формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми
методическая разработка по математике по теме
Данный материал содержит обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми. В приложении содержиться дидактический и наглядный материал, используемый в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_poattestatsii.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Подготовка детей к школе – это обеспечение всестороннего развития ребёнка, в частности – формирование у него элементарных математических представлений. Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Внедрение в практику эффективных развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Формирование элементарных математических представлений, в конечном счёте, есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребёнке. Однако познание – функция не только интеллекта человека. Познание – функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. Для малышей, кроме того, необходимо ощущение защищённости и безопасности. Поэтому от того, какая психологическая атмосфера сложилась в группе и семье, зависит, насколько проявиться и разовьётся у каждого ребёнка интерес к окружающему миру, к людям, стремление узнавать и учиться новому. Занимаясь с детьми, нужно помнить, гораздо важнее не передать те или иные знания и навыки ребёнку, а сформировать у него определённое отношение к миру, т. е. заложить основы его личности. «Природа формулирует свои законы языком математики». Эти слова принадлежат Г.Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов, что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать её в каждом следующем случае заново. Самый простой пример: 3+2 всегда 5, о чём бы ни шла речь – о песчинках или планетах, о людях или цветах. Эту идею можно дать детям. Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребёнка и его интеллект. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, свою работу я строю по принципу, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации детской деятельности – игра. Ещё Л. С. Выгодский в своей книге «Учение о возрасте» писал: «…развитие есть только там, где есть проблема…». Исходя из этого утверждения, я поставила перед собой следующие задачи: способствовать проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащать ребенка, выявляя его индивидуальные возможности и уровень развития, через практические виды деятельности, доступные ребёнку: сравнение, преобразование, воссоздание, счёт, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др. В результате освоения практических действий дать детям возможность познавать свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических форм. Способствовать введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности, порядка, алгоритмов. Развивающая направленность предлагаемых заданий выражена и через приёмы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующихся на детской самостоятельности. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос:«как?» В исключительных случаях допускается использование педагогом элементов объяснения, показа как приёма обучения. В основном же познание ребёнком многообразия математических отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных возможностей развития каждого ребёнка, освоенности им способов действий. Формы и методы работы Одним из важных и первостепенных условий является создание предметно-развивающей среды, т. е условий для познавательной деятельности. Поэтому в группе, в доступные для детей в любое время места имеются:
-разнообразные мелкие пластмасые и металлические конструкторы:
-настольно-печатные игры по усвоению форм, овладению счетом, различению и использованию схем, условных знаков.
-несколько видов мозаики, мелкой и крупной;
-магнитные конструкторы;
- игры в коробках разной формы (круг, квадрат, прямоугольник),
- игрушки большие и маленькие, высокие и низкие, ленточки разной длины и цвета,
-крупные и мелкий строительный материал: бруски толстые и тонкие, призмы, цилиндры, кубы - разных цветов),
- карточки с временами суток, часы действующие и макет, – наборы и трафареты геометрических фигур, - раскраски, предметные картинки, карточки с цифрами и прочее.
В систему занятий я включаю игровые задания и упражнения, занимательный материал, наглядно-практические методы и приёмы работы по формированию элементарных математических представлений, которые помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различным видами деятельности. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности. Но поскольку на специально организованные занятия по формированию элементарных математических представлений времени отводится не так уж и много ( по одному занятию в неделю в младшей и средней группах и по два в старшей ), то знания, полученные на этих занятиях, необходимо постоянно расширять и закреплять. Проводя работу с детьми, я заметила, что уровень познавательной активности у большинства из них достаточно низкий. Изучив различную литературу, я пришла к выводу, что исправить ситуацию можно, используя в различных видах деятельности разнообразные задания. С этой целью особое внимание уделяю игровой деятельности, поскольку игра – ведущий вид деятельности ребёнка – дошкольника. В своей работе я использую различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные. Сюжетно- ролевые игры: «Парикмахерская»: Во время игры можно спросить детей, у какой куклы волосы длинные, а у какой короткие. Перевести разговор детей на тему причёски: кому подойдёт длинная, а кому короткая. Уместно будет рассмотреть журналы со стрижками и причёсками, обратить внимание на инструменты, ножницы и расчёски (форма, цвет, размер), сопоставить их. Постановка вопросов в данном случае будет зависеть от возраста детей. «Больница»: Побеседовать с детьми о том, сколько посетителей в очереди, достаточно ли стульев для них, карточек для записей, градусников для измерения температуры и т. п. «Магазин»: Выяснить, сколько и какого товара привезли и т. д. Я побуждаю детей использовать в сюжетно-ролевых играх постройки из строительного материала: гаражи для больших и маленьких машин, загоны для скота и т. п. При его использовании идёт закрепление формы, цвета, количества, длины. Подвижные игры: Математическую тематику можно найти в любой подвижной игре. Я провожу их на прогулке, во время свободной деятельности или использую как физкультминутки во время занятия. «Далеко – близко» Цель: в процессе метания в корзины, расположенные на различном расстоянии друг от друга, закрепить у детей пространственные представления далеко и близко. «Беги в свой домик» Цель: закреплять умение находить сходство между геометрическими фигурами и окружающими предметами. Дидактические игры: Основное назначение их обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических ( количественных, пространственных, временных ) представлений детей. Дидактические игры математической направленности я подразделила на несколько групп: 1.Игры с геометрическими фигурами, такие как, «Фигуры» Цель: познакомить детей в игровой форме с 10 простыми геометрическими фигурами и научить находить сходство между ними и окружающими предметами. «Формы» Цель: познакомить детей с основными геометрическими формами и учить находить похожие на них предметы. 2.Игры на ориентировки в пространстве: «Найди, где сидит зайчик», «Встань, где скажу», «Найди клад» Цель: научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место или место заданного объекта по заданному условию. Для старших детей использую различные задания по ориентировке на листе бумаги, планы и схемы комнат. 3.Игры на ориентировки во времени: «Назови пропущенное слово», «Какая картинка лишняя?» Я провела развлечение на тему «Времена года», которое способствовало формированию у детей временных представлений (смотри приложение). Использование художественного слова также способствует закреплению знаний о временах суток. Я использовала стихотворение «Времена суток» автора Санина Е.Г. (смотри приложение) Также для своей работы я подобрала различные варианты пальчиковых игр, имеющие математический контекст: «Поиграем с пальчиками» Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе печи топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь, Песни петь, да плясать, Родных братьев потешать. При этом поочерёдно загибаются пальчики на руках. «Идут четыре брата» Идут четыре брата навстречу старшему. - Здравствуй, большак! - Здорово, Васька-указка, Мишка – серёдка, Гришка – сиротка, Да крошка Тимошка. Читая стихи необходимо по очереди дотрагиваться до каждого пальца, наклонять их. «Пчёлы» Вот маленький улей. Где пчёлы? Спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Один, два, три, четыре, пять! З-з-з-з-з! Сжать