Проект по финансовой грамотности
проект по математике (старшая, подготовительная группа)
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать[8]. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.Цель проекта: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finans.gr_.docx | 123.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№10»
Проект
Воспитатели:
А.Д.Багапова
Э.Н.Залякаева
г.Нефтеюганск
Актуальность.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать[8]. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Стратегия разработана на период до 2023 года. Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2019 года.
Целью Стратегии – является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи
- Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;
- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Объект проекта – дети старшего дошкольного возраста «Непоседы»
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание |
I этап – подготовительный Сентябрь- октябрь 2021-2022г | Методическая и организационная подготовка проекта. Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей. |
II этап – основной (реализация проекта) Ноябрь- апрель 2021-2022гг |
« Бережливая курочка», «Сладкий сон»
|
III этап – заключительный Апрель –май 2022г |
|
Тип проекта:
Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта
Дети 6-7 лет, родители, воспитатели
Ожидаемый результат:
- У детей развит познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Для родителей
- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;
Для педагогов
- Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;
Тематическое планирование
Сроки реализации | Направление деятельности | Содержание деятельности |
Сентябрь | Работа с детьми
| Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений |
Октябрь | Работа с родителями Работа с детьми | Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми Беседа «Семейный бюджет и расходы семьи» |
Октябрь | Работа с педагогами | Выступление на методическом семинаре Консультация «Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников» |
Ноябрь | Работа с детьми | Дидактические и настольно – печатные игры «Наш бюджет», Доходы и расходы» и др. |
Декабрь | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Работа с лэпбуком «Азбука финансовой грамотности» Дидактические и настольно – печатные игры «Наш бюджет», Доходы и расходы» и др.
|
Январь | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Дидактические и настольно – печатные игры, с.р.и. «Семья», «Супермаркет» и др. |
Февраль | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Дидактические и настольно – печатные игры, с.р.и. «Семья», «Супермаркет» и др. |
Март | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» |
Апрель | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Квест-игра для детей «Финансовая школа» |
Ноябрь | Работа с родителями | Консультации, рекомендации «Азы финансовой грамотности в семье» |
В течение всего времени реализации проекта | Методика формирования основ финансовой грамотности | Стендовые консультации для родителей |
Методика формирования основ финансовой грамотности | Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей | |
В течение всего времени реализации проекта | Работа с педагогами | Выступление на методических семинарах |
Апрель | Работа с детьми | Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов |
Май | Работа с родителями | Собрание с родителями |
Заключение
Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Создание мини-музеев «Моя копилка», «Монетка»
Интеллектуальные игры: КВН, «Что, где, когда?»
Публикация результатов проекта на сайте МБОУ «СОШ №10». Оформление результатов проекта в виде методических материалов.
Применение в практике педагогической деятельности
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-problemy-povysheniya-
ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
Наблюдение.
Беседы.
Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
Итоговое мероприятие.
В качестве результатов реализации проекта выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) | знание ребенком потребностей семьи; представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; проявление интереса |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) | отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственноэкономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Навыки | Кол-во балов | Показатель |
Сфоримированы | 3 | Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу. |
В стадии формирования | 2 | Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность; бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели. |
Не сформированы | 1 | Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; не проявляет упорства в достижении цели. |
Сформ | В стад форм. | Не сформ |
Н.Г.- К.Г- 7-44% | Н.Г.-13-81% К.Г- 9-51% | Н.Г.-3-19% К.Г- |
Уровень сформированноста финансовой грамотности
Приложение № 2
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;
е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
Приложение № 3
Консультации и рекомендации для родителей
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
¬ Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
¬ Возьмите ребенка в банк.
¬ Поговорите с детьми о вложении денег.
¬ Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
¬ Научите детей зарабатывать деньги.
¬ Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
¬ Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
¬ Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
¬ Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
¬ Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Приложение 4
Игры с экономическим содержанием
Игра «Хочу - надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
«Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
Приложение № 5
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы
«Путешествие по стране Математике»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально –коммуникативное развитие, речевое развитие.
Образовательные задачи:
Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация), логического мышления, сообразительности, внимания через использование логических блоков З. Дьенеша, цветных счётных палочек Х. Кюизенера, головоломок «Танграм», «Колумбово яйцо».
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Закреплять навыки количественного и порядкового счета.
Закреплять состав чисел первого десятка на основе развивающей игры.
Развивающие задачи:
Развивать умение сравнивать, классифицировать, выделять основные признаки.
Развивать способность проводить рефлексию своей деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к логическим играм, головоломкам, конструированию.
Воспитывать любознательность, дружелюбие при общении со сверстниками.
Предварительная работа: 1. Знакомство с различными развивающими играми и головоломками. 2. Решение логических задач.3. Индивидуальные занятия с детьми по ФЭМП.
Методы и приёмы:1. Проблемная ситуация.2. Моделирование и конструирование.3. Игровая воображаемая ситуация. 4. Рефлексия.
Материалы и оборудование: листы в крупную клетку, простые карандаши, наборы цветных счётных палочек Кюизенера, блоки Дьенеша, наборы символов, «Дары Фрёбеля», «Танграм», «Колумбово яйцо»
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный этап
Воспитатель:
Чтобы день был удачный, возьмёмся за руки и повторим наш девиз:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в одну интересную и увлекательную страну. А в какую, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Будешь там решать задачки,
Примеры с цифрами решать.
Что сколько стоит в магазине,
Ты без неё не сможешь знать. (Математика)
Воспитатель: Молодцы…отправляемся путешествовать в страну «Математика». Вы сможете показать свои знания, умение слушать, договариваться… С путешествия мы постараемся вернуться не с пустыми руками. На каждой станции вы будете получать по одной букве, из которых составите какое – то слово. Вид транспорта, на котором мы поедем, узнаете, выполнив задание.
Графический диктант
Воспитатель: На что похожа получившаяся фигура? (На паровоз). Проводится самопроверка.
Паровозы у нас есть, Цветные палочки послужат нам вагонами. Разложите палочки начиная с самой короткой до самой длинной по порядку.
Работа с палочками Кюизинера:
Сколько вагонов у вашего поезда? (10).
Каким по порядку стоит синий вагон?
Какой вагон находится между розовым и красным вагонами?
Найдите вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого он цвета? (фиолетовый).
Какой вагон самый короткий? (первый) Самый длинный? (десятый) Какого он цвета? (оранжевого)
Воспитатель: А теперь оплатите проезд. Стоимость билетов разная. Условие - билет надо оплатить двумя или несколькими монетами. Возьмите нужную палочку.
(Дети у себя на столе с помощью палочек Кюизенера выкладывают варианты состава числа)
Проводится работа по закреплению состава чисел: 5,6,7,8.9,10.
Воспитатель: Ребята, мы остановились на Станции №1 – «Разминочная». Игра с мячом.
• у какой фигуры 3 угла, 3 стороны?
У треугольника.
• у какой фигуры противоположные стороны одинаковые?
У прямоугольника.
• у какой фигуры все стороны равны?
У квадрата.
• у какой фигуры нет углов?
У круга и овала.
Сколько пальцев на правой руке? - Сколько глаз у светофора? - -Сколько носов у двух собак? - Сколько ушей у двух мышей? - Сколько хвостов у двух котов? (Получают букву «Д»)
Воспитатель: Ребята, впереди обрыв, мы не можем дальше продолжать путь. Что же нам сделать? Как проехать этот обрыв? (построить мост). А чтобы построить мост, нам нужны блоки, но не все.
Сейчас вы получите зашифрованные схемы блоков. Ваша задача расшифровать символы и найти нужные блоки, из которых мы потом построим мост. (Буква «Р»)
Воспитатель: Итак, мост построен, можем продолжать путь. Мы отправляемся на следующую станцию.
Воспитатель: Пока едем, может кто-нибудь из вас знает пословицы про число семь? (дети говорят несколько пословиц).
1. Семеро одного не ждут.
