Дополнительная общеразвивающая модульная программа по подготовке к школьному обучению «Умники и умницы».
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Елизавета И.

Дополнительная общеразвивающая модульная программа по подготовке к школьному обучению «Умники и умницы», направленность: социально-педагогическая.

Программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

Программа является модифицированной и разработанной на основе авторских программ Колесниковой Е.В.: «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»; «Математические ступеньки», и пособий: «От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет»; «Я считаю до 20. Математика для детей 6-7 лет».

Актуальность программы дополнительного образования обусловлена необходимостью создания условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки, что в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет его интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что основной задачей является формирование потребности ребенка в познании – как необходимое условие полноценного развития ребенка, что играет важную роль в формировании детской личности.

Целью реализации данной программы является создание условий для становления ребенка субъектом разнообразных видов и форм деятельности, приводящих к развитию интереса и способностей к чтению и математических способностей для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям.

Программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет. Занятия проводятся в группах. Форма занятий – совместная познавательно-игровая деятельность педагога и детей. Режим занятий: групповые занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут. В неделю 2 занятия составляют – 1 час, за 1 год – 32 часа (64 занятия).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43

   

ПРИНЯТО

на педагогическом совете №1

            от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детским садом №43

                                           Е.А. Лукьянова

   Приказ №      

 

                                                               

Дополнительная общеразвивающая программа

по подготовке к школьному обучению

«Умники и умницы»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Ивашкина Елизавета Александровна

воспитатель

п. Покровский Городок, 2021 г.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Дополнительная общеразвивающая модульная программа по подготовке к школьному обучению «Умники и умницы»

 - направленность: социально-педагогическая

Программа является модифицированной и разработанной на основе авторских программ Колесниковой Е.В.: «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»; «Математические ступеньки», и пособий: «От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет»; «Я считаю до 20. Математика для детей 6-7 лет».

- уровень: стартовый;

- возраст детей: 5 – 7 лет.

Автор программы

Воспитатель Ивашкина Елизавета Александровна

Цель программы

Создание условий для становления ребенка субъектом разнообразных видов и форм деятельности, приводящих к развитию интереса и способностей к чтению и математических способностей для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям.

Задачи программы

 Личностные задачи:

  • формировать инициативность, самостоятельность, ответственность ребенка;
  • развивать умение работать в группе сверстников, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • формировать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать положительное отношение ребенка к себе, другим людям и окружающему миру.

Образовательные (предметные) задачи:

  • формировать первоначальные лингвистические представления о слове, звуке, предложении;
  • развивать различные виды речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • развивать умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • развивать простейшие графические умения и навыки, мелкую моторику с целью подготовки руки ребенка к письму;
  • формировать способность классифицировать, обобщать речевой материал (слова, звуки, предложения и т.д.);
  • способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление, речь);
  • развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
  • формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
  • подготовить руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).

Метапредметные задачи:

  • развивать любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, проблемы (адекватные возрасту);
  • формировать способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
  • способствовать развитию мотивации к чтению и письму;
  • поддерживать и поощрять индивидуальность и инициативы детей.

Сроки реализации

2021 – 2022 учебный год

Механизмы реализации программы

Программа «Умники и умницы» рассчитана на 1 год (2 раза в неделю по 25-30 минут) и состоит из 2-х направлений: речевое развитие, формирование элементарных математических представлений (далее –  ФЭМП).

  1. Речевое развитие
  • 1 модуль «Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа»
  • 2 модуль «Формирование первоначальных навыков чтения»
  • 3 модуль «Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму»
  1. ФЭМП
  • 1 модуль «Количество и счет»
  • 2 модуль «Величина»
  • 3 модуль «Геометрические фигуры»
  • 4 модуль «Ориентировка во времени и в пространстве»

Ожидаемые результаты реализации программы

 Личностные:

  • выражает инициативность, самостоятельность в общении, игре;
  • проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, слушать и слышать другого, проявлять такт и уважение к окружающим.

Предметные:

  • знает и умеет писать буквы русского алфавита;
  • понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
  • определяет место звука в слове в начале, в середине и в конце;
  • читает слова, слоги, предложения;
  • умеет считать и писать по образцу числа в пределах 20;
  • пользуется математическими знаками: +, -, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
  • уверенно соотносит количество предметов с цифрой;
  • называет геометрические фигуры;
  • может располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине;
  • называть последовательно дни недели, месяцы;
  • ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку.

Метапредметные:

  • проявляет любознательность, активность;
  • умеет принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и навыки;
  • выражает интерес к чтению и письму.

Система контроля над исполнением программы

  1. Занятия
  2. Игровые тестовые задания (викторины, кроссворды)
  3. Устный опрос по ходу занятий
  4. Участие в конкурсах
  5. Мастер-классы


II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая модульная Программа «Умники и умницы» имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на обучение детей 5-7 лет, разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и начального общего образования.

Разработана на основе следующих требований:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012).
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. №1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области № 01-06-695 от 24.03.2016;
  • ПРИКАЗ   от 9 ноября 2018 г. № 196 МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо   МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ   от 18 августа 2017 г. N 09-1672;
  • Постановление «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Московской области» от 30.07.2019 № 460/25;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
  • Образовательная программа МБДОУ №43.

Программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Программой предусмотрено выявление индивидуальных особенностей развития дошкольников для организации наиболее эффективной работы по подготовке детей к обучению в школе и для сохранения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

     НОВИЗНА разработанной      программы      дополнительного образования определяется   идеей   разработки   и   подбора   учебного материала исходя из потенциальных возможностей ребенка.

      АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ дополнительного образования обусловлена необходимостью создания условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки, что в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет его интерес к познанию в условиях школьного обучения.

     ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы определяется актуальным положением о том, что интеллектуальная и речевая готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Педагогическая целесообразность внедрения   данной   программы   в   воспитательно-образовательный процесс заключается в разработке и применении современных традиционных и инновационных методик по обучению грамоте, развитию речи и формированию элементарных математических представлений, исходя из принципа развивающего обучения.

     ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что основной задачей является формирование потребности ребенка в познании – как необходимое условие полноценного развития ребенка, что играет важную роль в формировании детской личности.

     АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ. Программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет. Занятия проводятся в группах.

     ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ. Форма занятий – совместная познавательно-игровая деятельность педагога и детей. Режим занятий: групповые занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут. В неделю 2 занятия составляют – 1 час, за 1 год – 32 часа (64 занятия).

     ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – создание условий для становления ребенка субъектом разнообразных видов и форм деятельности, приводящих к развитию интереса и способностей к чтению и математических способностей для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям.

     ЗАДАЧИ:

Личностные задачи:

  • формировать инициативность, самостоятельность, ответственность ребенка;
  • развивать умение работать в группе сверстников, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • формировать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать положительное отношение ребенка к себе, другим людям и окружающему миру.

Предметные задачи:

  • формировать первоначальные лингвистические представления о слове, звуке, предложении;
  • развивать различные виды речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • развивать умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • развивать простейшие графические умения и навыки, мелкую моторику с целью подготовки руки ребенка к письму;
  • формировать способность классифицировать, обобщать речевой материал (слова, звуки, предложения и т.д.);
  • способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление, речь);
  • развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
  • формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
  • подготовить руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).

Метапредметные задачи:

  • развивать любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, проблемы (адекватные возрасту);
  • формировать способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
  • способствовать развитию мотивации к чтению и письму;
  • поддерживать и поощрять индивидуальность и инициативы детей.


III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

     Программа «Умники и умницы» рассчитана на 32 часа (2 раза в неделю по 25-30 минут) включает 2 направления, каждое из которых состоит из модулей:

1 направление. Речевое развитие:

  • 1 модуль «Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа»;
  • 2 модуль «Формирование первоначальных навыков чтения»;
  • 3 модуль «Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму».

2 направление. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • 1 модуль «Количество и счет»;
  • 2 модуль «Величина»;
  • 3 модуль «Геометрические фигуры»;
  • 4 модуль «Ориентировка во времени и в пространстве».

        


Направление «Речевое развитие»

Название раздела, темы

Количество занятий

Формы аттестации, контроля

теория

практика

Всего

МОДУЛЬ № 1. «Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа»  

Вводное занятие.

Знакомство с понятием «звук», «буква», отличие звука от буквы. Дать понятие о речи устной и письменной, формирование умения различать речевые звуки от неречевых звуков.

1

1

2

Текущий

Дать представление о понятии «гласный звук», его отличительные особенности от других звуков.

1

1

2

Текущий

Дать представление о понятии «согласный звук», его отличительные особенности от гласных звуков.

1

1

2

Текущий

Развивать умение на слух выделять звук в словах, определять его место в слове (в начале, середине и в конце).

1

2

3

Текущий

Знакомство с понятием «слог». Формирование умения делить слово на слоги, предложение на слова.

1

2

3

МОДУЛЬ № 2. «Формирование первоначальных навыков чтения»

1.

Чтение слогов из двух звуков.

1

2

3

Текущий

2.

Знакомство с понятием «слово», чтение простых слов («ма-ма»). Знакомство с ударением.

1

1

2

Текущий

3.

Знакомство с понятием «предложение». Чтение предложений. Составление графических схем.

1

2

3

Текущий

МОДУЛЬ № 3. «Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму»

1.

Вводное занятие. Письмо прямых и округлых линий.

1

2

3

Текущий

2.

Штриховка. Обведение трафаретов.

1

2

3

Текущий

3.

Письмо букв в воздухе, конструирование букв из счетных палочек.

1

2

3

Текущий

4.

Письмо букв по образцу. Составление и письмо слогов, простых слов с опорой на образец.

1

2

3

Текущий

ИТОГО: 32 занятия  

Направление «Формирование элементарных математических представлений»

Название раздела, темы

Количество занятий

Формы аттестации, контроля

теория

практика

Всего

МОДУЛЬ № 1. «Количество и счет»  

1.

Вводное занятие.

Считать по образцу и названному числу в пределах 10. Вспомнить основные геометрические фигуры.

1

1

2

Текущий

2.

Формировать умение правильно использовать математические знаки +, -, =, больше, меньше.

1

1

2

Текущий

3.

Развитие умения сравнивать количество предметов.

1

1

2

Текущий

4.

Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10, различать количественный и порядковый счет в пределах 10.

1

1

2

5.

Знакомство с числами второго десятка, с их записью.

1

1

2

6.

Счет в прямом и обратном порядке в пределах 20, различать количественный и порядковый счет в пределах 20.

1

1

2

МОДУЛЬ № 2. «Величина»

1.

Вводное занятие. Вспомнить понятия «больше», «меньше», «равно», их математическое обозначение. Умение разложить предметы по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения, развивать глазомер.

1

1

2

Текущий

2.

Знакомство с линейкой, умение измерять и определять результаты измерения в сантиметрах.

1

1

2

Текущий

3.

Развитие умения изображать отрезки определенной длины с помощью линейки.

1

1

2

МОДУЛЬ № 3. «Геометрические фигуры»

1.

Вводное занятие. Вспомнить основные геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, прямоугольник). Умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

1

1

2

Текущий

2.

Знакомство с другими геометрическими фигурами – ромб, трапеция, пятиугольник, шестиугольник.

1

1

2

Текущий

3.

Продолжить формировать умения называть и показывать элементы геометрических фигур (сторона, угол). Классифицировать по разным основаниям (вид, величина).

1

1

2

Текущий

МОДУЛЬ № 4. «Ориентировка во времени и в пространстве»

1.