пальцы в кулак. Затем отгибать их по одному. «Ладушки» Бабушка, бабушка испекла оладушки. Один Машеньке, один Коленьке… Бабушка, бабушка испекла оладушки. Тане два, Свете два… Бабушка, бабушка испекла оладушки. Вере три, Оле три… Бабушка, бабушка испекла оладушки. Маше? – Три! Коле? – Два! Читая текст, раздаю участникам игры какие либо предметы (камешки, шишки, крупные пуговицы, пластмассовые крышечки и т. п.), называя по имени, и т. д. по тексту. В заключение даётся столько предметов, сколько попросит ребёнок. «Котята» Один котёнок пьёт молочко, Оно такое вкусное, что идёт ещё котёнок. Два котёнка пьют молочко, Оно такое вкусное, что идёт ещё котёнок… И т. д. Сжать пальцы в кулак. Читая стихи, отгибать по одному пальцу. Пальцы – это котята. «Лягушки» По дорожке прыгают две лягушки. Повстречали свою подружку. По дорожке прыгают три лягушки. Повстречали свою подружку… И т. д. Игра проходит по принципу игры «Котята». «Питер» Питер играет с одним молотком, Ударять кулаком правой руки С одним молотком, по столу. С одним молотком. Питер играет с двумя молотками, Ударять двумя кулаками. С двумя молотками, С двумя молотками. Питер играет с тремя молотками, Ударять двумя кулаками и С тремя молотками, топать одной ногой. С тремя молотками. Питер играет с четырьмя молотками Ударять двумя кулаками и С четырьмя молотками топать обеими ногами. С четырьмя молотками. Питер играет с пятью молотками, Ударять двумя руками, С пятью молотками, топать двумя ногами, С пятью молотками. кивать головой. «Поросята» Пять поросят резвятся на просторе. Показать пять пальцев Один из них устал, «Пойду домой!» - сказал. Загнуть один палец И вот вам результат: Четыре поросёнка… И т. д. Эта игра позволяет отрабатывать обратный счёт. Произносятся слова и выполняются движения. «Рики - тпки» Рики – тики, посмотри, сколько пальцев – говори! Пальцы сжимаются в кулак, затем отгибаются со словами. Дети отвечают, сколько показано пальцев. « Воробьи» Пять воробьёв на заборе сидели, Показать пять пальцев Один улетел, а другие запели. Загнуть один палец И пели, пока не сморила усталость, Один улетел – и их трое осталось. Загнуть один палец Сидели втроём и немного скучали, Один улетел, ну а двое остались. Загнуть один палец Эта игра также позволяет отрабатывать обратный счёт. «Джек, будь ловким!» А вы знаете, что Джек – очень ловкий человек? Посмотрите, как сейчас прыгнет он пять раз подряд. Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять! А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад. Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять! Эта весёлая песенка – игра поможет детям овладеть счётом до пяти. «Пальчики» Пальчики уснули, Сжать пальцы правой руки В кулачёк свернулись. в кулак. Один! Отогнуть пальцы один за Два! другим на счёт. Три! Четыре! Пять! Захотели поиграть! Пошевелить пальцами. Разбудили дом соседей, Поднять левую руку Там проснулись шесть и семь, Отогнуть пальцы один Восемь, девять, десять - за другим на счёт. Веселятся все! Покрутить обеими руками Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь! Загнуть пальцы левой руки Шесть калачиком свернулся, один за другим. Пять зевнул и отвернулся. Загнуть пальцы правой руки Четыре, три, два, один, Снова в домиках мы спим. Обе руки в кулачки. Эта игра на закрепление счёта наиболее подходит для старших детей «Кот Антипка» Кот Антипка жил у нас, он вставал с лежанки в час. В два – на кухне ел сосиски, в три – сметану ел из миски. Он в четыре умывался, в пять – по коврику катался. В шесть – тащил сельдей из кадки, В семь – играл с мышами в прятки. В восемь – хитро щурил глазки, В девять – ел и слушал сказки, В десять – шёл к лежанке спать, потому что в час вставать. Дети, особенно старшего возраста, очень любят отгадывать разнообразные загадки. Поэтому я подобрала загадки, имеющие математическое содержание. Эти загадки я всегда стараюсь сопровождать подсказывающей картинкой. Предлагаю детям найти на картинках то, о чём говорится в загадках и сосчитать, с целью сопоставить текст и предмет, о котором в нём говорится. Загадки: Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык. Шесть ног без копыт, летит – жужжит. ( Жук. ) Две сестрёнки, две плетёнки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, Чтоб не мёрзли пят да пять. ( Варежки. ) Пять братьев – годами равные, Ростом разные. ( Пальцы. ) Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в тёмные чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик. ( Рука в перчатке) У семи братьев по одной