2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3. Семь бед – один ответ. (звучит музыка)(Буква «У»)
Следующая станция 3- «Сказочная» за геометрическими фигурами спрятались волшебные сказки. А какие - давайте рассмотрим. (дети рассматривают геометрические фигуры, считают, сравнивают, отмечают, что треугольники одного размера, кроме одного). В какой сказке говорится о семи одинаковых персонажах? (Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов).
Во втором ряду – три трапеции, убывающих по величине ( устанавливают связь: большой, поменьше, маленький; отмечают количество фигур, маленький, большой, средний) ? Какая сказка здесь спряталась? (три медведя). А кто отгадает, какая сказка прячется за тремя одинаковыми розовыми кругами? (три поросенка).
- а теперь скажите какие фигуры в следующем ряду? (прямоугольники) Сколько их? (семь). Все одинаковые? (разные и расположены в порядке убывания). Какой по счету большой прямоугольник? Маленький? Догадались какая здесь сказка спряталась? Если дети еще затрудняются ответить, переверни пятый прямоугольник – кот спрятался - Жучка. (сказка репка). (Буква «Ж»)
Воспитатель: Мы уже достаточно долго путешествуем. Может пора подкрепиться? Но сначала поможем поросёнку… - дидактическая игра «Помоги купить»…(Буква «Б»)
Мы оказались на станции 4 «Колумбово яйцо». Здесь кому – то необходима ваша помощь.
1.Я веселый бедный гусь. Ничего я не боюсь!
Но вчера упал я с кочки, развалился на кусочки.
Собирал меня енот, получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
2. Я веселая лиса
Мне вцепилась в хвост оса,
Я бедняжка так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор:
Получился мухомор! Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
Дети распределяются на две команды с использованием фишек или палочек из набора Фрёбеля и складывают изображения лисы и гуся по схеме.
(Буква «Б»)
Станция 5 «Танграм». «Сувениры на память». Работа в парах. (Буква «А»)
Воспитатель: Вот мы немного и проехали на наших паровозах по стране Математики. Дорога в этой стране очень длинная, и станций на ней тоже очень много. С ними вы познакомитесь уже в школе. А сейчас давайте составим слово. Как вы думаете, почему мы составили именно это слово? (Дружба помогает всегда… Мы были дружными…)
3. Итог занятия.
- Что интересного было на занятии?
- А что понравилось тебе больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым легким?
- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?
- Почему ты так решил?
- За что бы ты себя похвалил?
Рефлексия «Лесенка успеха»
Поставьте фигурку человека на одну из лесенок:
На нижнюю, если у вас в течение занятия ничего не получилось;
На среднюю, если у вас были проблемы, но с чем-то вы справились;
На верхнюю, если у вас всё получилось и вы справились со всеми заданиями.
Вы сегодня очень хорошо поработали.
Давайте снова возьмёмся за руки и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Педагог:
Молодцы ребята!
Вы справились с заданиями
И блеснули знаниями.
Благодарю за работу!
Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности для старших дошкольников.
Тема: «Деньги»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению - достоинства монет и купюр;
- в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания;
продолжать формировать умение соотносить цифру с количеством предметов;
- закреплять умение правильно решать примеры закреплять знания о экономических терминах.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; - способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
- воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.
Форма проведения: Познавательная игра «Что? Где? Когда?»
Оборудование: проектор, презентация, стол на котором установлено игровое поле, волчок со стрелкой, конверты с заданиями, простые карандаши, карточки для выполнения задний, картинки к вопросам, набор монет на каждого ребёнка, человечки и лесенка для рефлексии.
Ход занятия
1. Организационный этап
Педагог:
Приветствие «Круг»
Вот и собрался наш круг.
Ладошку дал другу друг. Кладём ладошку на ладошку
И поздороваемся ладошками. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и, чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
2. Введение в тему. Постановка целей
Педагог: Мы находимся в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?».
А чтобы узнать тему нашей игры, отгадайте загадку:
На них я подарок подруге куплю,
Поэтому их каждый день я коплю. (Деньги)
Дети: Деньги
Педагог: Какова тема нашего занятия и игры?
