"Как расширить словарный запас детей четвёртого года жизни"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие словаря у детей - это важная задача развития речи. Для развития словарного запаса важно общение взрослых и детей. Сюжетно - ролевые игры , дидактические игры, загадки - всё это помогает накоплению словаря ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popolnenie_slovarya.docx | 53.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям «Как расширить словарный запас детей четвертого года жизни»
Накопление словаря в свободной игре
Расширение словарного запаса дошкольников 3-4 лет происходит во время свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Больница», «Магазин» и другими. Взяв на себя роль доктора, малыш лечит своих «пациентов» - кукол, употребляет слова – названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые он производит во время «лечения». При этом он копирует взрослых, подражает их интонациям. Желанная игрушка – телефон, с помощью которой можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у малыша умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор.
Обогащение словарного запаса с помощью настольных игр
Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Изготовить их можно и самим. Для расширения словарного запаса применяются различные лото, например: «Зоологическое лото». Каждая большая карта посвящена какой-либо одной группе животных, например: домашние животные, животные леса, зоопарк, животные Севера. В центре большой карты находится сюжетная картинка, изображающая зверей в природе, а по краям даны предметные картинки. Такие же картинки, но на отдельных карточках, нужны для демонстрации, они находятся у ведущего.
Примерный материал для «Зоологического лото»:
Домашние животные: конь, корова, свинья, овца, собака, кошка;
Дикие животные: волк, заяц, лиса, медведь, белка, е;
Зоопарк: слон, лев, тигр, жираф, антилопа, зебра,бегемот, носорог, попугай, обезьяна;
Животные Севера: морж, тюлень, чайка, песец, полярная сова, белый медведь, морской котик, кит, дельфин, северный олень, горностай, белая куропатка.
Данное лото используется для проведения различных игр.
Игра «Кто как передвигается»
Цель: уточнение глагольного словаря по данной теме.
Первый вариант
Ход игры: У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие (прыгает, бегает, ползает, летает), а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет предметные картинки фишками.
Второй вариант
Ход игры: У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное.
ИГРА «Кто как голос подает»
Цель: уточнение глагольного и предметного словаря по теме.
Первый вариант
Ход игры: У детей большие карты. Ведущий называет словодействие, а дети называют нужное животное.
Для справок: конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, волк воет, заяц пищит, лиса тявкает, медведь ревет, белка цокает, еж фыркает, синица свистит, дятел стучит, скворец поет, сорока стрекочет, воробей чирикает, кукушка кукует.
Второй вариант
Ход игры: У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как подает голос это животное.
Игра «Угадай по описанию»
Цель: развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных.
Ход игры: У детей по несколько предметных картинок из «Зоологического лото». Ведущий дает описание животного с помощью прилагательных. Ребенок, у кого есть нужная картинка, изображающая данного животного, должен поднять эту картинку и назвать ее. Если загадка разгадана правильно, ребенок получает фишку и кладет ее на картинку.
Примерные картинки для игры: медведь, волк, еж, белка, заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.
Для справок: (загадки-описания):
- лохматый, косолапый, бурый;
- голодный, серый, злой;
- колючий, маленький, серый;
- маленькая, быстрая, рыженькая;
- трусливый, прыткий, белый;
- хитрая, ловкая, рыжая;
- крупная, рогатая, добрая;
- пушистая, ласковая, серая;
- сторожевая, сильная, верная;
- белый, крикливый, домашний;
- огромный, добрый, толстый;
- полосатый, хищный, злой;
- опасный, мощный, гривастый;
- смешная, озорная, быстрая.
Пополнение словарного запаса с помощью загадок
В данном возрасте дети легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом (функциональные признаки); с загадками – описаниями качеств предмета, а также с загадками, содержащими родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета.
Примеры загадок, составленных по функциональным признакам предмета:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Гриб)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Остренькие зубки.
(Мыши)
Загадки, содержащие родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета
Это дерево с крепкими листьями, на нем растут желуди. (Дуб)
Это посуда, из которой пьют чай. (Чашка)
Это игрушка, с помощью которой можно построить башню. (Кубики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»
Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни....
Статья "Педагогические условия развития просоциального поведения у детей четвёртого года жизни"
Так как в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества, в котором он живет, проблема становления и разви...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога и группы детей четвёртого года жизни. Тема: «Украсим рукавичку-домик"
Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога и группы детей четвёртого года жизни. Тема: «Украсим рукавичку-домик"...
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Особенности развития детей четвёртого года жизни
Консультация для родителей дошкольников...
Рекомендации для родителей "Обогащение словарного запаса детей четвёртого года жизни"
Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии. Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут родителям в решении многих вопросов, связанных...
Рекомендации для родителей "Как в домашних условиях обогащать и расширять словарный запас детей"
quot;Как в домашних условиях обогащать и расширять словарный запас детей"...
Активизация словаря, уточнение и пополнение словарного запаса детей в повседневной жизни
Активизация словаря, уточнение и пополнениесловарного запаса детей в повседневной жизни...