Вводное занятие. Вспомнить и закрепить представления – части суток, дни недели, времена года, месяцы.

1

1

2

Текущий

2.

Знакомство с часами (циферблат, часовая и минутная стрелки). Развитие умения определять время.

1

1

2

Текущий

3.

Вспомнить и закрепить умение определять расположение предметов на листе бумаги.

1

1

2

Текущий

4.

Развивать умение определять словом положение предмета относительно себя и другого человека – справа, слева, спереди, сзади.

1

1

2

Текущий

ИТОГО: 32 занятия  

IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется следующим речевым характеристикам:

  • развитый речевой слух (лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии),
  • четкая артикуляция звуков родного языка (обеспечивает правильное проговаривание),
  • значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой,
  • выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (особенно важно для овладения письмом) и пр.

Направление «Речевое развитие» включает модули, содержащие задачи:

1 модуль «Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа»:

  • Познакомить с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
  • Дать представление о звуках русского языка.
  • Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  • Показать связь звука с буквой.
  • Обучать звукобуквенному анализу слов.
  • Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  • Формирование умения определять позицию звука в слове, определять порядок звуков в слове и отдельные звуки.
  • Формирование умения правильно соотносить звуки и буквы.
  • Порядок звукобуквенного анализа слова:
  • называние изолированного звука;
  • дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
  • обозначение звука соответствующей фишкой;
  • обозначение звука буквой;
  • определение количества слогов.

2 модуль «Формирование первоначальных навыков чтения»:

  • Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
  • Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
  • Развивать умение составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
  • Формирование навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
  • Способствовать самостоятельной работе со схемой слова и предложения.

3 модуль «Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму»

  • Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
  • Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

Направление «Формирование элементарных математических представлений» (ФЭМП)

Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью обучения элементарной математике является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Направление ФЭМП включает 4 модуля, содержащие конкретные задачи:

1 модуль «Количество и счет»:

  • Формирование умения считать в пределах 10, в прямом и обратном порядке,
  • Различать количественный и порядковый счет в пределах 10, и 20: Количественный счёт позволяет ответить на вопрос сколько?

Порядковый счёт позволяет ответить на вопрос какой? (например, какой по счёту? или какой по порядку?).

  • Знакомство с числами 2-го десятка, их записью.

2 модуль «Величина»:

  • Продолжить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, уметь сравнивать (большой, меньше, еще меньше, самый маленький),
  • Формирование умение измерять линейкой, записывать результат, изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

3 модуль «Геометрические фигуры»

  • Знание основных геометрических фигур.
  • Знакомство с другими фигурами – ромб, пятиугольник и шестиугольник.
  • Умение дорисовывать фигуры до знакомых предметов.
  • Формирование умения называть элементы геометрических фигур – углы, стороны.

4 модуль «Ориентировка во времени и в пространстве»: 

  • Знание частей суток, дней недели, времен года и месяцев
  • Знакомство с часами, умение определять время по циферблату
  • Ориентироваться на листе бумаги, умение определять расположение предметов
  • Определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа-слева).

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • выражает инициативность, самостоятельность в общении, игре;
  • проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, слушать и слышать другого, проявлять такт и уважение к окружающим.

Предметные:

  • знает и умеет писать буквы русского алфавита;
  • понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
  • определяет место звука в слове в начале, в середине и в конце;
  • читает слова, слоги, предложения;
  • умеет считать и писать по образцу числа в пределах 20;
  • пользуется математическими знаками: +, -, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
  • уверенно соотносит количество предметов с цифрой;
  • называет геометрические фигуры;
  • может располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине;
  • называть последовательно дни недели, месяцы;
  • ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

Метапредметные:

  • проявляет любознательность, активность;
  • умеет принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и навыки; выражает интерес к чтению и письму.

Формы аттестации.  Форма итоговой аттестации программы – участие детей в конкурсах различного уровня в течение учебного года, проведение открытых занятий с участием родителей.

Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагог, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности по подготовке детей к школьному обучению.

VI. МОНИТОРИНГ.

Данная программа предполагает проведения мониторинга образовательной деятельности детей по освоению ими содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Цель диагностики – выявить уровень речевого развития и уровень развития математических представлений детей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Диагностические методы:

  • наблюдение за процессом деятельности ребёнка при выполнении задания;
  • использование диагностических игровых заданий.

Обследование следующих критериев:

В направлении «Речевое развитие»:

  1. Звуковая сторона и выразительность речи.
  2. Фонематические процессы. Развитие   слухового внимания, памяти, фонематического восприятия.
  3. Уровень развития моторики, графических навыков.
  4. Связная речь.

В направлении «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)»:

  1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
  2. Числа и операции с ними.
  3. Пространственно-временные представления.
  4. Геометрические фигуры и величины.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты (см. Приложение 1). Методика диагностики, критерии оценки уровней развития по каждому из направлений представлены в Приложении 2.

VII. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля:

текущий контроль: устные опросы, выполнение практических заданий;

итоговый контроль осуществляется в форме участия в конкурсах, включающие обобщающие игровые задания по пройденным темам.

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту детей.

Для обучения используются наглядно-дидактические пособия:

  • меловая доска с   комплектом   геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
  • плакаты с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству и пр.

Детям предлагается счетный раздаточный материал:

  • математические наборы «Учись считать»;
  • счетные палочки;
  • бусины, пуговицы, картинки, картинки-пазлы,
  • Умные карточки «Изучаем цифры» и т.п.

В работе с детьми используются рабочие тетради, прописи и раскраски для индивидуальной работы.

