ПАЛОЧКИ ДЖ. КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СРАВНЕНИЮ ВЕЛИЧИН ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья по математике (младшая группа)

Нахимовская Валерия Валентиновна

ПАЛОЧКИ ДЖ. КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

СРАВНЕНИЮ ВЕЛИЧИН ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛОЧКИ ДЖ. КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

СРАВНЕНИЮ ВЕЛИЧИН ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Согласно ФГОС ДОО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом и др.)

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в разделе «Познавательное развитие» есть следующие задачи по освоению величины:

Учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче, выше — ниже, больше — меньше).

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при срав-нении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом),пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине; высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте; большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Пособие «Веселые цветные числа» - игровые развивающие ситуации, разработанные Л. М. Клариной, З. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. На основе данного альбома и игровых развивающих ситуаций детей можно знакомить с понятием величина, используя приемы сравнения величин и измерения.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по теме исследования показал, что проблема обучения детей четвертого года жизни сравнению величин является актуальной.

Всё вышесказанное позволило нам определить противоречие между потребностями в сформированности представлений о сравнении величин детей четвертого года жизни и отсутствие заявленных качеств у воспитанников в этом возрасте.

Исследования психологов и педагогов доказывают, что познание величины жизненно необходимо ребенку, так как позволяет комфортно чувствовать себя в окружающей обстановке. Осознание величины оказывает положительное влияние на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности распознавать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умозаключения. Познание величины как пространственного признака предмета тесно связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В связи с проблемой освоения детьми дошкольного возраста размеров в литературе чаще всего используется термин «величина».

Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева еще в 20 - 30-е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения.

Е.И. Тихеева большое внимание уделяет ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше-меньше, шире – уже, длиннее – короче и др. Она высказывалась против систематического обучения дошкольников. В тоже время она возражала и против полной стихийности обучения.

Л.В. Глаголева разработала разнообразные методы при обучение сравнению величин. При этом большое значение имеет каждый из них: лабораторный метод (обработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий). Она уделяла особое внимание игре, как методу обучения сравнению величин.

Дети младшего дошкольного возраста часто вообще игнорируют признак величины. Они могут пытаться уложить большую куклу в маленькую кровать, усадить большого зайца в маленькую машинку. Это объясняется тем, что у ребенка не развит глазомер и он еще не может соотнести два предмета по величине. Они воспринимают величину недифференцированно, т.е. не выделяют конкретные параметры величины, а ориентируются на общий объем. Поэтому при обозначении величины чаще всего пользуются словами «большой — маленький». Причиной этого является также и то, что взрослые, вместо конкретного определения величины, используют общие термины.

К 3 годам ребенок уже оценивает разницу в величинах и может построить сериационный ряд (по образцу). А к четырём годам он делает это уже без ошибок.

Дети младшего дошкольного возраста с трудом овладевают пониманием того, что многие предметы характеризуются тремя измерениями. Исследователи (Р.Л. Березина, В. К. Котырло) отмечают, что при условии обучения дети могут их выделить, но только в том случае, если эти параметры ярко представлены.

Р.Л. Березина, З.Е. Лебедева разработали систему ознакомления детей с величиной:

I этап. Сравнение двух предметов контрастных размеров по одному признаку, а затем по двум.

II этап. Соизмерение двух предметов с помощью третьего, выступающего в роли посредника.

III этап. Опосредованное сравнение величин с использованием условной мерки.

Работа по ознакомлению детей с величиной начинается в раннем возрасте, детей знакомят с такими характеристиками величины, как большой — маленький, высокий — низкий, учат практическому сравнению двух предметов по этим признакам. Происходит это в процессе общения взрослого с ребенком, в игровой, познавательно-практической, художественно-речевой деятельности.

Особенностью детей этого возраста является то, что слова большой — маленький ребенок использует как универсальные для определения любой характеристики величины. Поэтому взрослому следует помочь ребенку уточнить его знания, ощущения, научить правильно называть параметры величины предметов. В работе с детьми этого возраста активно используются движения. Для воспроизведения понятия большой руки разводятся в стороны или выполняется круговое движение, понятий высокий — низкий руки поднимаются или опускаются.

Счетные палочки Кюизенера известны уже достаточно давно и до сих пор пользуются популярностью.

Палочки Дж. Кюизенера можно использовать с трёх до девяти лет.

