Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) Тема: Луч. Отрезок
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие)
Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.
Дата проведения: 31.10.2022
Тема: «Луч. Отрезок».
Цель: сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки Материалы:
Демонстрационный: 1) картинка с изображением звездного неба;
2) рисунок к заданию 2.2;
3) рисунки к заданию 3.1;
4) две катушки с намотанной на них ниткой;
5) ножницы.
Раздаточный:
1) лист к заданию 2.2 (изготовить самим);
2) карандаши;
3) линейка.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию.
-Сегодня по дороге на работу я любовалась опавшими листочками, которые так красиво лежат вокруг деревьев. А что видели вы по дороге в сад?
-Природа красива всегда - в любое время года, в любое время суток.
- На что можно полюбоваться ночью? (На луну, на звезды.)
-Во все времена люди пытались запечатлеть красоту природы, рисуя, например, картины.
-У маленькой Тани при просмотре картины возникли вопросы и она просит детей ответить на них.
- Хотите ответить Тане?
- Сможете?
2. Актуализация знаний. 2.1. Игра «Без конца, без края».
- Что изображено на картине? (Звездное небо.)
-В школе Ваня узнал, что звезды - это небесные тела, похожие на наше Солнце, только намного больше, и рассказал об этом Тане. Маленькая Таня удивляется, почему же такие большие звезды мы видим маленькими точками.
- Что вы ответите Тане? (Дети рассказывают Тане, что звезды расположены очень далеко от нас, поэтому мы видим их точками.)
- Как вы думаете, что увидит человек, если будет смотреть на любого из вас с очень большого расстояния? (Он увидит точку.)
-Представьте, что кто-то смотрит на них с очень большого расстояния и видит их точками.
- Сколько всего точек? (Например, 10.)
-Встаньте в шеренгу вдоль кромки ковра.
- Изменилось ли при этом количество точек? (Нет.)
- Почему оно осталось прежним? (Потому что никто не пришел и не ушел. )
- Какая линия у вас получилась? (Прямая.)
- Как можно сделать нашу линию длиннее? (Дети должны догадаться, что стоит пригласить еще людей.)
- Как сделать линию еще длиннее? (Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что для того, чтобы линия была более длинной, надо увеличивать количество точек.)
- Что было бы, если бы встали в ряд дети всего детского сада, люди всего города, страны, мира? (Линия становилась бы все длиннее и длиннее, и не было бы у нее ни начала, ни конца.)
Для повторной иллюстрации факта бесконечности линии можно использовать две катушки с намотанной на них длинной, толстой ниткой. При раскручивании катушек натянутая между ними нить становится все длиннее. Катушки разматываются не до конца, чтобы показать возможность дальнейшего продолжения.
Делается вывод о том, что прямая линия не имеет концов.
2.2. Игра «Солнце».
- Таня начала рисовать картину.
-Как вы думаете, какую погоду она хотела изобразить? (Хорошую, солнечную.)
- Закончила ли Таня свою работу? (Нет.)
- Почему вы так считаете? (Потому что у солнца нет лучей.)
-Посмотрите, Таня дорисовала картину так: - Все ли правильно нарисовала Таня? (Нет.).
- Что на картине неверно? (Кривые лучи.)
- Что нужно для того, чтобы нарисовать прямые лучи? (Нужна линейка.)
-Давайте попробуем дорисовать солнечные лучи правильно.
- Как вы будете рисовать лучи? ( надо плотно приложить линейку к кругу-солнцу и провести линию.)
- Чем похожи лучи, которые вы нарисовали? (Они все прямые.)
- Все ли лучи одинаковы по длине? (Нет. Длина у лучей разная.)
- Как вы думаете, можно было бы нарисовать более длинные лучи? (Да.)
- В какую сторону - к солнцу или от солнца вы рисовали лучи? (От солнца.)
- Можно ли продолжить луч в другую сторону? (Нет.)
- Покажите начало луча.
- Есть ли у луча конец? (Нет)
-Значит, часть прямой линии, у которой есть начало и нет конца, называется лучом.
2.2. Игра «Солнышко». Физкультминутка
-Давайте подставим лицо теплым солнечным лучам. Дети ложатся на спину, закрывают глаза. - Какие лучи у солнышка? (Ласковые, теплые, горячие, обжигающие, яркие и т.п.)
3. Затруднение в ситуации. 3.1. Игра «Школа».
