Конспект занятия с применением ТРИЗ- технологии
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Жемаркина Ольга Алексеевна

Конспект занятия с применением ТРИЗ- технологии

Тема: «Времена года в пространстве и времени»

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Разработала: Жемаркина О.А.

воспитатель МБОУ СОШ №9 (дошкольное отделение)

г.о. Серпухов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz-_tehnologii_1.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №9 (дошкольные группы)

Конспект занятия с применением ТРИЗ- технологии

Тема: «Времена года в пространстве и времени»

Разработала: Жемаркина О.А.,

г.о. Серпухов


Тема: «Времена года в пространстве и времени»

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель: Развитие познавательной активности детей и творческого воображения.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, слух, зрение);

Активизировать способность детей находить положительные и отрицательные качества  в явлениях окружающего  мира;

Систематизировать знания детей  о временах года, месяцах, днях недели;

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать творческую активность и воображение детей;

Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, умение слушать друг друга;

Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

Материалы и оборудование: картины с изображением четырех девушек- времен года: зима, весна, лето, осень. Ситуативные картинки с изображением времен года (по 4 на каждое время года). Картина- схема «Смена времен года»

ХОД занятия

В группу заходит Незнайка.

Воспитатель- Здравствуй, Незнайка. Ты такой веселый! Поделись и с нами своей радостью.

Незнайка- Здравствуйте! Я тут иду от волшебника, и он рассказал мне один секрет. Хотите его узнать? Тогда я вам загадаю загадку, какую мне загадывал волшебник, если отгадаете, то и я вам расскажу:

Загадка про времена года.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

Молодцы, отгадали! Это времена года! Так вот какой секрет рассказал волшебник: «Если сказать волшебные слова и щелкнуть пальцами, то можно менять между собой времена года» Захотел лето, щелкнул пальцами, и вуа-ля: выглянуло солнце, трава позеленела, а речка стала теплая- теплая! А захотел после купания снеговика слепить- опять щелкнул пальцами- и сразу в снегу весь двор!

Воспитатель - Ого, Незнайка, это было бы здорово! А разве такое бывает? Ребята, а вы как думаете? (Ответы детей)

Незнайка - Конечно, бывает! Хотите я покажу вам?

Незнайка говорит волшебные слова, щелкает пальцами, ждет. Но ничего не происходит.

Незнайка - Как же так? Ничего не происходит.  Обманул меня волшебник. А как же тогда сделать так, чтобы вновь выглянуло солнышко и на улице стало тепло?

Воспитатель - Ребята, я вам сейчас загадаю 4 загадки

Воспитатель загадывает 4 загадки о каждом времени года. При правильном ответе показывает девушку в платье, соответствующем своему времени года.

Воспитатель - Что же это за 4 дивные девушки? (ответы детей) Верно, это времена года. Давайте расскажем Незнайке о каждой девушке.

Дети подбирают и кладут рядом с каждой девушкой- временем года, соответствующие этому времени картинки и рассказывают, почему они выбрали и положили данную картинку к той или иной девушке.

Воспитатель - Да, все верно! А сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо- плохо»

В ходе игры дети называют положительные и отрицательные стороны о каждом времени года.

Зима хорошо – потому что можно кататься на горке;

Зима хорошо – потому что можно играть в снежки;

Зима хорошо – потому что приходит праздник Новый год и т.д.;

- А зима плохо! Почему?

Зима плохо – потому что на улице холодно;

Зима плохо – потому что идет метель, нельзя погулять и т. д.

Незнайка - Теперь я знаю, какие бывают времена года. А как же они понимают, кто за кем идет?

Воспитатель - Мы тебе расскажем, да ребята? Но для начала покажем тебе, как легко запомнить какое время года за каким идет.

Физ минутка : «Четыре времени года»

В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки

в стороны).

Весною продолжается,  листочки появляются. (изобразить руками листья).

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.(ходьба на месте).

Рассказ воспитателя о том, почему меняются времена года с применением картины- схемы.

Земля вращается вокруг большой и горячей звезды — Солнца. Благодаря случайному совпадению, планета находится от Солнца на таком расстоянии, что вода на ней не испаряется от высокой температуры и не замерзает из-за низкой, то есть на «идеальном расстоянии» для создания жизни. 

Земля, как и все планеты Солнечной системы, за счет силы гравитации вращается вокруг Солнца по орбите. Орбита — это как дорога для планеты — у каждой она своя, поэтому планеты никогда не пересекаются. Дорога вокруг Солнца не круглая, а имеет вытянутую форму, как овал или правильно говоря «эллипс». Один такой «овал» Земля проходит ровно за 365 дней — то есть год.

Но помимо обращения вокруг Солнца, наша планета вращается и вокруг воображаемой оси (линии, проходящей через Северный и Южный полюса). Если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми. Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу. В результате чего Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Это положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку — на Полярную звезду.

Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают прямо, Солнце жарче и у нас наступает весна, а потом и лето. Если же лучи Солнца попадают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее, и у нас наступает зима.

Незнайка - Да, я все понял, не буду больше слушать волшебника. Но хочу узнать, поняли ли ребята и поиграть с ними в игру «Раньше- позже»

Сейчас зима, а раньше?  (осень)

Весна, а позже? (зима)

Утро, а раньше? (ночь)

День, а позже (вечер)

Понедельник, а раньше? (воскресенье)

Среда, а позже?  (четверг)

Незнайка - Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли разобраться когда какое время года наступает, а я теперь пойду объясню это волшебнику! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

Конспект занятия с использование ТРИЗ- технологии "Магазин игрушек"

Организуя занятия с исрользованием ТРИЗ технологии вы сможете не только познать с малышами что то новое но и закрепить пройденный материал в интересной форме....

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"...

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии...

Конспект занятия с применением элементов технологии ТРИЗ по сказке "Теремок"

Конспект занятия с применением элементов технологии ТРИЗГруппа: вторая младшаяОбразовательная ситуация: развитие речиТема «Путешествие в сказку «Теремок»Образовательные области: рече...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе «Времена года»

Цель: закрепление знаний о смене времен года через технологию ТРИЗ.Задачи:Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;Закреплять умение работать с...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ - технологии

Конспект занятия с использованием ТРИЗ - технологии...