Для закрепления математических представлений в совместной и самостоятельной деятельности используются:

  • дидактические и настольно-печатные игры: «Большой, средний, маленький», «Что где находится?», «Учимся считать», «Мои первые цифры», «Весёлый счет», «Учимся считать», домино, мозаики, лото «Геометрические фигуры», «Счетные палочки Кюизенера» и др.
  • Используются авторские игры В.В. Воскобовича, «Игровизор», «Волшебный Квадрат», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка». Авторские игры Б. П. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор». Головоломки «Танграм», «Монгольский квадрат», «Колумбово яйцо» и др.

IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.).
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА.СИНТЕЗ, 2014.
  4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999.
  5. Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе». – М.: Школьная Пресса. 2010.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 2010.
  7. Колесникова Е. В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет». – М.: Бином / Ювента, 2020 г.
  8. Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет»: методическое пособие. – М.: Сфера, 2020 г.
  9. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет»: методическое пособие. – М.: Сфера, 2019 г.
  10. Морозова И.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Мозайка-Синтез, 2007.
  11. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. – М.: Гоном. 2011.

Для родителей и детей:

  1. Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет». – М.: Сфера, 2020 г.
  2. Колесникова Е.В. «От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет». – М.: Бином, 2021 г.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009 г.
  4. Дурова Н.В. Развитие фонетико-фонематического слуха у детей 3-7 лет. – М.: Школьная пресса, 2020.
  5. Жукова О.С. Рисуем по клеточкам и точкам. – М.: АСТ, 2018.
  6. Кац Е.М. Необычная математика для детей 5-6 лет. – М: МЦНМ, 2020.
  7. Колесникова Е.В. «Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет». – М.: Сфера, 2020 г.
  8. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2009.

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад №43

        ________Е.А. Лукьянова

        «_____»_______________ 20__ г.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к школьному обучению

«Умники и умницы» (стартовый уровень)

Год обучения: 1

Группа:

Направление программы «Речевое развитие»

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во минут

Тема занятия

Программное содержание

Место проведения

Форма контроля

I полугодие

Модуль 1. «Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа»

Модуль 3. «Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму»

Октябрь

6

16-00

Групповая

25-30

Понятие «звук» и «буква».

Звук и буквы А, а.

Вспомнить и закрепить понятия «звук» и «буква», чем они отличаются, различать речевые звуки от неречевых.

Понятие «гласный звук».

Выделять звук (а) в словах, определять его место в слове (в начале и в конце).

Познакомить с буквой А.

МБДОУ №43

Текущий

Октябрь

13

16-00

Групповая

25-30

Звук и буквы О, о.

Учить отличать на слух гласные звуки (а), (о) от других гласных.

Выделять звук (о) и определять место в слове.

Подбирать слова к заданной схеме.

Звукобуквенный анализ слов «АУ», «УА».

Знакомство с буквой О.

Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге.  

МБДОУ №43

Текущий

Октябрь

20

16-00

Групповая

25-30

Звук и буквы У, у.

Определять звук (у) в слове, его место;

закрепить понятие «слог», деление слов на слоги.

звуковому анализу и синтезу слов «Ау», «Уа», составлять схему;

Закрепляем образ буквы У: выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка.

МБДОУ №43

Текущий

Октябрь

27

16-00

Групповая

25-30

Звук и буквы Ы, ы.

Закрепить навыки произношения звука (ы): в слогах, в словах, фразах.

Знакомство с буквой Ы, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге.

МБДОУ №43

Текущий

Модуль 1. «Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа»

Модуль 2. «Формирование первоначальных навыков чтения»

Модуль 3. «Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму»

Ноябрь

3

16-00

Групповая

25-30

Звук Э, буквы Э, э.

Знакомство со звуком (э).

Закрепить навыки различения и правильного произношения звука в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух.

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: ЭС, ЭСКИМО.

Знакомство с буквой Э.

Выкладывание буквы из палочек, штриховка.

Печатание буквы, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов.

МБДОУ №43

Текущий

Ноябрь

10

16-00

Групповая

25-30

Звуки Л – Л’. Буквы Л, л.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Л – Л’] в слогах, в словах, фразах.

Развивать фонематический слух; различение звуков по твердости – мягкости.

Знакомство с буквой Л, учить находить данную букву среди других.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЛАК, ЛУК, ЛУНА.

МБДОУ №43

Текущий

Ноябрь

17

16-00

Групповая

25-30

Звуки М – М’. Буквы М, м.

Познакомить со звуками (м), (мь).

Закрепить навыки произношения и различения звуков [м] - [мь] в слогах, словах, фразах.

Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения.

Познакомить со звуко-слоговой схемой слова. Звуковой анализ слова МАМА.

Знакомство с буквой М, учить находить данную букву среди других.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: АМ, УМ, ОМ, ИМ, МА, МО, МИ, МУ, МАМА.

МБДОУ №43

Текущий

Ноябрь

24

16-00

Групповая

25-30

Звуки Н, Н’. Буквы Н, н.

Понятие «согласный» звук.

Познакомить со звуками (н), (нь).

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [н], [нь] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух.

Знакомство с буквой Н, учить находить данную букву среди других.

Печатание букв в тетради.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

1

16-00

Групповая

25-30

Звуки Р – Р’. Буквы Р, р.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [р], [рь] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух.

Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Деление слов на слоги.

Знакомство с буквой Р.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: РАК, РАМА.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

8

16-00

Групповая

25-30

Закрепление изученных звуков, букв

Закрепление пройденного материала.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

15

16-00

Групповая

25-30

Звук Я. Буквы Я, я.

Знакомство со звуком (я).

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: ТЯ, МЯ, ВЯ, СЯ, ЯМА, МЯСО, СЕМЯ.

Знакомство с буквой Я, учить находить данную букву среди других.

Выкладывание буквы из палочек, штриховка.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

22

16-00

Групповая

25-30

Звук Ю, буквы Ю, ю.

Знакомство со звуком (ю).

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: ЮМ, ЮН, ЮЛ, ЮЛЯ, ЮЛА.

