"Кытыйа и волшебные веревочки"
учебно-методическое пособие по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Авторская развивающая игра "Кытыйа и волшебные веревочки"

Перед вами игра под названием «Кытыйа», которая представляет собой деревянную дощечку в форме якутской национальной посуды «Кытыйа».

Игра состоит из 4 рядов, 10 отверстий в каждом,  с числовым рядом от 1 до 10. Первый верхний ряд красного цвета, второй – синего, третий - зеленого цвета и последний четвертый – желтого цвета. 

Такого же цвета веревочки в соответствии с рядами.

Играя   ребенок, учится считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, ориентироваться в пространстве, развивает зрительную память, мелкую моторику рук, глазомер.

А самое главное, дети играя, будут изучать богатый мир якутских узоров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кытыйа русская версия27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте,  дорогие друзья!

Перед вами игра под названием «Кытыйа», которая представляет собой деревянную дощечку в форме якутской национальной посуды «Кытыйа».

         Игра состоит из 4 рядов, 10 отверстий в каждом,  с числовым рядом от 1 до 10. Первый верхний ряд красного цвета, второй – синего, третий - зеленого цвета и последний четвертый – желтого цвета.  Такого же цвета веревочки в соответствии с рядами.

Играя   ребенок, учится считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, ориентироваться в пространстве, развивает зрительную память, мелкую моторику рук, глазомер. А самое главное, дети играя, будут изучать богатый мир якутских узоров.

Как играть:  

1 этап: 

Знакомство с элементами якутского орнамента.

Орнамент № 1

Ломанные линии, в переводе на якутский язык «Кэрдиис  сытыары ойуу».

Девочка Айта  решила украсить «Кытыйа», взяла шнурок и стала соединять красный ряд:  1 – 2, 3 - 4, 5 - 6, 7 – 8,  9 – 10. Получился «Кэрдиис ойуу», девочка Айта очень обрадовалась, что «Кытыйа» стало еще красивее, а вам понравилось?

       

         1           2          3          4         5         6         7        8         9      10

 

Орнамент № 2

   Зарубка вертикальная, в переводе на якутский язык «Кэрдиис  турору ойуу», что в переводе ребристый рисунок орнамент обозначает траву.  Девочке Айте очень понравился орнамент, и решила она украсить  «Кытыйа» красный и синий ряды, взяла шнурок зеленого цвета  и начала.  Веревочка выныривает из красной кнопки – 1  в синюю кнопку – 1. Затем веревочка выныривает из красной кнопки – 2 в синюю кнопку -2, веревочка выныривает из красной кнопки – 3 в синюю кнопку -3, веревочка выныривает  из красной кнопки – 4 в синюю кнопку -4, веревочка выныривает из красной кнопки – 5 в синюю кнопку -5, веревочка выныривает  из красной кнопки – 6 в синюю кнопку -6, веревочка выныривает  из красной кнопки – 7 в синюю кнопку -7, веревочка выныривает  из красной кнопки – 8 в синюю кнопку -8, веревочка выныривает  из красной кнопки – 9 в синюю кнопку -9, веревочка выныривает  из красной кнопки – 10 в синюю кнопку -10.

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                         

                                                                                                                               

 1            2           3            4           5          6           7           8            9         10

 Айта украсила свое «Кытыйаа», и подумала, какая Якутская посуда украшена таким орнаментом. А вы знаете?  Назовите.

Орнамент № 3

  Шнуровидный в переводе на якутский язык «Тыал  – ойуу», обозначает ветер.  Девочка Айта решила попробовать другой орнамент «Тыал - ойуу» взяла  веревочку и начала: вынырнула из красной кнопки - 1 и нырнула в синюю кнопку - 2, вынырнула из красной кнопки - 2 и нырнула - 3, вынырнула из красной кнопки - 3 и нырнула в синюю кнопку - 4, вынырнула из красной кнопки - 4 и нырнула - 5, вынырнула из красной кнопки - 5 и нырнула - 6, вынырнула из красной кнопки – 6  и нырнула -7,  вынырнула из красной кнопки – 7  и нырнула - 8, вынырнула из красной кнопки – 8  и нырнула - 9, вынырнула из красной кнопки – 9  и нырнула - 10.

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                         

                                                                                                                                 

 1             2           3           4           5          6            7           8           9          10                                                                                                                                

                                                         Орнамент № 4

Ураса (жилище наших предков), в переводе на якутский язык «Ураhа ойуу».   Айта взяла веревочку желтого цвета и начала,   веревочка вынырнула из синей кнопки – 1 и огибает красную кнопку – 2, огибает синюю кнопку – 3,  красную кнопку – 4, огибает синюю кнопку – 5, огибает красную кнопку – 6, огибает синюю кнопку 7, огибает красную кнопку 8, огибает синюю кнопку – 9, огибает красную кнопку 10.

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                         

                                                                                                                                   

 1             2           3           4           5          6           7            8            9         10      

Какой  интересный орнамент, получился у меня подумала,  Айта.

На что еще похоже ?  

Орнамент № 5

Орнамент «Елочка» в переводе на якутский язык «Харылайыы ойуу».

Айта, взяла веревочку зеленого цвета, веревочка вынырнула из красной кнопки – 1, огибает синюю кнопку - 2, ныряет в зеленую кнопку - 1; вынырнула из красной кнопки – 3, огибает синюю кнопку – 4, ныряет в зеленую кнопку – 3; вынырнула из красной кнопки – 5, огибает синюю кнопку – 6, ныряет в зеленую кнопку – 5;  вынырнула из красной кнопки – 7, огибает синюю кнопку – 8, ныряет в зеленую кнопку – 7;                                                                                                                                                                                                                                        вынырнула из красной кнопки – 9, огибает синюю кнопку – 10, ныряет в зеленую кнопку – 9.

