

- Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку.

- А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.

Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

 «Что было раньше, что потом»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.

Материалы

Набор картинок

Содержание

Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.

 «Упражнение «Домик дней»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материалы

Домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Содержание

Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

- Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)

- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

- Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление названия и последовательности дней недели, их цветовое соотнесение.

Материалы

Кукла или картинка «Незнайка».

Содержание

Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

 «Разноцветная неделька»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление названия и последовательности дней недели, их цветовое соотнесение.

Материалы

Разноцветные круги, цифры от 1 до 7.

Содержание

Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

 «Живая неделя»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление названия и последовательности дней недели, их цветовое соотнесение.

Материалы

Картинки- гномики в одежде разного цвета.

Содержание

Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я -- понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я -- вторник. Кто следующий?» и т. д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания:

1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.

2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:

- Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

 «Неделька, стройся»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление названия и последовательности дней недели.

Материалы

Карточки с цифрами 1-7.

Содержание

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т. д.

2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т. д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

 «Бывает - не бывает»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Материалы

Мяч

Содержание

Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

 «Назови, не ошибись»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление названия месяцев (по временам года).

Материалы

Картинки по теме «Времена года»

Содержание

Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них.

 «Сравни».

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Обучение составлению рассказов - сравнений признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Материалы Опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Содержание

Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

 «Продолжай»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закреплять умение называть признаки времён года.

Материалы Мяч

Содержание

 «Четвертый лишний»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Обучение умению исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Материалы

Картинки из д/пос. «Времена года»

Содержание

Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

 «Назови времена года, месяцы»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закреплять умение называть признаки времён года.

Материалы

Картинки из д/пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Содержание

Ребёнок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы, называет их.

 «Когда это бывает?»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Уточнение знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Материалы

4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Содержание

Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей, заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

 «Когда деревья надевают этот наряд?»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Материалы

Картинки с изображением деревьев в разное время года.

Содержание

Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

 «В какое время года нужны эти предметы?»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Материалы

Сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Содержание

Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

 «Что сначала, что потом?»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.

Материалы

Конверт или мешочек с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Содержание

По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

 «Домики времён года»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Закрепление представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Материалы

4 домика разного цвета (красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна, картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года, картинки с изображением природы (по месяцам, предметные картинки.

Содержание

Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету, в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.

Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Часы «Времена года»

Направление ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей Подготовительная к школе группа (6 - 7)

Цель

Уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.

Материалы: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень - желтый, зима-синий, весна-зелёный, лето-красный).

Содержание

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)

Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.

Обращаем внимание на цвета секторов.

Затем педагог спрашивает у детей

- Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).

Задания для детей:

1. Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).

2. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: (Когда идет снег? Когда снег тает? и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Картотека дидактических игр по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы (6 - 7)

Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать дея...

Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме «Число и цифра 6»

Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме«Число и цифра 6»...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. И...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листоккалендаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтомупрограммой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ...