Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Юные математики»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность……………………………………………………………………….2
Пояснительная записка…………………………………………………………….2
Тематическое планирование программы на учебный год……………………….4
Литература………………………………………………………………………….9
Приложение…………………………………………………………………………10
Актуальность программы
Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Способствует общему умственному воспитанию воспитанника. Организация кружка «Веселый счет» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую свою деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, что вызывает интерес и желание заниматься математикой.
Организация НОД: проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня
Длительность: 20 мин.
Форма организации: групповая
Программа составлена на основе авторской парциальной программы Е. В. Колесниковой «Юные математики».
Цель: Создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей.
Задачи:
- Развивать потребность активно мыслить;
- Создавать условия для развития математических способностей;
- Формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения;
- Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.)
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут выявить одарённость детей и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2.Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к предмету – математика.
Мониторинг: отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и апреле, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Работа с родителями
- родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы: консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
В конце учебного года провести опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения
Перспективный план работы системы дополнительного образования (кружка) «Веселый счет»
Сентябрь
Занятие 1
Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними.
Величина. Большой и маленький.
Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур).
Занятие 2
Количество и счет. Сравнение чисел 3—4, счет по образцу,
загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа.
Занятие 3
Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов.
Величина. Большой, поменьше, самый маленький.
Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур).
Логическая задача. Развитие внимания.
2 Математика (4 — 5 лет)
Занятие 4
Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4—5.
Ориентировка во времени. Части суток.
Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.
Октябрь
Занятие 5
Количество и счет. Знакомство с цифрой 1.
Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.
Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате.
Логическая задача.
Занятие 6
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1.
Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера.
Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур).
Занятие 7
Количество и счет. Знакомство с цифрой 2.
Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра.
Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше.
Занятие 8
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2.
Величина. Короткий, длинный.
Геометрические фигуры.
Овал (находить среди множества фигур).
Ноябрь
Занятие 9
Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов.
Ориентировка во времени. Времена года (осень).
Занятие 10
Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 11
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4.
Величина. Широкий, узкий.
Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур).
Занятие 12
Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.
Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе.
Логическая задача. Развитие внимания.
Геометрические фигуры. Круг, овал.
Декабрь
Занятие 13
Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 14
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.
Логическая задача.
Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.
Занятие 15
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.
Счет по образцу, сравнение чисел 3—4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача.
Занятие 16
Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.
Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.
Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.
Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень).
Январь
Занятие 17
Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача.
Занятие 18
Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5.
Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.
Ориентировка во времени. Быстро, медленно.
Занятие 19
Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.
Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол,середина.
Геометрические фигуры.
Логическая задача.
Занятие 20
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.
Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.
Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).
Логическая задача.
Февраль
Занятие 21
Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет.
Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток).
Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже»,« самый узкий».
Занятие 22
Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.
Занятие 23
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.
Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.
Занятие 24
Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.
Март
Занятие 25
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.
Логическая задача. Установление последовательности событий.
Занятие 26
Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки.
Величина. Развитие глазомера.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 27
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете.
Ориентировка в пространстве. Определять пространственноерасположение предметов по отношению к себе.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 28
Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4,5. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Логическая задача. Развитие внимания.
Апрель
Занятие 29
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5.
Порядковый счет. Логическая задача.
Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.
Занятие 30
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу.
Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 31
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка.
Ориентировка в пространстве. Слева, справа.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 32
Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах
Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена год
Используемая литература
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради.
- Демонстрационный материал для детей 5-6 лет.
- Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
4. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.(Электронный вариант в формате А4 406 с.
Приложение
Приложение
Диагностика уровня математических способностей у детей.
(А.В. Белошистая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849504-1479034080.jpg)
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964763-1509076599.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-1034599-1524849449.jpg)
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"
Работа по организации кружка «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление....
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"
методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-838867-1585132730.jpg)
Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-1424396-1715781685.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/28/picture-1484154-1711641604.png)
Рабочая программа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста «Юные натуралисты»
Данная программа обеспечивает полноценное экологическое образование детей старшей группы на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к окружающему миру, к себе и други...