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги и простые карандаши.
- Ваня, придя из школы, делает домашнее задание.
- Знаете ли вы, что это такое?
-Тане тоже хочется быть ученицей, и она выполняет задания вместе с Ваней.
-Учительница задала на дом нарисовать на листе прямую линию. Ваня и Таня выполнили задание так (воспитатель помещает на доску рисунки): - Какое задание выполнено правильно?
Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен слева.
- Почему вы так считаете? (Дети должны объяснить, что все сделано верно, т.к. нарисованная линия не кривая и у нее нет ни начала, ни конца. )
- В чем ошибка второго рисунка? (У прямой линии не должно быть ни начала, ни конца, а на рисунке у линии есть начало.)
-На дом ученикам задали нарисовать луч
-Ваня и Таня выполнили задание так:
- Какое задание выполнено правильно? (Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен вверху.)
- Почему вы так считаете? (Потому что у нарисованной прямой линии есть начало.)
- В чем ошибка второго рисунка? (В том, что луч не может быть кривым.)
-Давайте вместе с Ваней и Таней выполнить еще одно домашнее задание.
- Хотите?
-Нарисуйте на своих листах отрезок.
Возникает затруднение, т.к. дети не знают, что это такое.
- Смогли вы выполнить задание учителя? (Нет.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, что такое отрезок, и поэтому не умеем его чертить.)
- Значит, что нам нужно сегодня узнать? (Надо узнать, что такое отрезок, и научиться его чертить.)
4. Открытие нового знания.
- Как это можно узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а затем проверить себя по образцу.)
- Что вам интереснее?
-Посмотрите, перед вами две катушки с намотанной на них ниткой. Нитка разматывается, но так, что на катушках нитка остается.
- На что похожа эта нитка? (На прямую.)
Воспитатель разрезает нитку, одну катушку убирает, а на свободный конец нитки прикрепляет пластилиновый шарик.
- Что собой представляет нитка на катушке? (Это луч.)
- Где у этого луча начало? (Дети показывают на пластилиновый шарик.)
- Сколько концов будет у нитки, если сделать еще один разрез, т.е. отрезать часть нитки (прямой)? (Дети отвечают, после чего воспитатель отрезает кусок нитки и прикрепляет на второй конец пластилиновый шарик.)
- Сколько концов у этой прямой? (Два конца.)
- Как получился этот кусок нитки? (Его отрезали.)
- Как же можно назвать часть прямой, которую отрезали?
-Часть прямой, у которой есть два конца, называется отрезком.
Воспитатель на листе бумаги или на доске под изображением луча рисует отрезок, обозначая его концы.
- Сможете ли вы теперь выполнить задание учителя и нарисовать отрезок? (Дети делают рисунок на своих листах.)
5. Включение нового знания в систему знаний. 5.1. Работа в учебнике-тетради(«Игралочка - ступенька к школе» № 3, с. 24. «Нарисуй отрезки с концами в точках 1 и 2, 3 и 4. Расскажи, где находится место пересечения отрезков».
- Ваня любит читать книги о пиратах. В одной из таких книг рассказывалось, что пираты похитили у принцессы ее сокровища и спрятали их. В книжке был рисунок - план, по которому можно определить, где пираты зарыли сокровища. Рассмотрите план. Чтобы найти место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1 и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся, и находится клад.
- Найдите точки 1 и 2.
- Нарисуйте отрезок между этими точками.
- Как вы будете его рисовать? (Линейкой соединим точки 1 и 2, прижмем линейку к бумаге и нарисуем отрезок.)
- Нарисуйте отрезок между точками 3 и 4.
-Найдите точку, в которой пересекаются нарисованные отрезки, и скажите, где зарыт клад. (Справа от цветочной поляны, слева от озера, между цветочной поляной и озером, перед елкой.)
6. Осмысление (итог) занятия.
-У кого вы сегодня побывали?
-Чем вы помогли Тане?
-Для кого занятие было трудным? Для кого простым?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luch_otrezok.docx | 522.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие)
Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.
Дата проведения: 31.10.2022
Тема: «Луч. Отрезок».
Цель: сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки Материалы:
Демонстрационный: 1) картинка с изображением звездного неба;
2) рисунок к заданию 2.2;
3) рисунки к заданию 3.1;
4) две катушки с намотанной на них ниткой;
5) ножницы.
