Консультация для педагогов "Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте"
консультация по математике (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей. Игры для детей старшего дошкольного возраста возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_s_blokami_denesha.docx | 25.86 КБ |
igry_s_blokami_denesha_v_starshem_doshkolnom_vozraste_.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5»
Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте
Воспитатель: Петушкова Л.А
г. Югорск, 2020
Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте
«Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей
Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
- цветом - красные, желтые, синие
- размером - большие и маленькие
- толщиной - толстые и тонкие.
Цель игры: Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников
Задачи:
- Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)
- Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером
- Развивать пространственные представления.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Играя с блоками дети учатся:
- Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие
- Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства
- Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого
Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
- На карточках условно обозначены свойства блоков:
- -цвет - пятно
- форма – геометрическая фигура
- размер – силуэтом домика (большой, маленький)
- -толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
- Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
- В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению.
Формы работы с блоками
- Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)
- Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения )
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры)
- -В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
- - В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша.
Игра «Отгадай загадку» На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков. Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.
Развивающая игра «Рассели жильцов» Игра «Рассели жильцов» очень увлекательна и могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.
Развивающая игра «Лабиринт» Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину. Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.
Развивающая игра «Хоровод» Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах. Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д. Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением. Игры с обручами и блоками Дьенеша Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.
«Игра с одним обручем» На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.
«Игра с двумя обручами» На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей. Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: Какие блоки лежат внутри обоих обручей? Внутри синего, но вне красного обруча? Внутри красного, но вне синего? Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.
«Игра с тремя обручами» В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей? Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча? Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча? Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча? Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча? Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча? Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча? Какие блоки лежат вне всех трёх обручей? В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).
Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой - круглые , квадратные , треугольные , прямоугольные цветом - красные , желтые , синие р азмером - большие и маленькие толщиной - толстые и тонкие .
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников Задачи: Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать) -Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером -Развивать пространственные представления. -Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. -Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления -Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Использование блоков
Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого Играя с блоками дети учатся: Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
Карточки с символами свойств
Работа с карточками На карточках условно обозначены свойства блоков : -цвет - пятно - форма – геометрическая фигура -размер – силуэтом домика (большой, маленький) -толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению .
Формы работы с блоками Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика») Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ) Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры) -В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); - В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;
Игра «Рассели жильцов»
Игра «Лабиринт» Игра «Дерево»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателя детского сада по работе с блоками Дьенеша....
Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в старшей группе (возраст 5-6 лет).
Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. ...
Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками Дьенеша с детьми дошкольного возраста
Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логиче...
«Методические рекомендации для воспитателей и родителей, по работе с блоками Дьенеша, с детьми дошкольного возраста»
Возможности блоков ДьенешаРазвивать пространственные представления.Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множ...
Картотека игр с блоками Дьенеша для младшего дошкольного возраста
Картотека для средней группы...
Вебинар «Использование блоков Дьенеша в работе дошкольного возраста»
laquo;Использование блоков Дьенеша в работе дошкольного возраста»...
- Мне нравится (1)