сестричке. Много ли всех? ( Восемь.) Двенадцать братьев друг за другом ходят. Друг друга не обходят. ( Месяцы.) Шесть ног, две головы, один хвост. ( Человек на лошади. ) Два брата меньших бегут впереди, Два старших – позади, А догнать никак не могут. ( Колёса.) У двух матерей по пять сыновей. ( Руки.) Один говорит, двое глядят, Двое слушают. (Рот, глаза, уши) Четыре братца под одной крышей живут. ( Стол.) Два кольца, два конца, Посередине – гвоздик. ( Ножницы.) Между двух светил я в середине один. ( Нос. ) Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка. ) Стоят два кола, на кольях бочка, На бочке кочка, а на кочке дремучий лес. ( Человек. ) В брюхе – баня, в носу – решето, На голове – пупок, всего одна рука и та на спине. ( Чайник. ) Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет Да растёт. (Дождь, земля, хлеб.) Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжие, и зовут их… ( Лыжами. ) Два братца в воду глядятся - Век не сойдутся. ( Берега) На ночь два окошка Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. ( Глаза.) Две полоски на снегу Оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, Они гонятся за мной. ( Лыжи.) Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок – тонкий, Голосок – звонкий. ( Балалайка.) У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. ( Светофор.) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка.) Растопырила бока - Все четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Всё равно к себе притянет. ( Подушка.) Четыре грязных копытца Залезли прямо в корытце. ( Поросёнок.) У него четыре лапки, Лапки – ЦАП-царапки. Пара чутких ушей, Он – гроза для мышей. ( Кот.) На дворе переполох, С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. ( Град.) За пятёркой – запятая, Крючком лихо завитая. Хочет на строке присесть, Потому что цифра… ( Шесть.) Также в своей работе я использую сказки. Поскольку есть сказки, сюжет которых построен как своего рода матрёшка или пирамида: с разными персонажами происходит одно и тоже. При этом каждый раз в чёткой хронологической последовательности перечисляются все предшествующие события. Такие сказки очень важно рассказывать детям, так как они развивают и тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд. Для маленьких детей я использую сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». А для старших детей – «Петух и бобок», «Бесхвостая лиса», английскую народную песенку – «Дом. Который построил Джек» в обработке С.Маршака, «Как сверчок ходил ужинать», «Жадный жирный человек» (произведения из американского фольклора). Также я рассказываю детям математические сказки, при использовании которых имеется возможность в увлекательной форме знакомить детей с математическими понятиями. Использую как готовые разработки, так и сказки собственного сочинения. (смотри приложение) Особое внимание я уделяю индивидуальной работе с детьми. Во время режимных моментов детям можно дать множество необременительных, а наоборот, вызывающих интерес и желание выполнять их, заданий. В соответствии с возрастными особенностями, эти задания могут варьироваться. Варианты заданий: Величина - Цель: учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова большой, поменьше, маленький, одинаковые и т. п. 1. Предложить детям сравнить туфельки друг друга и разделить их на большие и маленькие. Выяснить, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу. 2. На прогулке предложить собрать камешки, листочки, шишки определённого размера (в младшем возрасте – большие и маленькие, в более старшем, ориентируясь на предложенный образец). 3. Предложить сделать на прогулке куличики из ведёрок разного размера, сравнить их, самой сделать кулич из настоящего ведра. 4. Предложить выкопать в песке норку для мышки, нору для лисички, берлогу для медведя. 5. Предложить разобрать и разложить в разные по размеру коробки различные предметы: шишки, жёлуди, пуговицы крупные и мелкие, ракушки, камешки и т. п. (подбор предметов также зависит от возраста детей). Цвет – Цель: упражнять детей в различении и назывании цветов. 1. Во время утреннего приёма обратить внимание детей на одежду детей, её цвет. 2. При одевании на прогулку обсудить с каждым ребёнком, какого цвета у него шапка, куртка, сапоги, шарф, варежки и т. п. 3.Спбирая осенние листья, предложить выбрать одному ребенку красные, другому желтые, зелёные коричневые. 