Дети: Деньги.
Педагог: Да верно. Мы сегодня с вами вспомним то, о чем говорили на занятиях по «Финансовой грамотности» о деньгах.
А сегодняшнее занятие пройдет в форме познавательной игры «Что? Где? Когда?» Слайд № 1
Сегодня команда телезрителей играет против команды знатоков.
Чтобы попасть в команду знатоков, нужно сыграть в игру
«Для чего нам нужны деньги?»
Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Кто правильно отвечает, тот получает карточку с монетами, вы считаете количество монет и ищите стул с соответствующей цифрой. Итак, деньги нам нужны:
Для покупки продуктов питания;
Для оплаты бытовых услуг;
Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)
Для оплаты услуг. Каких?
Для оплаты проезда на транспорте;
Для покупки подарков;
Помощь бедным (педагог уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Педагог опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.
3 Основной этап
Педагог: Сегодня у нас в гостях интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». С вами играют герои мультфильмов. Послушайте, пожалуйста, внимательно правила игры. Перед вами игровой стол, на нём лежат конверты. Мы будем раскручивать волчок со стрелкой. В каком секторе остановится стрелка, тот конверт и вступает в игру. Ваша задача ответить на вопросы, которые находятся в конверте. За каждое правильно выполненное задание команда игроков получает часть иллюстрации, которую в последнем раунде нужно будет собрать.
Итак, игра начинается!
Вращаем волчок. Конверт под номером 3.
- С вами играют Маша и Медведь
Игра «Поезд монет»
- К нам в гости приехал «поезд монет». Как вы думаете, что за груз он везет?
- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?
- Давайте поместим в первый вагон монету в 10 рублей, в следующем окне вагона какая поедет монета?
Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
Проверьте правильность.
- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).
Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?
- Вращаем волчок. Конверт под номером 1.
- С вами играют Три поросёнка. Помогите поросёнку купить пирожное и сок.
Игра «Посчитай и купи»
Педагог: Всё ли можно купить за деньги? Дидактическая игра по командам.
Дети: Нет. Например, солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, дружбу и любовь тоже нельзя купить за деньги.
- Вращаем волчок. Конверт под номером 6.
- С вами играет Даша Путешественница
«Потребности»
- Что такое потребности?
Ответы детей
Педагог: Значение слова потребность, происходит от слова,
требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить
и всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда,свет, газ, жилье).
Педагог: - Без чего человек не может жить?
Ответы детей
- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
- Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям)
- Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.
Педагог: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека?
- У человека есть потребность в одежде. Для чего существует одежда? (Она защищает человека от холода, от жары)
- А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех.)
Педагог: - Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны?
Ответы детей
Педагог: Возьмите листы и обведите, то без чего невозможно обойтись в кружок, а предметы, без которых можно обойтись не трогайте.
Педагог: Посмотрите, правильно ли вы выполнили задание.
- Вращаем волчок. Конверт под номером 5.
- Музыкальная пауза. Танцуем с Малышариками.
Физминутка
- Вращаем волчок. Конверт под номером 2.
- Задание от большой и дружной семьи Барбоскиных.
Блиц-опрос
Семья Барбоскиных подготовила для вас блиц опрос. (Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги).
2. На товаре быть должна,
Обязательно... (цена).
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт... (кассир).
4. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам... (продавцы).
5. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
6. Зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу).
7. На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие-нибудь нужды, потребности).
8. Почему нельзя делать фальшивые деньги? (Это преступление, за которое могут наказать человека).
9. Нужно ли мыть руки, после того как вы брали деньги? Почему? (Да)
10. Доход- это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
11. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
- Вращаем волчок.Конверт под номером 7.
- С вами играют Фиксики.
Игра «Размен монет»
Педагог: Возьмите, листы. Там вы увидите монеты разного достоинства. Давайте попробуем их разменять: составим из монет меньшего достоинства. Вспомним состав чисел: 2,5,10.
Один ребёнок работает у доски. Задания разного уровня сложности.
- Вращаем волчок. Конверт под номером 4.
