НОД "Составление и решение арифметических задач"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
НОД "Составление и решение арифметических задач"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».
Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Обучающие задачи:
• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание и записывать их решение с помощью цифр, составлять модели задачи.
• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Совершенствовать умение составлять число из единиц.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, воспитывать усидчивость, умение слушать. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, стимулировать познавательный интерес. Воспитывать интерес к познанию, организованность, чувство коллективизма;
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Демонстрационный материал:
- 5 конвертов с заданиями,
- карточки с заданием
- интерактивная панель.
Раздаточный материал:
карточки с заданием, геометрические фигуры, счётные палочки, на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш.
Ход НОД:
Организационный момент:
Ребята! Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в путешествие в загадочную страну математике. Но для начала давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в пути у нас было хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Тянем губки прямо к ушкам
Улыбаемся друг дружку.
Подражаю я слону
Губки хоботом тяну.
Педагог: К нам в группу пришёл гость.
А кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку:
У отца есть мальчик странный, необычный деревянный
На земле и под водой, ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный, кто же это? (Буратино). (На экране появляется изображение Буратино).
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик, который я нёс папе Карло. Они вернут его только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания.
Первое задание в конверте под номером 1»
Педагог: Ребята, что будем делать?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А что для этого нужно?
Педагог: принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
Задание № 1. «Быстрый вопрос - быстрый ответ»
Вопросы:
Сколько дней в неделе? (7)
-Назови соседей числа 3
-Назови соседей числа 5.
-Назови соседей числа 8.
Сколько времён года? (4)
-Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
- Назовите части суток?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько месяцев в году?
- Какая цифра спряталась в слове семь-я?
- Кто стоит справа от тебя?
- Кто стоит слева от тебя?
Молодцы! Справились.
Гимнастику для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
2-ое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.). Что же это за геометрическая фигура? (Круг)
Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг.
Принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой - круг.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Задание № 2 Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги.
в центре листа расположите синий круг
справа от круга расположите красный квадрат
слева от круга расположите жёлтый треугольник
над кругом расположите чёрный прямоугольник
под кругом расположите зелёный овал
Воспитатель: Обращается к 2-3 детям с вопросами
Где ты расположил круг? (в центре листа)
Какая фигура находится справа от круга?
Какая фигура расположена под кругом?
А сейчас проверим.
Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.
Подсказка: задание № 3 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.
Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Дети: 3 угла у треугольника.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)
Задание № 3 «Геометрические фигуры из счётных палочек»
Из 3 палочек 2 треугольника
Из 7 палочек з треугольника
Из 10 палочек 3 квадрата Молодцы, ребята!
Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?
Дети: Это квадрат.
Задание № 4 «Сосчитай и запиши ответ»
Задание № 5 Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, похожая на то, что снесла курица в сказке «Курочка ряба».
Педагог: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён овал, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Педагог: Буратино предлагает нам вместе с ним выполнить небольшую гимнастику
Физминутка:
Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)
И руками помахать, (махи руками)
Ну что, ребята нужно искать ключ дальше. Смотрите шкатулка, а в ней кодовый замок. Может быть ключ в ней. Давайте попробуем его открыть, но для этого нам нужно решить задачи. Ответы на них помогут нам открыть замок.
Задание №5 «Решение и составление задач».
Какие вы знаете арифметические знаки?
Дети: Плюс, минус, равно, больше, меньше.
Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.
«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» Молодцы!
Решите следующие задачи.
«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?»
- Подарил ежатам ёжик
Восемь новеньких сапожек.
От восторга ежата визжат.
Сколько было у папы ежат?
- На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
- На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше, у сосны,
Он нашёл ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов:
Сколько крот нашёл грибов?
Ребята, какие вы молодцы! Мы открыли шкатулку. Здесь лежат листочки и карандаши, а ещё какой-то план.
Пальчиковая гимнастика:
Карандаш в руках вращаю,
Между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть примерным научу.
Задание №6. «Подарок для кота Базилио и лисы Алисы».
Нужно нарисовать подарки. Рисовать нужно по клеточкам.
Педагог: Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
8 клеток вправо,
2 вверх,
4 вправо,
5 вниз,
4 влево,
2 вверх,
4 влево,
3 вниз,
1 влево,
1 вверх,
1 влево,
1 вниз,
1 влево,
3 вверх,
1 влево,
1 вверх.
Что получилось?
Дети: Ключик.
Педагог: Давайте отправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они вернут Буратино его золотой ключик.
Работы собираются и выносятся за пределы группы.
Ребята, мы помогли Буратино узнать много всего интересного и показали ему что учиться оказывается совсем не скучно, а очень даже интересно.
Подведение итогов:
Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы.
Как вы думаете Кот и лиса вернут ключ Буратино?
Рефлексия. Назовите, какие задания вы выполняли?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое задание было самым трудным?
Буратино благодарит всех. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....
Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""
Представлено учебное пособие: схемы составления арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...
конспект непосредственно образовательной деятельности по решению арифметических задач
закрепление навыков решения арифметических задач...

«Обучение детей старшего возраста решению арифметических задач».
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучени...
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...