Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни.
статья по математике (младшая группа)
Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_predstavleniy_o_forme_i_velichine_u_detey_4-go_goda_zhizni.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования представлений
о форме и величине у детей четвёртого года жизни
В каждом возрастном периоде дошкольного детства стоят свои задачи формирования у детей представлений о форме и величине, решение их лежит в разработке и использовании наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе. Период четвертого года жизни является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их форму и величину.
Возраст четвертого года жизни рассматривается исследователями З.М. Богуславской, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, А.Г. как период начального освоения сенсорной культуры. Это - возрастной период, в котором на основе сформированных ранее перцептивных действий, осуществляемых посредством использования ситуативных предметных и сенсомоторных предэталонов, происходит формирование качественно новых, более совершенных перцептивных действий, средствами которых служат общепринятые сенсорные эталоны .
Усвоение ребенком четвертого года жизни системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Среди всех психических процессов у детей этого возраста главная роль принадлежит восприятию: «поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» .
У детей четвертого года жизни формирование представлений о форме происходит с определенной спецификой. Вначале детям предлагаются задания, ориентированные на сопоставление и подбор эталонов, а также закрепление их в памяти в соответствии со словесной инструкцией. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи, выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими приёмами используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, что одинаковое; опиши, расскажи».
Дети легко сравнивают хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. К примеру, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как «домик», а круглый – «мячик». Это означает, что у ребенка есть представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со свойствами предметов, ребенка «необходимо знакомить в конкретных практических действиях».
Постепенно от непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению. Для упражнений вначале подбирают предметы простой формы, не имеющие деталей. Целесообразно использовать предметы как одного вида (разной формы – флажки, дощечки и т. п.), так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоугольный, косынка, галстук треугольные). Дети выбирают предметы указанной формы, подбирают картинки с изображением предметов соответствующей формы; называют, какой формы предметы нарисованы .
При формировании представлений о форме необходимо детей четвертого года жизни различать следующие геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, а также находить в окружающей среде формы (например: мячик, тарелка – круглые), определять эти формы осязательно-двигательными и зрительными приемами обследования .
У детей четвертого года жизни формируется новый тип восприятия – зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб .
Для детей четвёртого года жизни величина еще не является основным опознавательным признаком и не имеет большого значения. Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение. Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.
Из-за отсутствия жизненного опыта дети четвёртого года жизни слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого. Величина не имеет «абсолютного» значения, она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается, как большой в сравнении с другим предметом, который в этот момент является маленьким. Данное отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Формирование представлений о величине у детей четвёртого года жизни связано с выделением различных параметров величины предмета - длины, ширины, высоты. При этом нельзя забывать, что определение параметров величины предмета носят относительный характер. Поэтому правильным при формировании представлений о величине у детей четвёртого года жизни является формирование представлений о сопоставлении различных предметов по различным параметрам величины. Дети четвёртого года жизни способны сравнить два предмета по ширине, высоте, толщине, длине методами приложения и наложения, если сравниваемые предметы контрастны по указанному признаку и одинаковы по всем другим.
С детьми четвертого года жизни педагогами организуется специальная работа по формированию представлений о форме и величине. Поскольку внимание детей четвертого года жизни характеризуется непроизвольностью, неустойчиво, соответственно, непреднамеренностью характеризуются и способности к запоминанию. В целях более эффективного формирования представлений о форме и величине необходимо для детей данного возраста использовать игровые приемы и специальные дидактические игры. Многократный показ, называние, демонстрация наиболее сложных способов действий с акцентуацией новых деталей в разных ситуациях со сменой наглядного материала в сочетании с практическими действиями детей в игре способствует более, лучшему усвоению сенсорных эталонов формы и величины .
Рассмотрев особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни, мы сделали вывод, что данный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их форму и величину. Дети четвёртого года жизни еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты. Задания по формированию представлений о форме и величине должны быть доступны для них.
Работа педагога должна проходить планомерно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. У детей четвёртого года жизни успешно формируются представления о форме и величине, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Эта задача решается с помощью специально организованных дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект. Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни
Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизниВозможности использования дидактических игр в формировании представлений о форме и в...
«Как использовать дидактические игры для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни?»
Уважаемые родители!Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающа...
Презентация "Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни"
- формировать представления о величине: длинный – короткий, большой – маленький, средний- продолжать знакомить с кругом, квадратом треугольником, формировать умение называть его,...
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Особенности развития детей четвёртого года жизни
Консультация для родителей дошкольников...
«Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни»
Консультация для родителей «Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни»...
Особенности формирования представлений о родном городе у детей пятого года жизни
Воспитание у детей патриотизма и любви к Отечеству требует комплексного подхода (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова). Бессмысленно рассуждать о воспитании любви к Родине, если дети не владеют знаниями о н...
ПАЛОЧКИ ДЖ. КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СРАВНЕНИЮ ВЕЛИЧИН ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ПАЛОЧКИ ДЖ. КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СРАВНЕНИЮ ВЕЛИЧИН ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ...