НОД "Составление и решение арифметических задач"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
НОД "Составление и решение арифметических задач"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».
Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Обучающие задачи:
• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание и записывать их решение с помощью цифр, составлять модели задачи.
• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Совершенствовать умение составлять число из единиц.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, воспитывать усидчивость, умение слушать. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, стимулировать познавательный интерес. Воспитывать интерес к познанию, организованность, чувство коллективизма;
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Демонстрационный материал:
- 5 конвертов с заданиями,
- карточки с заданием
- интерактивная панель.
Раздаточный материал:
карточки с заданием, геометрические фигуры, счётные палочки, на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш.
Ход НОД:
Организационный момент:
Ребята! Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в путешествие в загадочную страну математике. Но для начала давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в пути у нас было хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Тянем губки прямо к ушкам
Улыбаемся друг дружку.
Подражаю я слону
Губки хоботом тяну.
Педагог: К нам в группу пришёл гость.
А кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку:
У отца есть мальчик странный, необычный деревянный
На земле и под водой, ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный, кто же это? (Буратино). (На экране появляется изображение Буратино).
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик, который я нёс папе Карло. Они вернут его только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания.
Первое задание в конверте под номером 1»
Педагог: Ребята, что будем делать?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А что для этого нужно?
Педагог: принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
Задание № 1. «Быстрый вопрос - быстрый ответ»
Вопросы:
Сколько дней в неделе? (7)
-Назови соседей числа 3
-Назови соседей числа 5.
-Назови соседей числа 8.
Сколько времён года? (4)
-Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
- Назовите части суток?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько месяцев в году?
- Какая цифра спряталась в слове семь-я?
- Кто стоит справа от тебя?
- Кто стоит слева от тебя?
Молодцы! Справились.
Гимнастику для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
2-ое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.). Что же это за геометрическая фигура? (Круг)
Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг.
Принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой - круг.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Задание № 2 Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги.
в центре листа расположите синий круг
справа от круга расположите красный квадрат
слева от круга расположите жёлтый треугольник
над кругом расположите чёрный прямоугольник
под кругом расположите зелёный овал
Воспитатель: Обращается к 2-3 детям с вопросами
Где ты расположил круг? (в центре листа)
Какая фигура находится справа от круга?
Какая фигура расположена под кругом?
А сейчас проверим.
Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.
Подсказка: задание № 3 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.
Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Дети: 3 угла у треугольника.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)
Задание № 3 «Геометрические фигуры из счётных палочек»
Из 3 палочек 2 треугольника
Из 7 палочек з треугольника
Из 10 палочек 3 квадрата Молодцы, ребята!
Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?
Дети: Это квадрат.
Задание № 4 «Сосчитай и запиши ответ»
Задание № 5 Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, похожая на то, что снесла курица в сказке «Курочка ряба».
Педагог: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён овал, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Педагог: Буратино предлагает нам вместе с ним выполнить небольшую гимнастику
Физминутка:
Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)
И руками помахать, (махи руками)
Ну что, ребята нужно искать ключ дальше. Смотрите шкатулка, а в ней кодовый замок. Может быть ключ в ней. Давайте попробуем его открыть, но для этого нам нужно решить задачи. Ответы на них помогут нам открыть замок.
Задание №5 «Решение и составление задач».
Какие вы знаете арифметические знаки?
Дети: Плюс, минус, равно, больше, меньше.
Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.
«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» Молодцы!
Решите следующие задачи.
«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?»
- Подарил ежатам ёжик
Восемь новеньких сапожек.
От восторга ежата визжат.
Сколько было у папы ежат?
- На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
- На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше, у сосны,
Он нашёл ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов:
Сколько крот нашёл грибов?
Ребята, какие вы молодцы! Мы открыли шкатулку. Здесь лежат листочки и карандаши, а ещё какой-то план.
Пальчиковая гимнастика:
Карандаш в руках вращаю,
Между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть примерным научу.
Задание №6. «Подарок для кота Базилио и лисы Алисы».
Нужно нарисовать подарки. Рисовать нужно по клеточкам.
Педагог: Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
8 клеток вправо,
2 вверх,
4 вправо,
5 вниз,
4 влево,
2 вверх,
4 влево,
3 вниз,
1 влево,
1 вверх,
1 влево,
1 вниз,
1 влево,
3 вверх,
1 влево,
1 вверх.
Что получилось?
Дети: Ключик.
Педагог: Давайте отправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они вернут Буратино его золотой ключик.
Работы собираются и выносятся за пределы группы.
Ребята, мы помогли Буратино узнать много всего интересного и показали ему что учиться оказывается совсем не скучно, а очень даже интересно.
Подведение итогов:
Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы.
Как вы думаете Кот и лиса вернут ключ Буратино?
Рефлексия. Назовите, какие задания вы выполняли?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое задание было самым трудным?
Буратино благодарит всех. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение обучения дошкольников решению арифметических задач
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....
Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""
Представлено учебное пособие: схемы составления арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...
Решение арифметических задач в ДОУ
Как учить детей решать арифметические задачи...
конспект непосредственно образовательной деятельности по решению арифметических задач
закрепление навыков решения арифметических задач...
«Обучение детей старшего возраста решению арифметических задач».
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучени...
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...