Знакомство с буквой Ю, учить находить данную букву среди других.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

29

16-00

Групповая

25-30

Звук Е, буквы Е, е.

Знакомство со звуком (е).

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: ен, ед, ел, ем, ЕДА, ЕНОТ.

Знакомство с буквой Е, учить находить данную букву среди других.

Текущий

II полугодие

Модуль 1. «Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа»

Модуль 2. «Формирование первоначальных навыков чтения»

Модуль 3. «Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму»

Январь

12

16-00

Групповая

25-30

Звук Ё, буквы Ё, ё.

Знакомство со звуком (ё).

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: ЁМ, ЁН, ЁЛ, ЁЛКА.

Знакомство с буквой Ё, учить находить данную букву среди других.

Выкладывание буквы из палочек, штриховка.

МБДОУ №43

Текущий

Январь

19

16-00

Групповая

25-30

Звук И, буквы И, и.

Учим выделять звук (и) из потока гласных, в звукосочетаниях ИА, АИ.

Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ИА.

Знакомство с буквой И, учить находить данную букву среди других, выделять из ряда с неверным написанием.

МБДОУ №43

Текущий

Январь

26

16-00

Групповая

25-30

Закрепление изученных звуков, букв

Закрепление пройденного материала.

МБДОУ №43

Текущий

Февраль

2

16-00

Групповая

25-30

Звуки Г – Г'. Буквы Г, г.

Познакомить со звуками (г), (г’), характеристикой звуков.

Знакомство с буквой Г, учить находить данную букву среди других.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: НОГА, ГНОМ.

МБДОУ №43

Текущий

Февраль

9

16-00

Групповая

25-30

Звуки К – К'. Буквы К, к.

Познакомить детей со звуками (к, к’).

Звуковой анализ слова МАК.

Знакомство с буквой К, учим находить данную букву среди других.

Выкладывание буквы из палочек, штриховка.

Чтение прямых и обратных слогов и слов: КУ-КУ, КО-КО, КИНО, КОНИ, ОКНО, ОКУНИ, КАКАКО.

Печатание буквы в тетради.

МБДОУ №43

Текущий

Февраль

16

16-00

Групповая

25-30

Звуки Д – Д'. Буквы Д, д.

Знакомство со звуками (д), (д’). Деление слов на слоги.

Звуко-слоговой анализ слогов и слов ДОМ, ДЫМ, МОДА.

Знакомство с буквой Д, учить находить данную букву среди других.

Чтение прямых, обратных слогов, слов и предложений: ДОМ, ДЫМ, ДАМ, ДЫМОК, ДОМИК, ДЫМКА, ИДИ. У ДОМА ДЫМОК.

МБДОУ №43

Текущий

Март

2

16-00

Групповая

25-30

Звуки Т – Т'. Буквы Т, т.

Закрепить навыки четкого произношения звуков [т], [ть] в слогах, словах, фразах.

Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ, ЫТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА, ТЫ.

Знакомство с буквой Т, учить находить данную букву среди других.

Чтение слогов, слов:  ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТИ, ТИК, ТАК, ТОМ, ТИМ.

Печатание буквы в тетради.

МБДОУ №43

Текущий

Март

9

16-00

Групповая

25-30

Звуки В – В'. Буквы В, в.

Знакомство со звуками (в), (вь).

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [в], [вь] в слогах, в словах, фразах.

Знакомство с буквой В, учить находить данную букву среди других.

Печатание буквы, слогов и слов в тетради.

Выкладывание слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки: ВАТА, ВИНТ.

МБДОУ №43

Текущий

Март

16

16-00

Групповая

25-30

Звуки Ф – Ф'. Буквы Ф, ф.

Знакомство со звуками (ф), (ф’).

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [ф], [фь] в слогах, в словах, фразах.

Деление слов на слоги.

Звуко-слоговой анализ слогов и слов.

Преобразование слогов по мягкости – твердости согласных звуков: ВЫ – ВИ.

Знакомство с буквой Ф, учить находить данную букву среди других.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Выкладывание слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки: ФАТА, ФОТО, КОФТА, ФОНТАН.

МБДОУ №43

Текущий

Март

23

16-00

Групповая

25-30

Звуки З – З'. Буквы З, з.

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [з], [зь], в слогах, в словах, фразах.

Учить выделять звук [з] в начале, середине и в конце слова.

Знакомство с буквой З, учить находить данную букву среди других.  

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: КОЗА, ЗИМА, ВАЗА, ЗИНА.

МБДОУ №43

Текущий

Март

30

16-00

Групповая

25-30

Звуки С– С'. Буквы С, с.

Знакомство с буквой С, учить находить данную букву среди других, продолжаем учить длить слова на слоги; учим выделять звуки (с), (с’) и определять их место в слове.

Преобразование обратных слогов в прямые: ас – са; ос – со.

закрепляем понятия согласные и гласные буквы.

Печатание в тетради слогов и слов под диктовку.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ОСА, АСЯ, СОК, СЕНО, СОТЫ, У АСИ СОК.

МБДОУ №43

Текущий

Апрель

6

16-00

Групповая

25-30

Звуки Х – Х'. Буквы Х, х.

Познакомить детей со звуками (х), (х’).

Закрепить умение давать характеристику согласному звуку.

Познакомить с буквой Х. Печатание буквы, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: УХА, МУХА, МОХ, УХО, МУХИ.

МБДОУ №43

Текущий

Апрель

13

16-00

Групповая

25-30

Звуки Б – Б'. Буквы Б, б.

Знакомство со звуками (б), (б’).

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [б], [бь] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух.

Знакомство с буквой Б, учить находить данную букву среди других.

Выкладывание слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки: БАК, БОК, БЫК, БОМ, БУМ, БОБИК, БАНТИК.

МБДОУ №43

Текущий

Апрель

20

16-00

Групповая

25-30

Звуки П– П'. Буквы П, п.

Знакомство со звуками (п), (П’).

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п], [пь] в слогах, в словах, фразах.

Формировать навыки анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП.

Знакомство с буквой П, учить находить данную букву среди других.  

Объяснить, что звуки [п], [пь] на письме обозначаются одной буквой П.

Выкладывание буквы из палочек. Обведение трафаретов, штриховка, графический диктант буквы.  

Печатание буквы и слогов в тетради.

Выкладывание слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки: ПАПА, ПИОН, ПАУК, ПОНИ, ТОПОТ.

МБДОУ №43

Текущий

Апрель

27

16-00

Групповая

25-30

Звуки Ж – Ш. Буквы Ж, ж, Ш, ш.

Закрепить навыки правильного произношения звуков [ж, ш] в слогах, в словах, фразах.

Деление слов на слоги.

Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов и слов.

Знакомство с буквами Ж, Ш.

Познакомить с правилом правописания ЖИ, ШИ.

МБДОУ №43

Текущий

Май

4

16-00

Групповая

25-30

Звуки Ч – Щ. Буквы Ч, ч, Щ, щ.

Знакомство со звуками (ч’, щ’).

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: АЧ, ИЧ, УЧ, ЯЧ, МЯЧ, ТКАЧ.

Выкладывание слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки: ЩИ, ЩА, ЩУ, ЩУКА.

МБДОУ №43

Текущий

Май

11

16-00

Групповая

25-30

Звук Ц. Буквы Ц, ц.

Обратить внимание на то, что звук Ц – твердый. 

Деление слов на слоги.

Работа со схемой предложения.

Звуко-слоговой анализ прямых и обратных слогов и слов.

Знакомство с буквой Ц, учить находить данную букву среди других.

Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЦВЕТЫ, ОВЦА, ЦЕНА.

МБДОУ №43

Текущий

Май

18

16-00

Групповая

25-30

Буквы Ь, ъ.

Познакомить с буквами Ь, Ъ, их написанием.

МБДОУ №43

Текущий

Май

25

16-00

Групповая

25-30

Повторение пройденного материала

Вспомнить и повторить отличие гласных звуков от согласных.

Дифференциация мягких и твердых согласных звуков.

Деление слов на слоги.

Звуко-слоговой анализ слогов и слов.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Выкладывание слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки.

МБДОУ №43

Текущий

ИТОГО: 32 занятия


Направление программы «Формирование элементарных математических представлений»

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во минут

Тема занятия

Программное содержание

Место проведения

Форма контроля

I полугодие

Модуль 1. «Количество и счет»

Октябрь

7

16-00

Групповая

25-30

Числа от 1 до 10.

Порядковый счет до 10.

Чтение и запись чисел от 1 до 10.

Отгадывание математической загадки.

Понимание количественных отношений «больше», «меньше».

МБДОУ №43

Текущий

Октябрь

14

16-00

Групповая

25-30

Математические знаки +, =, -.

Понимать и использовать математические знаки +, -, =, математические задачи.

МБДОУ №43

Текущий

Октябрь

21

16-00

Групповая

25-30

Знаки больше, меньше, равно; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших.

Понимание количественных отношений «больше», «меньше», «равно».

Вспомнить и закрепить состав чисел до 6.

МБДОУ №43

Текущий

Октябрь

28

16-00

Групповая

25-30

Порядковый счёт, счёт по названному числу; состав числа из двух меньших.

Упражняться в прямом и обратном счете в пределах 10.

Закреплять состав чисел до 10.

МБДОУ №43

Текущий

Ноябрь

11

16-00

Групповая

25-30

Цифры от 1 до 10; число 11.

Упражнения в прямом и обратном счете до 10.

Число 11, его состав.

МБДОУ №43

Текущий

Ноябрь

18

16-00

Групповая

25-30

Независимость числа от пространственного расположения предметов; отношение между числами; состав числа из двух меньших.

Число 12.

Упражняться в прямом и обратном счете в пределах 10,

Состав чисел до 10.

Понимание независимости числа от пространственного расположения предметов.

Знакомство с числом 12, его состав.

МБДОУ №43

Текущий

Ноябрь

25

16-00

Групповая

25-30

Число 13, математическая задача, решение примеров.

Знакомство с числом 13, его состав.

Решение математической задачи.

МБДОУ №43

Текущий

Модуль 2. «Величина»

Модуль 4. «Ориентировка во времени и в пространстве»

Декабрь

2

16-00

Групповая

25-30

Сравнение предметов по величине «большой», «меньше», «маленький»

Учиться сравнивать предметы по величине, используя понятия.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

9

16-00

Групповая

25-30

Сравнение предметов по длине и высоте «длинный», «короче», «самый короткий», «высокий», «низкий»

Учиться сравнивать предметы по длине и высоте, используя понятия.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

16

16-00

Групповая

25-30

Часть и целое.

Закреплять представления детей о понятиях «часть», «целое», их отличие. Часть всегда меньше целого, а целое больше части.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

23

16-00

Групповая

25-30

Измерение линейкой

Учиться измерять отрезки с помощью линейки.

МБДОУ №43

Текущий

Декабрь

30

16-00

Групповая

25-30

Закрепление пройденного материала

Порядковый счет до 13, состав чисел. Чтение и запись чисел до 13. Решение математических примеров.

Текущий

II полугодие

Модуль 2. «Величина»

Модуль 4. «Ориентировка во времени и в пространстве»

Январь

13

16-00

Групповая

Измерение линейкой и изображение отрезка определенной длины с помощью линейки

Учиться измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения в сантиметрах.

МБДОУ №43

Текущий

Январь

20

16-00

Групповая

Части суток, дни недели, месяца

Вспомнить и закрепить представления о частях суток – утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы года, их последовательность.

МБДОУ №43

Текущий

Январь

27

16-00

Групповая

Знакомство с часами

Познакомить с часами, циферблатом, стрелками.

