НОД "Составление и решение арифметических задач"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

НОД "Составление и решение арифметических задач"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».

Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

 Обучающие задачи: 
• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи  на сложение и вычитание и записывать их решение с помощью цифр, составлять модели задачи. 

• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах. 
• Совершенствовать умение составлять число из единиц.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. 

• Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.
Развивающие задачи: 
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение. 
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. 

Воспитательные задачи.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, воспитывать усидчивость, умение слушать. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, стимулировать познавательный интерес. Воспитывать интерес к познанию, организованность, чувство коллективизма;

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Демонстрационный материал:

- 5 конвертов с заданиями,

- карточки с заданием

- интерактивная панель.

Раздаточный материал:

карточки с заданием, геометрические фигуры, счётные палочки, на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш.

Ход НОД:

Организационный момент:

Ребята! Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в путешествие в загадочную страну математике. Но для начала давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в пути у нас было хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

                                            И друг другу улыбнёмся.

  Тянем губки прямо к ушкам

                                            Улыбаемся друг дружку.

                                            Подражаю я слону

                                            Губки хоботом тяну.

Педагог: К нам в группу пришёл гость.

 А кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку:

У отца есть мальчик странный, необычный деревянный

На земле и под водой, ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный, кто же это? (Буратино). (На экране появляется изображение Буратино).

 «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик, который я нёс папе Карло. Они вернут его только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания.

Первое задание в конверте под номером 1»

Педагог: Ребята, что будем делать?

Дети: Ответы детей.

Педагог: А что для этого нужно?

Педагог: принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)

Задание № 1«Быстрый вопрос - быстрый ответ»

Вопросы:

Сколько дней в неделе? (7)

-Назови соседей числа 3 

-Назови соседей числа 5.

-Назови соседей числа 8.

Сколько времён года? (4)

-Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?

-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

- Назовите части суток?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько месяцев в году?

- Какая цифра спряталась в слове семь-я?

- Кто стоит справа от тебя?

- Кто стоит слева от тебя?

Молодцы! Справились.

Гимнастику для глаз:

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо —

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

2-ое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.). Что же это за геометрическая фигура? (Круг)

Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг.

Принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой - круг.

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).

Задание № 2 Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги.

в центре листа расположите синий круг

справа от круга расположите красный квадрат

слева от круга расположите жёлтый треугольник

над кругом расположите чёрный прямоугольник

под кругом расположите зелёный овал

Воспитатель: Обращается к 2-3 детям с вопросами

Где ты расположил круг? (в центре листа)

Какая фигура находится справа от круга?

Какая фигура расположена под кругом?

А сейчас проверим.

Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.

Подсказказадание № 3 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.

Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети: 3 угла у треугольника.

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

 Задание № 3 «Геометрические фигуры из счётных палочек»

Из 3 палочек 2 треугольника

Из 7 палочек з треугольника

Из 10 палочек 3 квадрата Молодцы, ребята!

Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Дети: Это квадрат.

Задание № 4 «Сосчитай и запиши ответ»

Задание № 5 Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, похожая на то, что снесла курица в сказке «Курочка ряба».

Педагог: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён овал, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика.

Педагог: Буратино предлагает нам вместе с ним выполнить небольшую гимнастику

Физминутка:

Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.)

Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)

Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)

Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)

Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)

И руками помахать, (махи руками)

Ну что, ребята нужно искать ключ дальше. Смотрите шкатулка, а в ней кодовый замок. Может быть ключ в ней. Давайте попробуем его открыть, но для этого нам нужно решить задачи. Ответы на них помогут нам открыть замок.

Задание №5 «Решение и составление задач».

Какие вы знаете арифметические знаки?

Дети: Плюс, минус, равно, больше, меньше.

Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.

«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» Молодцы!

Решите следующие задачи.

«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?»

- Подарил ежатам ёжик

Восемь новеньких сапожек.

От восторга ежата визжат.

Сколько было у папы ежат?

- На полянке у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

- На полянке у дубка

Крот увидел 2 грибка.

А подальше, у сосны,

Он нашёл ещё один.

Ну-ка, кто сказать готов: 

Сколько крот нашёл грибов?

Ребята, какие вы молодцы! Мы открыли шкатулку. Здесь лежат листочки и карандаши, а ещё какой-то план.

Пальчиковая гимнастика:

Карандаш в руках вращаю,

Между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик

Быть примерным научу.

Задание №6. «Подарок для кота Базилио и лисы Алисы».

Нужно нарисовать подарки. Рисовать нужно по клеточкам.

Педагог: Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

8 клеток вправо,    

2 вверх,

4 вправо,

5 вниз,

4 влево,

2 вверх,

4 влево,

3 вниз,

1 влево,

1 вверх,

1 влево,

1 вниз,

1 влево,

3 вверх,

1 влево,

1 вверх.

Что получилось?

Дети: Ключик.

Педагог: Давайте отправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они вернут Буратино его золотой ключик.

Работы собираются и выносятся за пределы группы.

Ребята, мы помогли Буратино узнать много всего интересного и показали ему что учиться оказывается совсем не скучно, а очень даже интересно.

Подведение итогов:

Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы.

Как вы думаете Кот и лиса вернут ключ Буратино?

Рефлексия. Назовите, какие задания вы выполняли?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Какое задание было самым трудным?

Буратино благодарит всех.  Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""

Представлено учебное пособие: схемы составления  арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...

Решение арифметических задач в ДОУ

Как учить детей решать арифметические задачи...

«Обучение детей старшего возраста решению арифметических задач».

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучени...

Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»

Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...