Ребята у Айты получилась зеленая елочка а у вас?

Сколько веток у елочки?

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                         

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                             

 1             2           3           4           5           6          7           8           9           10      

Орнамент № 6

Орнамент Чороона ,в переводе на якутский язык  Чороон ойуу.

Айта взяла веревочку красного цвета

Веревочка вынырнула из красной кнопки -  1 и нырнула в синюю кнопку -1,

вынырнула из красной  кнопки – 2 и нырнула в синюю кнопку, вынырнула из красной кнопки -3 и нырнула в синюю кнопку -3.

Айта взяла синюю веревочку вынырнула из зеленой кнопки  -3 и нырнула в желтую кнопку -3, вынырнула из зеленой  кнопки – 4 и нырнула в желтую кнопку – 4, вынырнула из зеленой кнопки -5 и нырнула в желтую кнопку -5.

Айта взяла свою любимую веревочку красного цвета, веревочка  вынырнула

Из красной кнопки – 5 и нырнула в в синюю кнопку -5, вынырнула из красной кнопки -6 и нырнула в синюю кнопку -6, вынырнула из красной кнопки -7 и нырнула в синюю кнопку -7.

Айта взяла синюю веревочку и вынырнула из зеленой кнопки – 7 и нырнула

в желтую кнопку -7, вынырнула из зеленой кнопки -8 и нырнула в желтую кнопку -8, вынырнула из зеленой кнопки -9 и нырнула в желтую кнопку -9.

Айта взяла красную веревочку вынырнула из красной кнопки -9, и нырнула в синюю кнопку -9, вынырнула из красной кнопки -10 и нырнула в синюю кнопку -10.

Посчитайте сколько палочек на верхнем ряду и сколько палочек в нижнем ряду.

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                   

                                                                                                                               

                                                                                                                     

                                                                         

                                                                         

1              2           3          4           5            6           7           8           9          10      

                                              Орнамент № 7

Лировидный орнамент в переводе на якутский язык«Ко5уор ойуу» .

Айта взяла свою любимую веревочку красного цвета, веревочка  огибает  вокруг красной кнопки -1, огибает синюю кнопку -1 и  2, огибает красную кнопку – 2 и 3, огибает синюю кнопку -3 и 4,

красную кнопку -4 и 5, синюю кнопку – 5 и 6, красную кнопку – 6 и 7, синюю кнопку -7 и 8, красную кнопку -8 и 9,  синюю кнопку – 9 и 10;

Айта, ребята вам понравился орнамент?  

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                   

                                                                                                                               

1            2              3          4          5          6            7            8           9          10      

Ребята, какие вы знаете якутские орнаменты?

                                                        2  этап

Ориентировка в  пространстве:

В левый верхний угол:  огибаем 1 - 2 красный, 2 красный,  2 синий огибаем,  

2 - 1 синий огибаем, 1 синий , 1 красный огибаем.

-  Какая фигура получилась?

(прямоугольник)

Правый верхний угол:  выныриваем 8 -10 синий огибаем, 9 красный, 8 синий.

- Какая фигура получилась?    (треугольник)

Левый нижний угол:  выныриваем 2 -3 зеленый огибаем, 3 - зеленый, 4 - желтый огибаем, 4 -1 желтый огибаем, 1 желтый, 2 зеленый.

- Какая фигура получилась?  (трапеция)

  Правый нижний угол:  выныриваем 8 – 10 зеленый огибаем;

10  зеленый, 9 желтый, огибаем;  7 -  желтый, 8 – зеленый огибаем;

- Какая фигура получилась? (параллелограмм).

3  этап

     Считаем: 

Считать до 10

Айта, взяла шнурок и стала обводить красный  кружочек, считая

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  

                                                                                                                                                                                             

1              2           3           4           5           6          7           8            9           10

 

 и обратно обводить красный кружочек считая 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1;  порядковый счет.

 

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНАЯ ВЕРЕВОЧКА» (ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ)

Цель:Использование скакалки как средство развития общей выносливости через игровые задания.Инвентарь:  короткая скакалка по количеству детей, длинная скакалка.Ход занятия.Дети заходят в зал...

Занятие "Волшебная веревочка" подготовительная группа

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе «Волшебная веревочка» Программные задачи:*Совершенствовать у детей ходьбу и бег в колонне по одному.*Закрепить навыки детей в ходьбе ...

Авторская разработка.Развивающая игра "Волшебные веревочки"

Педагог, работающий с дошкольниками хорошо знает, как важны в использовании инструменты развития детской личности. Одним из таких инструментов являются дидактические и развивающие игры. Представляю Ва...

Развивающие задания по работе с детьми "Волшебные веревочки"

Разработанная технология с использованием веревочек, применяется в работе с детьми разного возраста, в том числе с детьми ОВЗ, по развитию у них коммуникативных умений. Предложенные обучающимся задани...

Досуг по физической культуре для детей старшего возраста "Волшебная веревочка"

МБДОУ Центр развития ребёнка – д/с «Родничок» Физкультурный досуг«Волшебная веревочка»(старшая, подготовительная группы) Инструктор физкультуры: Уколова О.А.Цел...

Конспект познавательно-речевого занятия «Волшебная веревочка»

Конспект познавательно-речевого занятия «Волшебная веревочка»...

Использование игрового оборудования для физического развития детей раннего возраста «Волшебная веревочка»

В наше время самая главная проблема всего человечества – это малоподвижный образ жизни. С самого раннего возраста дети как в дошкольных учреждениях, так дома, большую часть времени проводят в ст...