МБДОУ №43

Текущий

Модуль 1. «Количество и счет»

Модуль 3. «Геометрические фигуры»

Модуль 4. «Ориентировка во времени и в пространстве»

Февраль

3

16-00

Групповая

Решение примеров, знаки

+, -.

Число 14.

Продолжить учиться записывать математические примеры, решать их.

Понимать и использовать математические знаки +, - для решения примеров.

Знакомство с числом 14, его состав.

МБДОУ №43

Текущий

Февраль

10

16-00

Групповая

Счёт по образцу и названому числу; арифметическая задача, состав числа из двух меньших.

Число 15.

Порядковый счет до 14.

Состав чисел до 10.

Учиться решать математические задачи, записывая в виде примера.

Знакомство с числом 15, его состав.

МБДОУ №43

Текущий

Февраль

17

16-00

Групповая

Числа от 1 до 15; решение примеров.

Число 16.

Вспомнить и закрепить счет до 15, состав чисел.

Знакомство с числом 16, его состав.

МБДОУ №43

Текущий

Февраль

24

16-00

Групповая

Квадрат, прямоугольник

Выкладывать из счетных палочек квадрат, прямоугольник, называть элементы фигур «сторона», «углы».

МБДОУ №43

Текущий

Март

3

16-00

Групповая

Сравнение предметов с фигурами.

Треугольник, трапеция.

Сравнивать предметы с фигурами (яблоко круглой формы).

Называть элементы фигур «сторона», «углы».

МБДОУ №43

Текущий

Март

10

16-00

Групповая

Овал.

Называние предметов данной формы. Дорисовывание овалов до знакомых предметов.

МБДОУ №43

Текущий

Март

17

16-00

Групповая

Знакомство с геометрической фигурой – ромб.

Узнавание и называние предметов данной формы.

МБДОУ №43

Текущий

Март

24

16-00

Групповая

Геометрические фигуры – четырехугольник, пятиугольник и шестиугольник.

Названия элементов «углы», «стороны».

Дорисовывание части геометрических фигур.

МБДОУ №43

Текущий

Март

31

16-00

Групповая

Часы, определение времени по часам

Продолжить знакомство с устройством часов – минутная и часовая стрелки, учиться определять часы и минуты.

МБДОУ №43

Текущий

Модуль 1. «Количество и счет»

Модуль 2. «Величина»

Модуль 4. «Ориентировка во времени и в пространстве»

Апрель

7

16-00

Групповая

Математическая загадка; знаки +, -, состав числа из двух меньших.

Число 17.

Отгадывание математической загадки.

Математические знаки +, -, их использовании при решении примеров.

Знакомство с числом 17, его состав.

МБДОУ №43

Текущий

Апрель

14

16-00

Групповая

Число 18; состав числа из двух меньших, счёт по названому числу.

Порядковый счет, состав чисел.

Знакомство с числом 18, его состав.

Написание цифры 18.

МБДОУ №43

Текущий

Апрель

21

16-00

Групповая

Числа 19, 20; состав числа из двух меньших чисел.

Порядковый счет, состав чисел.

Знакомство с числами 19, 20, его состав.

3. Написание цифр 19, 20.

МБДОУ №43

Текущий

Апрель

28

16-00

Групповая

Делить предмет на 2, 4, 6 и 8 частей.

Часть всегда меньше целого, а целое больше части.

МБДОУ №43

Текущий

Май

5

16-00

Групповая

Положение предмета относительно себя и другого лица

Умение назвать словом расположение предмета относительно себя или другого лица (слева-справа).

МБДОУ №43

Текущий

Май

12

16-00

Групповая

Ориентировка на листе бумаги

Определение словом места на листе (верх-низ, справа-слева).

МБДОУ №43

Текущий

Май

19

16-00

Групповая

Ориентировка относительно другого лица

Умение обозначить словом расположение предмета относительно другого человека (мячик слева лежит у девочки).

МБДОУ №43

Текущий

Май

26

16-00

Групповая

Закрепление пройденного материала

Порядковый счет до 20, состав чисел. Чтение и запись чисел до 20. Решение математических примеров. Сравнение предметов. Узнавание и называние геометрических фигур.

МБДОУ №43

Текущий

ИТОГО: 32 занятия

 Приложение 1

Таблица 1. Диагностическая карта «Речевое развитие»

Критерии оценивания

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1. Звуковая сторона речи.

2. Фонематические процессы. Развитие   слухового  внимания, памяти, фонематического  восприятия.

3. Уровень развития моторики, графических навыков.

4. Связная речь.

С

М

С

М

С

М

С

М

1.

2.

3.

4.

5.

Таблица 2. Диагностическая карта «ФЭМП»

Критерии оценивания

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1. Память.

2. Количество, счет (порядковый).

3. Пространственно-временные представления.

4. Геометрические фигуры, формы и величины.

С

М

С

М

С

М

С

М

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 2

Критерии оценивания по направлению «Речевое развитие»:

1. Звуковая сторона речи.

4-6 баллов. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

2-3 балла. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.

0-1 балл. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях, включая некоторые парные согласные или гласные во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

2. Фонематические процессы. Развитие   слухового внимания, памяти, фонематического восприятия.

4-6 баллов. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове.

2-3 балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.

0-1 балл. Ребенок затрудняется или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении. Задания не выполняет совсем. Ребенок не выделяет конечный и начальный согласные в слове, и не определяет последовательность и количество звуков в словах. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает многочисленные ошибки.

3. Уровень развития моторики, графических навыков.

4-6 баллов. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме и даже опережает ее. Синкинезии мимической мускулатуры отсутствуют. Мышечный тонус мимики в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует.

2-3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений ручной моторики неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты. Ребенок   мимические движения выполняет. Объем движений мимики неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений мимической мускулатуры несколько замедлен. Синкинезии   в мимике отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует.