В комплекте находится 116 палочек и книжка с возможными заданиями.

Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом.

первая – это самая маленькая палочка и ее цвет белый;

вторая по размеру палочка – розовая;

третья по размеру палочка – голубая;

четвертая палочка – красная;

пятая палочка – желтая;

шестая – фиолетовая;

седьмая по величине – черная;

восьмая – бордовая;

девятая – синяя;

самая большая палочка окрашена в оранжевый цвет.

Наличие в составе большого количества компонентов позволяет использовать разные игры и схемы для детей различного возраста. Современные дидактические системы предлагают игры для дошкольников, детей младшего и среднего школьного звена.

В.Г. Житомирский указал на несколько условий, необходимых для развития мышления и формирования элементарных математических представлений, в том числе и о величине предметов:

- Первое условие - организация предметно-практической деятельности детей для формирования у них начальных представлений величине.

- Второе условие - развитие активной речи. Ребенок должен не только использовать в речи математические термины, но и понимать их значение.

- Третье условие - формирование математических понятий, соотнесенных друг с другом. Дети должны усвоить, что математические понятия выражают отношения.

- Четвертое условие - развития математического мышления - обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий к свернутым. Идет переход от действий с реальными предметами к выражению этих действий в речи детей.

- Пятое условие - приобретение детьми умений осуществлять самоконтроль и самопроверку. Дети учатся сравнивать каждое действие с предыдущим и последующим, проверять полученные результаты, сопоставляя их с исходными данными.

- Шестое условие - систематическое изучение педагогом состояния математических знаний, умений и навыков каждого ребенка, определение уровня сформированности его математического мышления. Это поможет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.

Каждое условие должно соблюдаться на всех этапах обучения. При изучении представлений о величине следует придерживаться определенной последовательности. Изучение начинают с таких понятий, как большой - маленький, они наиболее знакомы и доступны детям. Затем изучают понятия: длинный - короткий, высокий - низкий и др.

В процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Большое значение придается обучению способами сравнения: приложения и наложения. При наложении или приложении сравниваемые палочки подравнивают с левого края или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте. Необходимо заметить, что изучение понятий о величине ведется на основе наблюдения и практических действий. Сравнивая предметы, дети пользуются несколькими приемами:

- Прием приложения. Нужно приложить предметы один к другому так, чтобы совместить их по данному признаку.

- Прием наложения. Этот прием применяется, если сравниваются предметы, которые можно наложить друг на друга.

Игровые методы и приёмы повышают эффективность обучения, но они должны соответствовать уровню развития игры детей четвёртого года жизни.

Для развития навыка сравнения величин с применением палочек Дж. Кюизенера можно использовать следующие методы:

        1. Дидактические игры и игровые упражнения;

Данная форма работы способствует обучению ребенка в привычной для него форме. Ему преподносится новый или повторяется ранее изученный материал. Целью взрослых при проведении дидактической игры является непосредственное обучение ребенка конкретному навыку или знанию.

2. Конструирование;

Конструирование с помощью палочек Дж. Кюизенера позволяет детям подбирать блоки определённого размера, с целью создания объекта. В процессе конструирования дети могут ни только составлять объёмные постройки, но и создавать изображения, с помощью наложения палочек на шаблоны и столы. Это позволяет детям самостоятельно сравнивать и подбирать определённые детали.

        3. Решение проблемных ситуаций.

        Решение проблемных ситуаций всегда заинтересовывает детей, перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить с помощью имеющихся знаний и сформированных умений и навыков.

        Данные методы работы с детьми четвертого года жизни в процессе применения палочек Дж. Кюизенера являются наиболее эффективными для обучения сравнению величин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни....

Статья "Педагогические условия развития просоциального поведения у детей четвёртого года жизни"

Так как в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества, в котором он живет, проблема становления и разви...

"Как расширить словарный запас детей четвёртого года жизни"

Развитие словаря у детей - это важная задача развития речи. Для развития словарного запаса важно общение взрослых и детей. Сюжетно - ролевые игры , дидактические игры, загадки - всё это помогает накоп...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога и группы детей четвёртого года жизни. Тема: «Украсим рукавичку-домик"

Методическая разработка  совместной образовательной деятельности  педагога и группы детей четвёртого года жизни. Тема: «Украсим рукавичку-домик"...

Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни.

Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни....

«Как использовать дидактические игры для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни?»

Уважаемые родители!Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающа...