Методическая разработка для детей старшей группы на тему «Интересные факты из истории математики»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Шевцова Александра Сергеевна

Познакомить детей с историей часов. Рассказать детям какие есть виды часов, а так же закрепить умение определять полный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_chasov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Красногвардейского района  

г. Санкт – Петербурга

Методическая разработка для детей старшей группы на тему

«Интересные факты из истории математики»

с использованием современных педагогических технологий:

  • личностно-ориентированная технология
  • игровые технологии
  • здоровье сберегающая технология
  • технология сотрудничества

           Воспитатели группы:  

                           Шевцова А.С.

                                         

Санкт – Петербург

2022 г

Методическая разработка познавательной беседы

 «ЧАСЫ, ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ЧАСОВ»

Задачи:

1. Познакомить детей с историей изобретения часов 

2. Познакомить детей с разными видами часов: водяные, солнечные, огненные, песочные часы; настенные, напольные, наручные, настольные карманные часы и с их ролью в жизни человека. 

3. Закрепить умение определять по часам полный час

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Речевое развитие, задачи:

1. Развивать связную диалогическую речь детей.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов: часовщик, циферблат

Социально-коммуникативное развитие, задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками

Физическое развитие, задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации с изображением различных видов часов

2. Макет часов с движущимися стрелками

3. Песочные часы

3. Игрушка Мишка - Волшебник Времени. Игрушка Сова 

Ход познавательной беседы:

1. Организационная часть. 

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да!)

- Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну Времени. Как вы думаете, на чём можно до неё добраться? (дети называют различные варианты, в том числе машину времени). 

- Мы отправляемся в страну Времени на машине времени.  Чтобы её построить, надо встать в круг, положить руки друг другу на плечи и закрыть глаза. 

Звучит музыка, дети медленно двигаются по кругу с закрытыми глазами.

2. Основная часть.  

- Вот мы и добрались до страны времени. Смотрите-ка, кто у нас тут! (На стуле сидит Мишка) Это – Мишка, Волшебник Времени, который поможет нам узнать о том, что такое – время! Познакомьтесь с ним.

- Ой! Мишка загадал загадку и нам просто необходимо срочно ее разгадать!

На руке и на стене, 

И на башне в вышине, 

Ходят, ходят ровным ходом 

От восхода до захода. (Часы)

- Верно, это часы! Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей

- Садитесь, сейчас мы с Мишкой расскажем вам историю изобретения часов (Дети садятся на стульчики)

- Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные (показ иллюстрации).

- Но пользоваться ими человек не всегда мог.  А как вы думаете, почему? (Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время)

- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ иллюстрации). - В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать
- Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!»

- Затем изобрели часы - свеча, или огненные часы (показ иллюстрации).

- На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов? (Свеча может упасть и случится пожар.) 

-  Поэтому люди придумали песочные часы (показ иллюстрации и песочных часов). Они состоят из двух конусов, соединенных вместе, внутри – песок. Часы переворачивают, и отсчет времени продолжается. Видели ли вы такие часы раньше? Хотели бы себе такие часы? (ответы детей)

- В наше время люди используют разные виды часов – настенные, напольные, наручные, настольные, карманные часы (показ иллюстраций).

-  Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей)

- Вы уже знаете, как определять полный час по часам. Сейчас вы вместе с Совой расскажете, как проходит её день, а я помогу ей и буду показывать время на часах (макет часов)

Физкультминутка «Сова»

Соблюдается совой распорядок часовой

(Сжимают и разжимают кулачки на обеих руках)   

Ночью в час по распорядку

(Показывают указательный палец)

Совы делают зарядку,

(Руки на поясе, наклоны влево и вправо)

Циферблат покажет два,

(Показывают указательный и средний пальцы)

В магазин спешит сова.

(Шагают на месте)

В три - готовит суп,

(Показывают три пальца, затем указательным пальцем одной руки делают круговые движения по ладони другой руки – «варят» суп        
В четыре вытирает пыль в квартире,

(Показывают четыре пальца, затем делают вид, что вытирают пыль)

В пять сова идет читать,

(Показывают пять пальцев и «читают книгу, перелистывая страницы»)

В шесть она садится есть.

(Показывают шесть пальцев и «кушают»)

Семь показывают стрелки,

(Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки.

(Прыгают на месте, руки перед грудью) 

Не поздней восьми часов

(Показывают восемь пальцев) 

Совещание у сов.

(«Совещаются» между собой)

Но как только девять бьет,

(Показывают девять пальцев)

В лес сова идет гулять.

(Шагают на месте)

В десять у нее – вязанье,

(Показывают десять пальцев и "вяжут")

А в одиннадцать – купанье.

(Показывают сначала десять пальцев, затем еще один палец и "плавают")

Как двенадцать бьет часов,

(Показывают сначала десять пальцев, затем еще два пальца)

Двери в доме на засов.

(«Закрывают дверь на ключик»)

В полдень ей пора в кровать,

(Потягиваются и зевают)

Любит днем сова поспать

(Руки под щеку и «спят»)

Дальше всё по распорядку – делает сова зарядку.

(Сжимают и разжимают кулачки на обеих руках) и т.д.  

- А сейчас нам пора прощаться с Совой, мы отправляемся обратно в детский сад на машине времени.  Чтобы её построить, надо встать в круг, положить руки друг другу на плечи и закрыть глаза. 

Звучит музыка, дети медленно двигаются по кругу с закрытыми глазами.

3. Заключительная часть. 

- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей) Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают). 
- О каких часах вы сегодня узнали? (если возникнут трудности, показать иллюстрации и попросить угадать по картинке название часов)

- Какие бы из этих часов вы бы хотели иметь дома? Почему именно их? (ответы детей)

- Мишка, Волшебник Времени, прощается с вами и благодарит вас за то, что побывали сегодня у него в гостях! Он очень надеется, что вам понравилось, вы много нового узнали и расскажете об этом всем своим родным и друзьям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 ЛЕТ) НА ТЕМУ: «Наши любимые игрушки»

Пояснительная записка Предварительная работа Детям заранее дать задание домой рассмотреть подробно свою любимую игрушку, чтобы рассказать о ней . Заранее оговаривается с родителями организация вы...

Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста на тему «Интересные факты из истории математики»

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарны математических представлений. Конспект познавательной беседы. «Сказка длинный – короткий» для детей  м...

Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста на тему «Интересные факты из истории математики»

КСР №1Конспект  познавательной беседы с детьми дошкольного возраста  на тему«Интересные факты из истории математики»       ОО ФГОС ДО «По...

Методическая разработка для детей старшей группы на тему : "Спортивный праздник "23 февраля""

Цель праздника: воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за её достижения. Оптимизировать педагогическую деятел...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 ЛЕТ) НА ТЕМУ: «Синичкины истории»

Возраст детей: старшая группаГруппа 22 человекаОбщая развивающая группаМесто проведения: в групповом помещении детского сада, на площадке детского сада.Оборудование и наглядный материал: презентация ...