4. В зоне творчества предложить нарисовать, что бывает зелёного, красного и т. д. цветов. Количество – Цель: учить детей сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный, поровну, закреплять счёт. 1. Во время рассматривания иллюстраций спросить детей, сколько каких предметов на ней изображено. 2. На прогулке предложить налить в ведёрко много и мало воды, полное и половину. 3. Поставить перед ребёнком три ведра: пустое, заполненное на половину и полное – попросите его сделать так, чтобы все три ведра стали заполненными водой наполовину, или полными. 4. Поставьте обратную задачу: как сделать так, чтобы все три ведра стали пустыми. Форма – Цель: показать детям многообразие форм в окружающем нас мире. Активизировать в речи детей их названия. 1. На сыром песке сделать отпечатки разных предметов: ладошек, подошв обуви, баночек, флакончиков, камней и т. п. Предложить детям сказать, на что похож тот или иной отпечаток. 2. Предложить детям из различных геометрических фигур, различного цвета и размера, составить то или иное изображение. 3. Предложить обвести различные формы по трафаретам, вырезать их. 4. Рассмотреть кукольную одежду: форма платочка, косыночки, юбочки и т. п. Пространственные отношения - Цель: развивать и совершенствовать умение определять пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу, над, под, за, перед, на, между, рядом. Учить детей ориентироваться на листе бумаги. 1. Выполнить словесное игровое упражнение «Закончи предложение». (Чашка стоит на… Картина висит на… От дождя мы прячемся под… ( Машины едут по… Коля взял флажок в … и т. п.) 2. Рассматривая картину, предложить рассказать, что изображено вверху, что внизу, что слева, а что справа. 3. На зарядке выполнить движения в заданном направлении: вверх- вниз, вперёд-назад, вправо-влево. 4. При построении сказать, кто стоит впереди, кто сзади, кто между ними. 5. Наклеить или нарисовать фигуры вверху, внизу, в углу, в центре листа бумаги. 6. Рассказать, что расположено спереди, ссади, вверху, внизу, справа, слева. Временные отношения – Цель: Расширять представление детей о частях суток и их последовательности. Учить, на конкретных примерах, устанавливать последовательность конкретных событий: что было раньше, что позже. 1. Рассказать детям о том, что люди делают в то или иное время суток. 2. Предложить по иллюстрациям определить, какое время суток изображено на ней. 3. Предложить нарисовать день и ночь. 4. Побеседовать о временах года и их последовательности. 5. На листе ватмана изобразить четыре одинаковых дерева. Раздать детям различные детали ( разноцветные листья, плоды, цветы ) и дать задание – разместить детали так, чтобы каждое дерево символизировало определённое время года. 6. Можно разучить с детьми немецкую народную песенку: «Времена года». Придумала мать дочерям имена: Вот Лето и Осень, Зима и Весна! Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло, всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожай и поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля! 7. Используя художественное слово, разучить с детьми названия и порядок дней недели. Дни недели. В понедельник – мандарин, А во вторник – апельсин, В среду – шоколад, В четверг – мармелад, В пятницу – виноград, В субботу – печенье, В воскресенье – варенье. В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала, В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашку в пятницу помыла, А в субботу торт купила, Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. ( П. Башмаков) Формирование операций классификации – Цель: развитие операции классификации от наиболее простых и отчётливых внешних признаков к всё более сложной классификации по различным свойствам. Классификация – это один из самых простых и постоянно используемых способов упорядочивания как различных предметов ( примером может служить платьевой шкаф), так и различных представлений ( вспомним, например, классификацию людей по типу темперамента). Самый простой тип задания – выделить из набора предметов две, а затем и более, группы по названию. 1. Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки. 2. Собрать в один обруч всех зайчиков, во второй – собачек, в третий – котят. 3. После прогулки приготовить для просушки и сложить в одну кучу носки, а в другую – варежки. 4 . Среди картинок выбрать те, на которых изображены ромашки, и те, на которых изображены колокольчики. 5. После еды предложить детям поставить грязные чашки на один поднос, а ложки положить на другой. 6. При одевании составить в одну группу сапоги, а в другую – ботинки. Можно разделить детей на группы: тех, кто одет в пальто, и тех, кто одет в куртки. Посчитать, кого больше. Можно предложить разделить детей по принципу: кто в тапочках, а кто в туфельках, кто пришёл в варежках, а кто в перчатках. 