Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы обучения
статья по математике
Основной целью математического развития в дошкольном образовании является знакомство детей с азами математической культуры и привитием интереса к дальнейшему познанию окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы обучения».
Основной целью математического развития в дошкольном образовании является знакомство детей с азами математической культуры и привитием интереса к дальнейшему познанию окружающего мира.
У детей дошкольного возраста есть специфические возрастные особенности, такие как: неустойчивое внимание, преобладание зрительно-воображаемого мышления, повышенная физическая активность, желание играть, большой познавательный интерес, но рассеянное внимание.
Система современного образования не стоит на месте и «диктует» все новые требования в области образовательной деятельности, выстроенные строго в соответствии с ФГОС. Поэтому детский сад - это первая и не маловажная ступень образования. И успех дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько хорошо и своевременно ребенок подготовлен к школе.
Чтобы удержать внимание детей в образовательном процессе, необходимо организовать умственную деятельность так, чтобы она была активна, а главное интересна. И в этом нам помогают нетрадиционные занятия.
Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, и большинство занятий включают ее как неотъемлемый компонент. Но как сделать ООД познавательным, запоминающимся, а главное интересным?
Данным вопросом задается каждый педагог, подготавливая материал конспекта. Сделать данный процесс насыщенным, заинтересовав каждого ребенка в работу – главная задача педагога. Именно для этого, в образовательный процесс включаем нетрадиционные приёмы и методы.
Стоит отметить, что в обучении дошкольников для развития умственных способностей помимо игр и овладения речи, как средства общения и обогащения активного словаря, существенное значение имеет освоение детьми математических представлений, которые так же активно влияют на познание детьми окружающего мира.
Понятие «математическое развитие дошкольников» относительно сложное и многогранное. В образовательной программе оно входит в образовательную область «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т.д.), а также с развитием математического стиля мышления.
Основной целью математического развития в дошкольном образовании является знакомство детей с азами математической культуры и привитием интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры. Именно в этом возрасте закладывается базовая основа знаний, которая послужит прочным фундаментом для ребенка в школе.
Например, в своих трудах известные педагоги – психологи П.Я. Гальперин и Т.В. Тарунтаева говорили: «Формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно - чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях».
Многие считают, что значение математики в ДОУ - это овладение счетом и решение арифметических задач, но они сильно ошибаются. Так как математическое развитие - это тяжелый многоступенчатый процесс образовательной деятельности. Математика, как неотъемлемая часть, должна войти в жизнь дошкольников и стать еще одним способом знакомства с интересными явлениями окружающего мира, стимулирующей увидеть в этом окружающем мире отношения зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.
Тема формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные методы и приемы работы является, в данное время, актуальной.
При разработке и реализации ООД нетрадиционных форм математической направленности необходимо учитывать психолого-педагогические принципы и возрастные особенности детей, на основе которых формируются основы культуры и познания дошкольников:
1. активный деятельностный подход;
2. принцип интереса;
3. сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
4. единство релаксации и познания.
Чтобы заинтересовать детей образовательным процессом, можно проводить занятия в таких формах, как: игры - путешествия, задания, исследования, эксперименты, КВН, уроки ИКТ, квесты, математические сказки, игры – познания, математическое поле – чудес, занятия – соревнования, театрализованные занятия, игры – аукционы. Так же довольно интересны для детей, путешествия по сказкам, где необходимо спасти главного героя, выполнив множество различных заданий.
В рамках работы по формированию математических представлений дошкольников в ООД реализуются такие методы и приемы, как: использование забавных проблемных ситуаций с использованием ИТК, мультимедийные презентации со звуком, графическая анимация, что делает каждое занятие нетрадиционным, ясным, насыщенным, уникальным, увлекательным, а главное - доступным для восприятия детьми.
Ведь внедрение вышеперечисленных приемов в проведение математических занятий и образовательной деятельности в целом, имеет расширенный спектр положительного влияния на развития детей: наблюдается активизация познавательной деятельности, повышается мотивация, совершенствуются навыки получения математических занятий.
Таким образом, выстроенная работа, расширяет и дополняет традиционную программу по формированию счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что формирование математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных методов и приемов обучения важно, так как на практике доказана их актуальность при разработке и внедрении в OOД. Такого рода занятия стимулируют у дошкольника развитие самостоятельности, инициативности и любознательности.
О формировании этих качеств у воспитанников прописано в ФГОС ДО, которыми он должен овладеть к моменту завершения уровня ДО. А большим подспорьем в этом, воспитателю служат именно нетрадиционные методы и приемы образовательной деятельности.
Через проведение нетрадиционных занятий, удается вовлечь всех детей в работу и организовывать проверку выполнения любого задания через такую форму, как взаимоконтроль.
Также нетрадиционный подход, используемый вовремя ООД, имеет большой потенциал для развития речи воспитанников, такие занятия формируют способность детей к самостоятельной работе, а взаимные действия между ними можно увидеть и отработать в групповых заданиях.
Однако злоупотреблять этим видом деятельности не стоит, так как занятия в этом формате полезны только в том случае, если они находят точное место среди обычных видов деятельности.
Список используемой литературы:
1.Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79
2.Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990.
3.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
4.Воронина Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.
5.Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми
Данный материал содержит обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми. В приложении ...
Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"
Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.
консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры по технологии "Плоскостное моделирование"
Данный материал может послужить для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по технологии "Плоскостное моделирование" для формирования математических пре...