План работы кружка «Занимательная математика» в старшей группе
Пояснительная записка. Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников. Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор. Характер материала определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимися, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать. Цель кружка: - Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. - Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. - Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления Задачи: - Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; - Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.; - Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.; - Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти; - Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности; - Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей). Формирование представлений о числе и количестве: - развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. - совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Развитие представлений о величине: - делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. - развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. Развитие представлений о форме: - уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. - учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. - учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Развитие пространственной ориентировки: - учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. - познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. - учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы). Развитие ориентировки во времени: - дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. - учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Принципы: - природосообразности; - целостного представления о мире; - психологической комфортности; - наглядности; - доступности; - научности. Ожидаемый результат. - Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия. - учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =) - Учить успешно решает логические задачи; - Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами; - Развивать быстроту мышления; - Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства; - Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы. Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью: В старшей группе – 25 минут
Содержание занятий. Октябрь Тема | Программное содержание | 1. «Волшебные фигуры» | Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам
| 2. «Расставь числа по порядку» | Закрепить счет в пределах 5. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». | 3. «На что похоже» | Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур | 4. «Какой фигуры не хватает?» | Закрепить свойства предметов. |
Ноябрь Тема | Программное содержание | 1. «Что такое порядок» | Закреплять счет в пределах 6. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. | 2. «Порядковый счёт» | Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. | 3. «Весёлые кошечки» | Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. | 4. «Лабиринты: кто кому звонит?» | Закрепить умение сравнивать группы предметов. |
Декабрь Тема | Программное содержание | 1. «Дорисуй и раскрась» | Учить соотношении: часть - целое. | 2. «Продолжи закономерность» | Закрепить пространственные отношения: на, под, над. | 3. «Найди одинаковые игрушки» | Учить пространственные отношения: справа, слева. | 4. «Четвертый лишний» | Закрепить пространственные отношения: справа, слева. |
Январь Тема | Программное содержание | 1. «Дорисуй» | Закрепить взаимосвязь между целым и частью. | 2. «Чем отличаются клоуны» | Закрепить число и цифру 1. | 3. «Поменяй признак» | Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. | 4. «Лабиринты» | развивать глазомер и образное мышление |
Февраль Тема | Программное содержание | 1. «Продолжи закономерность» | Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление | 2. «Что общего» | Учить детей умению составлять равенства. | 3. Соедини предметы» | Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. | 4. «Дорисуй» | Закрепить числа и цифры 1-3. |
Март Тема | Программное содержание | 1. «Догадайся, как надо раскрасить» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. | 2. «Разбей фигуры по признаку» | Закрепить число и цифру 4. | 3. «Какой домик лишний и почему» | Закрепить представление о многоугольниках. | 4. «Логические цепочки» | Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. |
Апрель Тема | Программное содержание | 1. «Перехват» | Закрепить число и цифру 5. | 2. «Обведи дорожки» | Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. | 3. «Раскрась» | Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. | 4. «Раскрась так же» | Закрепить сравнение групп предметов по количеству. |
Май Тема | Программное содержание | 1. «Что сначала, что потом» | Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. | 2. «Приключение Красной Шапочки» | Закрепить пройденный материал. | 3. «Праздник математики» | Закрепить пройденный материал. |
|