Конспект НОД по Образовательной области «Познавательное развитие» - «Игралочка" средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Боговая  Виктория Владимировна

Создание условий для формирования элементарных математических представлений о пространственных отношениях «вверху», «внизу», «верхний», «нижний»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Образовательной области «Познавательное развитие» - «Игралочка

средняя группа

Тема: «Пространственные отношения. Вверху, внизу». Счет до 5

Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений о пространственных отношениях «вверху», «внизу», «верхний», «нижний»,

Задачи:

 Образовательные:

уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения.

закрепить счет в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов; (Познавательное развитие).

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения ( Речевое развитие);

способствовать формированию у детей умения самостоятельного преодолевать затруднения под руководством воспитателя. Воспитательные:

воспитывать привычку сообща играть, трудиться, заниматься, двигаться к постановленной цели. ( социально-коммуникативное развитие)

Методы и приемы:

Словесные (метод имитации, метод разговора, метод сочинения, рассказывания)

Рассказ. Вопросы

Наглядные

Рассматривание картинок  Показ презентации

Практические методы

Работа с карточками.

Проблемно-поисковые методы:

проблемные ситуации

Постановка проблемных ситуаций, вопросов

Самостоятельная работа

Логические методы:

Сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование

Игровой метод

 Дидактические игры и упражнения

Создание ситуации успеха

Материалы к занятию:

Демонстрационный: интерактивная доска, изображение зайца, карточки с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный: листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного цвета и размера от 1 до 4.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель включает на интерактивной доске изображение сказочных героев.

-Сегодня  я приглашаю вас отправится в гости в сказку.  Догадайтесь в какую ? :

В домике жила семья,

       Было трое нас, друзья,

       Папа, мама, и , конечно, я.

       Дружно жили, не тужили

       В лес по ягоды ходили.

        Назовите без подсказки

        Всех героев этой сказки

      (Дети выполняют задание на интерактивной доске.)

Воспитатель:

- Правильно, Три медведя.

-Кто еще был героем этой сказки ( Машенька).

Игра «Подбери к картинке тень»

Дидактические задачи: развивать приемы зрительного наложения, внимательность, наблюдательность, способствовать созданию положительного эмоционального настроя на занятие у детей

Воспитатель: Сегодня в гости к трем медведям мы с вами и отправимся.

Актуализация знаний.

Игра «Найди свое место».

Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифры 1-4 с

количеством предметов, тренировать мыслительные операции анализ и

сравнение.

Воспитатель: Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на группы. У вас под стульчиками лежат карточки, возьмите и рассмотрите внимательно. (Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисовано определенное количество точек — от 1 до 4)

- На столах разложены карточки с цифрами от 1 до 4.

- Посчитайте, сколько точек на вашей карточке и выберите нужный стол. (Дети должны соотнести количество точек на своей карточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются несколько с одинаковым количеством точек на своих карточках.)

3 . Открытие нового знания

Игра «Расставь посуду».

Дидактические задачи:

уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;

закрепить счет в пределах 4, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформировать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого - лист бумаги с нарисованными

на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) - 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

Что вы делаете по дому?

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь трем

медведям расставить посуду на полки.

Сколько полок на кухне у медведей?

Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде, — одна, две, всего две полки.

Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была

только не круглая посуда.

Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:

одна, две, три — всего три тарелки.

Какую форму имеют эти тарелки?

Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?

На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.

Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?

Чем похожи эти тарелки? (Они все круглые — у них одинаковая

форма; они все желтые — у них одинаковый цвет.)

Чем отличаются тарелки? (У них разный размер.)

Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит Михаилу Ивановичу (Настасье Петровне, Мишутке)?

Дети должны назвать размер кругов: самый большой — тарелка для

Михаила Ивановича, круг поменьше — тарелка для Настасьи Петровны, а самый маленький — тарелочка для Мишутки.

Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

В перевалочку ходили.

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Затруднение в игровой ситуации

Игра «Накрой на стол».

Дидактические задачи:

закрепить умение понимать и использовать в речи слова «верхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на доске  рядом с медведями изображение зайца. Пришел в гости заяц.

Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех? (Нет.)

Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а

зверушек за столом — четыре.)

Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить

на стол еще одну тарелку.)

Где можно взять недостающую тарелку? (С нижней полки.)

Дети берут одну фигуру с нижней полки.

Какую тарелку ты поставил зайцу? (Квадратную, треугольную.)

Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок? (Формой.)

Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

Включение нового знания в систему знаний

Игра «Что где?».

Дидактические задачи:

закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху»,

«внизу», связать их с движениями детей;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель: Ребята, мы хорошо потрудились ,помогли медведям, предлагаю вам отдохнуть и поиграть.  Выходите все на коврик.

- Я буду называть разные слова, вы слушайте внимательно правила. Если это находится вверху, говорите: «Вверху», и  поднимаете руки вверх. Если внизу, говорите : «Внизу»- приседаете на корточки.

Что у человека вверху (внизу)? (Вверху - голова, внизу — ноги.)

Слова: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, солнце, рыбы, самолет, автобус.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя, садятся на коврик.

У кого в гостях вы сегодня побывали?

Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь

медведям потому, что хорошо считают, знают, где верх, а где — низ, и

не боятся трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ. Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», средняя группа

На занятии дети закрепляют и уточняют  знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;  знания о подготовке к зиме животных,  водоплавающих и перелетных птицах; упражняют...

" Ах, этот удивительный песок!" Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», старшая группа

Программное содержание:1.     Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок.2....

ОСЕННИЕ ЗАБОТЫ ЖИВОТНЫХ Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», старшая группа

Во время НОД дети закрепляют знания  о диких животных наших лесов, их внешнем виде, образе жизни, о том, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о правилах поведения в природе....

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие средняя группа раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке (сериационные ряды)величина.

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие средняя группа МОУ Одоевский СОШ(дошкольная группа). Воспитатель : Ван . О .Н.Возрастная группа детей средняя группаТема Н.О.Д. рас...

Русская матрешка Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие», средняя группа

Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления),развивать интерес детей к народному творч...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста «В гости к лесным жителям»

Цель: Создание условий для познавательной активности детей раннего возраста.Задачи:- Формировать у детей представления о диких животных (заяц, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образа ж...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста «В гости к лесным жителям»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста «В гости к лесным жителям»...