Раздаточный:
1) лист к заданию 2.2 (изготовить самим);
2) карандаши;
3) линейка.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию.
-Сегодня по дороге на работу я любовалась опавшими листочками, которые так красиво лежат вокруг деревьев. А что видели вы по дороге в сад?
-Природа красива всегда - в любое время года, в любое время суток.
- На что можно полюбоваться ночью? (На луну, на звезды.)
-Во все времена люди пытались запечатлеть красоту природы, рисуя, например, картины.
-У маленькой Тани при просмотре картины возникли вопросы и она просит детей ответить на них.
- Хотите ответить Тане?
- Сможете?
2. Актуализация знаний. 2.1. Игра «Без конца, без края».
- Что изображено на картине? (Звездное небо.)
-В школе Ваня узнал, что звезды - это небесные тела, похожие на наше Солнце, только намного больше, и рассказал об этом Тане. Маленькая Таня удивляется, почему же такие большие звезды мы видим маленькими точками.
- Что вы ответите Тане? (Дети рассказывают Тане, что звезды расположены очень далеко от нас, поэтому мы видим их точками.)
- Как вы думаете, что увидит человек, если будет смотреть на любого из вас с очень большого расстояния? (Он увидит точку.)
-Представьте, что кто-то смотрит на них с очень большого расстояния и видит их точками.
- Сколько всего точек? (Например, 10.)
-Встаньте в шеренгу вдоль кромки ковра.
- Изменилось ли при этом количество точек? (Нет.)
- Почему оно осталось прежним? (Потому что никто не пришел и не ушел. )
- Какая линия у вас получилась? (Прямая.)
- Как можно сделать нашу линию длиннее? (Дети должны догадаться, что стоит пригласить еще людей.)
- Как сделать линию еще длиннее? (Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что для того, чтобы линия была более длинной, надо увеличивать количество точек.)
- Что было бы, если бы встали в ряд дети всего детского сада, люди всего города, страны, мира? (Линия становилась бы все длиннее и длиннее, и не было бы у нее ни начала, ни конца.)
Для повторной иллюстрации факта бесконечности линии можно использовать две катушки с намотанной на них длинной, толстой ниткой. При раскручивании катушек натянутая между ними нить становится все длиннее. Катушки разматываются не до конца, чтобы показать возможность дальнейшего продолжения.
Делается вывод о том, что прямая линия не имеет концов.
2.2. Игра «Солнце».
- Таня начала рисовать картину.
-Как вы думаете, какую погоду она хотела изобразить? (Хорошую, солнечную.)
- Закончила ли Таня свою работу? (Нет.)
- Почему вы так считаете? (Потому что у солнца нет лучей.)
-Посмотрите, Таня дорисовала картину так: - Все ли правильно нарисовала Таня? (Нет.).
- Что на картине неверно? (Кривые лучи.)
- Что нужно для того, чтобы нарисовать прямые лучи? (Нужна линейка.)
-Давайте попробуем дорисовать солнечные лучи правильно.
- Как вы будете рисовать лучи? ( надо плотно приложить линейку к кругу-солнцу и провести линию.)
- Чем похожи лучи, которые вы нарисовали? (Они все прямые.)
- Все ли лучи одинаковы по длине? (Нет. Длина у лучей разная.)
- Как вы думаете, можно было бы нарисовать более длинные лучи? (Да.)
- В какую сторону - к солнцу или от солнца вы рисовали лучи? (От солнца.)
- Можно ли продолжить луч в другую сторону? (Нет.)
- Покажите начало луча.
- Есть ли у луча конец? (Нет)
-Значит, часть прямой линии, у которой есть начало и нет конца, называется лучом.
2.2. Игра «Солнышко». Физкультминутка
-Давайте подставим лицо теплым солнечным лучам. Дети ложатся на спину, закрывают глаза. - Какие лучи у солнышка? (Ласковые, теплые, горячие, обжигающие, яркие и т.п.)
3. Затруднение в ситуации. 3.1. Игра «Школа».
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги и простые карандаши.
- Ваня, придя из школы, делает домашнее задание.
- Знаете ли вы, что это такое?
-Тане тоже хочется быть ученицей, и она выполняет задания вместе с Ваней.
-Учительница задала на дом нарисовать на листе прямую линию. Ваня и Таня выполнили задание так (воспитатель помещает на доску рисунки): - Какое задание выполнено правильно?
Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен слева.
- Почему вы так считаете? (Дети должны объяснить, что все сделано верно, т.к. нарисованная линия не кривая и у нее нет ни начала, ни конца. )
- В чем ошибка второго рисунка? (У прямой линии не должно быть ни начала, ни конца, а на рисунке у линии есть начало.)
-На дом ученикам задали нарисовать луч
-Ваня и Таня выполнили задание так:
- Какое задание выполнено правильно? (Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен вверху.)
- Почему вы так считаете? (Потому что у нарисованной прямой линии есть начало.)
- В чем ошибка второго рисунка? (В том, что луч не может быть кривым.)
-Давайте вместе с Ваней и Таней выполнить еще одно домашнее задание.
- Хотите?
-Нарисуйте на своих листах отрезок.
Возникает затруднение, т.к. дети не знают, что это такое.
- Смогли вы выполнить задание учителя? (Нет.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, что такое отрезок, и поэтому не умеем его чертить.)
- Значит, что нам нужно сегодня узнать? (Надо узнать, что такое отрезок, и научиться его чертить.)
4. Открытие нового знания.
- Как это можно узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а затем проверить себя по образцу.)
- Что вам интереснее?
-Посмотрите, перед вами две катушки с намотанной на них ниткой. Нитка разматывается, но так, что на катушках нитка остается.
- На что похожа эта нитка? (На прямую.)
Воспитатель разрезает нитку, одну катушку убирает, а на свободный конец нитки прикрепляет пластилиновый шарик.
- Что собой представляет нитка на катушке? (Это луч.)
- Где у этого луча начало? (Дети показывают на пластилиновый шарик.)
- Сколько концов будет у нитки, если сделать еще один разрез, т.е. отрезать часть нитки (прямой)? (Дети отвечают, после чего воспитатель отрезает кусок нитки и прикрепляет на второй конец пластилиновый шарик.)
- Сколько концов у этой прямой? (Два конца.)
- Как получился этот кусок нитки? (Его отрезали.)
- Как же можно назвать часть прямой, которую отрезали?
-Часть прямой, у которой есть два конца, называется отрезком.
Воспитатель на листе бумаги или на доске под изображением луча рисует отрезок, обозначая его концы.
- Сможете ли вы теперь выполнить задание учителя и нарисовать отрезок? (Дети делают рисунок на своих листах.)
5. Включение нового знания в систему знаний. 5.1. Работа в учебнике-тетради(«Игралочка - ступенька к школе» № 3, с. 24. «Нарисуй отрезки с концами в точках 1 и 2, 3 и 4. Расскажи, где находится место пересечения отрезков».
- Ваня любит читать книги о пиратах. В одной из таких книг рассказывалось, что пираты похитили у принцессы ее сокровища и спрятали их. В книжке был рисунок - план, по которому можно определить, где пираты зарыли сокровища. Рассмотрите план. Чтобы найти место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1 и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся, и находится клад.
- Найдите точки 1 и 2.
- Нарисуйте отрезок между этими точками.
- Как вы будете его рисовать? (Линейкой соединим точки 1 и 2, прижмем линейку к бумаге и нарисуем отрезок.)
- Нарисуйте отрезок между точками 3 и 4.
-Найдите точку, в которой пересекаются нарисованные отрезки, и скажите, где зарыт клад. (Справа от цветочной поляны, слева от озера, между цветочной поляной и озером, перед елкой.)
6. Осмысление (итог) занятия.
-У кого вы сегодня побывали?
-Чем вы помогли Тане?
-Для кого занятие было трудным? Для кого простым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) Тема: Количественный и порядковый счет до 7.
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие)...
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему "Волшебное путешествие"
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему: "Волшебное путешествие"....
Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Числа 1-5"
Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Числа 1-5"...
Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Луч. Отрезок"
Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Луч. Отрезок"...
Конспект НОД в области «Познавательное развитие» Подготовительная группа. Развитие математических представлений. Тема: “Как измерить удава Василия.”
. Формирование навыков измерения длины с помощью различных мерок и представлений о зависимости результата измерения от величины мерки....
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) средняя группа Тема: Числовой ряд
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (математическое развитие)Средняя группаДата проведения: 30.12.20Подготовила: Сычугова Д.А.Тема: Числовой рядЦель...
"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е
Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...