7. Из набора картинок выделить те, на которых изображены цветы, грибы, деревья. Или выделить группы птиц, рыб, зверей, насекомых. Среди детей можно выделить группу девочек и группу мальчиков, сосчитать и сравнить, кого больше или меньше. Более сложный вариант – классификация по отдельным признакам. 1. Положить в одну коробку маленькие шишки (скрепки, пуговицы, камешки), а в другую – большие. 2. Сложить в одну кучку длинные палочки (ленточки, верёвочки), а в другую – короткие. Справа положить широкие ленточки, а слева – узкие. Рассортировать ложки на большие (для супа) и маленькие (чайные). 3. Сложить в одну коробку кубики, в другую – кирпичики, в третью – шарики. 4. Выбрать из всех предметов – только имеющие круглую форму. 5. Выбрать из всех шишек только еловые или сосновые. 6. Разложить по баночкам мозаику: в одну – белые, во вторую – красные и т. д. 7. Предложить с закрытыми глазами рассортировать камешки на лёгкие и тяжёлые; разделить предметы на мягкие и твёрдые; определить на ощупь ткань толстую и тонкую; выделить на ощупь образцы дерева, металла, пластмассы. Знаемые признаки предметов – это те признаки, которые не видны непосредственно, но проявляются при взаимодействии предметов друг с другом. 1. Выбрать из группы предметов то, что тонет. 2. Выбрать из группы предметов то, что притягивается магнитом. Я даю детям возможность проверить их гипотезы опытническим путём. Формирование операций сериации – Цель: развивать и закреплять у детей умение строить упорядоченный возрастающий и убывающий ряд. Серии можно составлять по размеру, по форме, по цвету, по количеству. 1. На прогулке предложить разложить палочки по возрастанию длины: камешки, листья, а также куличики из песка выстроить по величине. 2. Разложить ленты по уменьшению ширины. 3. Разложить картинки по цвету (по степени сгущения или осветления цвета). 4. Вылепить и наклеить на кусочки картона шарики, колбаски, морковки, разложив их по возрастанию величины. В свободной деятельности предлагаю детям интересные задания на листах бумаги, такие как, «Дорисуй яблоки, чтобы их стало поровну», «Подари каждой матрёшке её платок»(больше, меньше) и т. п. Чтобы результаты работы были более продуктивными, я сочла необходимым привлечь родителей. Детям предлагалось выполнить домашние задания. Это вызвало у них живой интерес и желание выполнить задание правильно. Родители серьёзно отнеслись к данным поручениям и вникли в проблему. Детям на дом я даю такие задания, как: «Собери бусы», «Найди ошибку», «Раскрась предметы» и т. п. (смотри приложение) Используя описанные выше методы, я заметила, что у большинства детей значительно вырос уровень познавательной активности и усвоения программного материала не только по формированию элементарных математических представлений, но и по другим разделам программы, что подтверждает мониторинг (смотри приложение) Приложение: Развлечение на тему: «Времена года» Дети получают письмо от сказочного персонажа с загадками: Дел у меня не мало: я белым одеялом Всю землю укрываю, белю поля, дома, Зовут меня…(Зима) Я раскрываю почки в зелёные листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня… (Весна) Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю! И любите за это вы все меня. Я…(Лето) Несу я урожаи, поля засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я…(Осень) Детям предлагается отгадать загадки и помочь сказочному персонажу, который заблудился во временах года. Для этого следует закрыть глаза, сосчитать до пяти, чтобы сделать «прыжок во времени». Пока дети считают, взрослый выкладывает иллюстрации, например, весенней тематики. Среди них может оказаться одна картинка из другого времени года, например, зимний пейзаж. Дети берут по одной картинке, говорят, какое время года на ней отражено, по каким признакам они определили это. Таким образом, дети совершают « прыжки» по всем временам года. Совершив «прыжок» в зиму, дети встречаются со сказочным персонажем, но получают от него задание, конверты с предметными картинками. Каждый набор состоит из 4-5 картинок и отображает принадлежность к какому- либо времени года, но одна из них – другого содержания. Необходимо определить, почему она лишняя, доказать это. Варианты подбора картинок: 1.Снежинка, рукавичка, ёлочная игрушка, клубника. 2.Ветка вербы, ручеёк, подснежник, валенки. 3.Солнышко, ромашка, ягода, снежинка. 4.