Развитие логико-математический представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики
презентация к уроку по математике (старшая группа)
В данном материале предаставлен опыт работы с детьми старшего возраста по логике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika.pptx | 496.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями , позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности . Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представ- лений детей. Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений . В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки , Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Четыре братца под одной крышей живут (стол). Какое число не изменяется от его переворачивания (восемь). Что после трёх годов будет с козой (пойдёт четвёртый год). В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (сто). Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их (сложить цифру четыре). Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Во время таких занятий у детей формируются: математические представления, логическое мышление, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения занимательной математики: Упражнение 1 Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)".
Упражнение 2 Материал : тот же, что к упражнению 1, но без квадрата. Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру .)".
Упражнение 3 Материал: рисунок фигурок-рожиц. Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (третья) Чем она отличается?"
Упражнение 4 Материал : рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой . Задание: "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их".
Упражнение 5 Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький желтый, круг большой красный, треугольник красный, квадрат зеленый. Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".
Упражнение 6 Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9. Задание: «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу?» "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть )»
Упражнение 7 Материал: рисунок фигурок-человечков. Задание : "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. ( Третья фигурка.) Почему она лишняя?"
Настольные игры «Крестики-нолики», «Найди по описанию», « Танграм » способствуют развитии логико-математических представлений
Логические задачки На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?) (1+1=2) 2. Два зайца сидели И дружно веселую песенку пели. Один убежал, А второй вслед глядит. Сколько у домика Зайцев сидит? 2 -1=1 Сидит белка на тележке, продает орешки: лисички сестрички Заиньке усатому воробью синички, мишке толстопятому В снег упал Сережа, Зина и Антоша, а за ними Лена, Катенька и Гена. А потом еще Игнат, сколько на снегу ребят? На поляне у дубка Крот увидел два грибка, А подальше, у осин, Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашел грибов?
Логические задачки Если курица стоит на одной ноге и весит два килограмма,сколько будет весит курица, если будет стоят на двух ногах. На столе лежало четыре яблока. Одно разрезали на четыре части. Сколько яблок на столе? Ты, да я ,да мы с тобой. Сколько нас всего?
Таким образом, за несколько лет до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»
Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....
Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики»
Отчёт по самообразованию...
Консультация для родителей на тему "Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики"
Игры для родителей, с помощью которых мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе. Игры математичес...
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...
Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами настольно-печатных игр
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, средствами настольно-печатных игр. Описаны особенности использ...