- Следующее задание от Буратино.
«Домик, в котором живут деньги»
Педагог: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям:
• «Вырастут» ли деньги?
• Где они могут «расти»?
• Куда Буратино надо было положит деньги?
Ответы детей.
Педагог: У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в него свои монеты. Для этого соберите из частей, которые вы заработали, иллюстрацию. И по ней мы изготовим кошелёк для Буратино.
Изготовление, детьми кошелечка используя схему.
Схема изготовления кошелька
Педагог: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.
4 Этап подведения итогов
Педагог:
Вы ребята, молодцы, ответили на все вопросы телезрителей правильно и победили.
- Какое впечатление произвела на вас игра «Что? Где? Когда?» ?
- Какие задания показались вам особенно тяжёлыми? Лёгкими?
- Где можно применить полученные знания?
5 Рефлексия деятельности
А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово.
Рефлексия «Лесенка успеха»
Поставьте фигурку человека на одну из лесенок:
На нижнюю, если у вас в течении занятия ничего не получилось;
На среднюю, если у вас были проблемы, но с чем-то вы справились;
На верхнюю, если у вас всё получилось и вы справились со всеми заданиями.
Вы показали себя сегодня настоящими знатоками денег.
Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Педагог:
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями.
Благодарю за работу, до новых встреч!
Конспект НОД «Путешествие в страну Экономика»
Задачи:
¬ Научить выделять главное направление использования денег людьми.
¬ Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
¬ Расширять знания о производителях товаров и услуг
¬ Упражнять детей в решении экономических задач.
¬ Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.
Предварительная работа:
¬ Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.
¬ Беседа на тему «Не все покупается и продается»
¬ Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители».
¬ Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.
¬ Заучивание пословиц по теме
¬ Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.
Материал:
ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.
Ход
В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?
Дети: Да.
В-ль: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
Дети: перечисляют виды транспорта.
В-ль: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?
Дети: на ковре-самолете.
В-ль: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.
Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.
«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом»
В-ль: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)
В-ль: Первая остановка называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?
Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.
Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.
В-ль: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.
«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это.что?
Дети: Крокодил Гена получал зарплату.
В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?
Дети: папа, мама, бабушка…
В-ль: За что они получают зарплату?
Дети: за выполненную работу (дети читают стихи)
1.Вот и месяц пролетел
Чему я очень рада
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
2. День зарплаты наступил
Папа в магазин сходил.
Мамин пополнился гардероб,
А я получил самолет.
В-ль: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?
Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)
1.Сегодня первое число,
Чему я очень рад:
Ведь получает в этот день
Стипендию мой брат…
2. Я объяснил своим друзьям,
Пусть знают все ребята,
Что, в сущности, стипендия –
Студенческая зарплата.
3. Студентам за учебный труд
Стипендия положена.
Брат купит много книг себе,
А мне мороженое!
В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?
Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)
1.Дед и бабушка мои
Потрудились от души.
Много лет они старались,
Вот и пенсии дождались.
С пенсии конечно дед
Купит вкусненьких конфет.
В гости к ним всегда хожу,
Помогаю, как могу.
В-ль: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?
Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги
В-ль: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?
Дети: доход будет больше.
В-ль: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.
(Дети считают до 10) (Весь рассказ сопровождается показом картинок
и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)
В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль: Лопаем шар под цифрой 2. Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?
Дети: люди получают деньги за свой труд.
В-ль: Для чего нужны деньги?
Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте
В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:
Угадай, как это зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто–напросто ….(товар)
В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?
Дети: Нет.
Игра «Что продается, что не продается»[см. приложение № 2]
В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль: Третья остановка называется «Трудовая»
Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.
В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?
(за правильные ответы дети получают монетки)
Дети:
¬ Каков работник, такова ему и плата.
¬ Дело мастера боится.
¬ Маленькое дело лучше большого безделья.
¬ Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
¬ Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
¬ Труд кормит, а лень портит.
¬ Терпенье и труд все перетрут.
¬ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
¬ Кто не работает, тот не ест.
¬ Кто сидит на печи, тот не ест калачи.