Гриб, красный лист дерева, дождевые капли, купальник. Стихотворении е«Времена суток» Санин Е.Г. Утро – вечер, утро – вечер, между ними день всегда. Утро – вечер, утро – вечер не сойдутся никогда! Эту тайну все на свете знают люди. Вот она: Если день – то солнце светит, если ночь – тогда луна! *** Утро – солнышко встает, за собою день ведёт! *** Днём работает и тень, отдыхает только лень! *** Полдень – середина дня, на обед зовут меня! *** Вечер – люди устают и скорей домой идут! *** Ночь для отдыха и сна людям всем дана она. *** Полночь – середина ночи. Ну-ка, кто там спать не хочет? *** И опять мы утром встали – вот и сутки миновали. Математические сказка: «Совушка – сова» Прилетели на лесную поляну птички – синички, а там, каких только пташек нет. Все щебечут, по деревьям рассаживаются, знакомятся. Но вот на середину вышла совушка – сова. Тут все разом и замолкли. Оглядела всех сова, похвалила, что хотят учиться, а потом и говорит: «Запомните, у каждой из нас, птиц, одна голова, один хвост, один клюв. А вот сколько ног? Посчитаем: одна, две. У каждой птицы две ноги. А теперь, предложила сова, внимательно посмотрите, друг на друга и скажите, что ещё у каждого из вас есть по два?» Птички долго думали, считали и правильно ответили сове: у каждой из них по два крыла. Верно! Тут сорока – белобока крыльями захлопала, радостно закричала: «Ур-ра! Я считать научилась! Один и один – это два! Вот теперь я уж точно умнее вороны!» Ох, сорока, сорока! – покачала головой совушка – сова. – Всё бы тебе трещать. Ты только начала учиться считать, а уж хвастаешь. (А как ты думаешь? Правильно сказала сова? Ау тебя сколько ног? Голов? Хвостов? Может ты птичка?) «Толстый – тонкий» Топает Мишка по лесу, с ноги на ногу переваливается. Вокруг лес густой, страшно. Рядом мама – медведица, большая и сильная. Вошли они в орешник. Внизу мелкие орехи растут. Их медвежонок не хочет есть. А большие орехи высоко растут, до них маленькому Мишутке не дотянуться. Прыгал – прыгал, пыхтел – пыхтел, не может по стволу до верха добраться. Только обхватил ветку лапами, шум, треск поднялся! Упал медвежонок, ударился о пенёк и заревел. Спустилась в овраг медведица, стала укорять сына: «Ты что это придумал? Зачем на ветку полез? Или не видишь, что она тонкая?» «Как это тонкая?» - не понял Мишутка. «Эх ты, глупыш!» - вздохнула медведица. – Смотри, стоят рядом осина и липа. У осины ствол тонкий. А у липы?» «А у липы большой!» - уверенно заявил Мишутка. «Не большой нужно говорить, а толстый. Понял? И запомни, что лазать нужно только по толстому дереву». «Как же я узнаю, толстое дерево или тонкое, если рядом не будет осины?» - насупился медвежонок. «На первых порах попробуй обхватить ствол дерева лапами – посоветовала мать –не обхватишь, значит толстое дерево. Лезь смело, не бойся. Обхватишь – значит тонкое, тогда не лезь. И дерево зря сломаешь, погубишь, и сам упадёшь, ушибёшься». «Вот спасибо!» - рявкнул радостно медвежонок во всё горло.- Я давно приметил дерево, на нём пчёлы улей соорудили. Уж оно точно толще осины, и я доберусь до мёда!» Попыталась остановить его медведица, да где там! Убежал медвежонок, не догнать. Примеры домашних заданий: «Собери бусы», Цель: собрать бусы по предложенному образцу, используя круги и квадраты, отбирая фигуры по цвету и форме. «Раскрась вагончики», Цель: раскрасить одинаковое количество вагончиков в один цвет, вагончики изображены сверху и снизу. «Дорисуй ряд», Цель: дорисовать заданный ряд. «Собери и наклей листочки», Цель: собрать целое изображение из частей и наклеить его на лист бумаги, причём листья могут быть, как одного цвета, так и разных цветов. Заданий такого типа можно придумать множество. Все они вызывают у детей живой интерес и желание выполнять их. А активное участие родителей только побуждает детей к деятельности. Список литературы: 1.Дидактические игры в детском саду А.И. Сорокина 2.Программа воспитания и обучения в д/с под ред. Васильевой 3Чего на свете не бывает О.М. Дьяченко, Е.А. Агеева 4.Ступеньки творчества или развивающие игры Б.П. Никитин 5.Игровые занимательные задачи для дошкольников З.А. Михайлова 6.Давайте поиграем А.А. Столяр 7.Математика для дошкольников Т.И. Ерофеев 8.Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...
Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...
Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер – класс для воспитателей&la...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность."
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность." Цель: повышение уровня знан...