0-1 балл. Ребенок не выполняет общие движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость крайне затруднена. Общие движения не выполняет совсем. Ребенок выполняет движения   ручной моторики не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы. Задания не выполняет совсем. Ребенок не выполняет мимические движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объем движений   мимической мускулатуры неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии. Наблюдается сглаженность носогубных складок. Задания не выполняет совсем.

4. Связная речь.

4-6 баллов. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов.

2-3 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.

0-1 балл. Нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов. Задания не выполняет совсем.

Оценка уровня речевого развития (балловая оценка):

  1. Высокий – 30-54 балла.
  2. Средний – 15-39 баллов.
  3. Низкий – 0-14 баллов.

Полученная сумма баллов за диагностируемые параметры переводится в уровневый показатель, который определяет (высокий, средний или низкий) уровень речевого развития.

Методика проведения диагностики:

Форма проведения диагностики – преимущественно индивидуальная.

  • Оборудуется место для индивидуального занятия с ребенком.
  • В качестве основного наглядного диагностического материала служит «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой. Для определения уровня развития моторики, графических навыков используются: лист бумаги, карандаш, набор цветных карандашей.
  • В ходе диагностики, если у ребенка при выполнении задания возникают трудности, предлагаются разные виды помощи. Например, с помощью дополнительных вопросов, разъяснений.
  • Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Задавая вопросы, направляется внимание ребёнка на самостоятельный поиск ответа.

Критерии оценивания по направлению «ФЭМП»:

Высокий (3 балла):

  • Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда. Самостоятельно измеряет с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере).
  • Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Делает обобщение «многоугольник». Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Выделяет самостоятельно основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства (красные, небольшие, некруглые фигуры).
  • Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.
  • «Читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями.
  • Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх.
  • Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.

Средний (2 балла):

  • Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.
  • С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их. Затрудняется в измерении и счёте с помощью условных мерок, но с помощью воспитателя справляется с заданием.
  • Имеет представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делает обобщение «многоугольник». Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, а также в определении наличия и отсутствия свойства.
  • Ориентируется в пространстве и времени.
  • Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может «расшифровать» условные обозначения.
  • Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
  • С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

Низкий (1 балл):

  • Ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.
  • Выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие /отсутствие признака.
  • Путается в определении временных и пространственных отношений.
  • Выполняет действия в заданной последовательности.
  • В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
  • Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.

Методика проведения диагностики:

Формы проведения диагностики – подгрупповая, индивидуальная.

1. Память.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Д/упр. «Зрительный диктант». Ребенок запоминает расположение фигур, затем по памяти рисует у себя на листе. (Можно проводить с группой) (Кратковременная память).

3. Вспомнить стихи про цифры, рассказать. (Долговременная память)

Материал для обследования: панно с фигурами; чистые листы; простые карандаши.

2. Количество, счет (порядковый).

1. Счет до 20 (прямой), Обратный счет от 10 до 1.

2. Сравнение двух групп предметов, разной величины расположенных в ряд, по кругу; в ответах использовать слова больше, меньше, поровну. Уметь отсчитывать количество на одну единицу больше, меньше.

3. Д/ упр. «Назови пропущенное число». В некотором промежутке чисел, который я называю, пропускается число, которое ребенок должен назвать.

Материал для обследования: дидактический материал в картинках.

Порядковый счет.

Методика обследования.

1. Упражнения на порядковый счет в пределах 20, счет с разным основанием.

2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Буратино?»

3. Д/упр. «Какое число стоит на третьем (тринадцатом месте) месте в числовом ряду?..

Материал для обследования: карточка к заданию «Буратино».

3. Пространственно-временные представления.

Ориентировка во времени.

1. Беседа «Какое время года сейчас?» Какой по счету идет месяц? Сколько всего месяцев в каждом времени года? Назови все месяцы по порядку.

2. Д/упр. «Что сначала, что потом?» Умение называть части суток, разложить картинки в нужной очередности.

3. Д/упр. «Неделька». Умение последовательно называть дни недели, соответствие данной цифры и дня недели.

Материал для обследования: карточки по частям суток; набор цифр от 0 до 9.

Ориентировка в пространстве.

1. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Д/упр. «Что находится справа (слева) от тебя?»

2. Выполни задание: пройди 3 шага вперед, 3 шага налево, 3 шага назад, 3 шага направо. Что ты нашел?

3. Д/упр. «Кто идет справа, а кто - от Буратино? Кто стоит справа от Крокодила Гены, а кто – слева?»

Материал для обследования: карточки к заданию.

4. Геометрические фигуры, формы и величины.

1. Д/упр. «Какие ты знаешь геометрические фигуры?» Ответить на вопросы: Сколько треугольников? Сколько квадратов? Все ли круги одинаковы? Назови зеленые фигуры.

2. Назови признаки сходства и различия квадрата и прямоугольника; круга и овала.

3. Работа со счетными палочками: выложи треугольник, выложи большой треугольник – ответь на вопрос, где понадобилось больше палочек; можно ли из палочек построить круг, овал.

Материал для обследования: набор геометрических фигур разного цвета; счетные палочки.

Формы.

1. Д/упр. «Найди крышку для каждой коробки». Почему ты так думаешь?

2. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра»

3. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму конуса»

Материал для обследования: карточки к заданиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....

Программа формирования психологической готовности детей 5 – 7 лет при подготовке к школьному обучению.

Данная программа направлена на способность формирования психологической готовности детей к обучению в школе через развитие познавательной, эмоционально – волевой, личностной и коммуникативной сфер реб...

Программа педагога-психолога по подготовке к школьному обучению детей 6-7 лет

Программа призвана подготовить детей к поступлению в школу и развивает память, внимание, восприятие, мышление, зрительно-моторную координацию, мотивацию к обучению в школе....

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...