В-ль: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».
(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)[3]
¬ Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?
¬ Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
¬ Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?
¬ Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
¬ Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
¬ Кто границы охраняет и наш сон оберегает?
¬ Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
¬ Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?
В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»
(Дети подбирают к картинке профессии - его результат труда) Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.
(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)
В-ль: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад.
Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его
«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».
(Поощрение детей. Дети под музыку улетают на ковре-самолете)
Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги и потратить их в «Магазине»
Конспект НОД «Знакомство с деньгами»
Цель:
Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;
Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;
Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;
Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;
Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;
Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;
Обогащать активный словарь;
Ход мероприятия:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети: Кот.
В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.
К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?
Д: Здравствуй
В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?
Варианты ответов.
К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?
Д: Варианты ответов.
К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?
Д: Варианты ответов.
К: В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.
К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s
В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?
Д/и : «Что когда было?»
Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.
Физминутка: «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка. кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?
Какие желания были у девочки?
К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?
В: Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом. Магазине
В: Что загадывала девочка из сказки?
Д: Куклы, баранки, велосипеды.
К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.
Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.
Кот ученый рассматривает рисунки детей.
«Экскурсия в магазин»
Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями
города их назначением магазин «Продукты»;
закреплять умения считать в пределах 10;
профессии людей продавец продуктового магазина,
содержанием и значением их труда для жителей города.
Ход экскурсии:
В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?.
ответы детей
В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.
Что могут продать детям?
Ответы детей.
В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.
А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?
Д: Пройти с ним на кассу.
В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?
Д: Продавец
В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.
В: А что потом мы делаем?
Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.
А откуда мы с вами берем деньги?
Ответы детей
В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?
Экскурсия в магазин
В: Ребята, что мы видим в магазине?
Д: еду, продукты, чай и т. д.
В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.
Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?
Д: Пройти на кассу и оплатить.
В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?
В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?
Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?
А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?
Ответы детей
В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;
закреплять знания о деньгах;
продолжать формировать интерес детей к игре;
закреплять умения считать в пределах 10;
воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.
Ход игры:
(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)
В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?
Можно отходить далеко от родителей в магазине?
Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.
Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).
Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар
Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?
Покупатель: Спасибо сейчас сам.
(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)
Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.
Продавец: Вот вам карта скидок.
Все продукты на витрине:
чай, конфеты, колбаса –
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте.
Деньги в кассу отдавайте.
Покупатели расходятся по отделам.
В нашем городе наступил вечер.
Рабочий день закончился.
Закрываются магазины.
В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.
Наименование произведения
Экономическая составляющая содержания
К. И. Чуковского «Телефон», А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке».
Раскрывающая потребности
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
О потребностях и возможностях
Русская народная сказка «Теремок»
потребность в жилище
Русская народная сказка «Лиса и волк»
потребность в пище
Русская народная сказка «Терем – Теремок» «Хаврошечка»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
«Мужик и медведь»
раскрытие труда
Русская народная сказка «Морозко»
трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность
К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха».
Г.Х. Андерсен «Огниво»
раскрывается понятие «деньги»
Русская народная сказка «Каша из топора»
представления о смекалке, осуждение жадности.
К. И. Чуковского «Федорино горе»
раскрывается понятие «товар»
А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
представление о способах увеличения дохода и другие
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
представления о бартере
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек
о купле – продаже:
Народные сказки «Лиса и козел»
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
представления о рекламе:
Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».
способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости.
Приложение № 6
Рекомендации для родителей
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
Приложение № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...
Проект по финансовой грамотности
25 октября состоялась встреча в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была предложена тема для дискуссии: &laqu...
Проект по финансовой грамотности
4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....
Проект по финансовой грамотности
26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8. Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...
Проект по финансовой грамотности
11 августа ребята из старшей и подготовительной группы стали участниками квест-игры «Путешествие в Мастер-град». К ребятам в группу пришел Незнайка (восп...
Проект по финансовой грамотности
Многое в жизни надо уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, это, в конечном итоге, умение жить. Бережливость – это такое качество, которое затрагивает все аспекты наше...
Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»
Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...