Статья «Игры с блоками Дьенеша для старшего возраста»
статья по математике
Вашему вниманию представляю несколько интересных и познавательных игр с блоками Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 61 (филиал)
Колпинского района г. Санкт – Петербурга
Статья
«Игры с блоками Дьенеша для старшего возраста»
Составила: воспитатель ГБДОУ №61 (филиал)
Колпинского района г. Санкт – Петербурга
Рябова Виктория Владимировна
Санкт – Петербург 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Значение игр с блоками Дьенеша 3
Виды игр (цель, материалы, ход игры) 5
Значение игр с блоками Дьенеша
Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы).
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить детей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.
Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.
Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша:
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
- занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).
Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.
Виды игр
1.
«У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»
Цель: способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи
между предметами.
Материал: карточки с логическими таблицами, набор логических блоков
Дьенеша.
Ход игры.
Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом
доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом. У
какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок?
Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы
Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу,
взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и
среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой
фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют,
сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.
2.
«Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: сопровождает речью действия по решению логических заданий.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблицы.
Ход игры.
Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились
фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.
Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены
знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только
таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они,
фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из
леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо
свернуть.
В дальнейших играх используются таблицы.
Для поддержания интереса взрослый ставит перед детьми разнообразные
игровые задачи, наделяет фигуры и блоки различными образами. Например,
каждая фигура – Дюймовочка (нужно помочь ей выбраться из мышиной
норы) или блоки – корабли (надо вывести их из бушующего моря) и т. п.
3.
«Угощения для медвежат»
Цель: сравнивает предметы по одному – четырем свойствам, понимает
слова: «разные», «одинаковые», понимает отрицания свойств.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами
свойств, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать?
Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета,
разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно,
блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат.
Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться
только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой
может быть квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только
цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам:
цвету и форме, форме и размеру, цвету и размеру и т. д.
В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3 – 4
свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах
ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает
по правилу, предложенному воспитателем. 2 вариант с использованием
карточек с символами свойств.
Последовательность действий (алгоритм)игры: карточки с символами
свойств кладут стопкой «рубашками» вверх, ребенок вынимает из стопки
любую карточку, находит «печенье» с таким же свойством, ищет еще одно
печенье, отличающееся только этим свойством, угощает мишку,
«записывает», как угощал Мишку. Ребенок выбрал, например: выбрана
карточка «большой». Ребёнок выбрал логическую фигуру: большой красный
треугольник. Второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье
отличается по размеру.
Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем, четырем
свойствам.
В играх с нахождением отличие по 4 свойствам используются блоки
Дьенеша.
В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых.
В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит
Мишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша....
Авторская дидактическая игра с блоками Дьенеша «Приключения Буратино» для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Приключения Буратино» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20286560","attributes":...
Игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал можно использовать в качестве полноценного НОД по ФЭМП, а также предлагать детям игры с блоками в свободное время. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию умения анализировать фор...
Картотека игр с блоками Дьенеша для старшего возраста
Игры с блоками Дьенеша для старшего возраста...
Консультация для педагогов "Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте"
Консультация для воспитателей. Игры для детей старшего дошкольного возраста возраста...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
Картотека игр с блоками Дьенеша для старшего возраста
Республика БурятияКомитет по образованию г. Улан-УдэМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 «Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Уд...