РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию подготовка к школьному обучению «АБВГДЕЙКА» для детей 5-7 лет.
рабочая программа

Филинкова Алена Викторовна

Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgdeyka.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 28общеобразовательного вида»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

подготовка к школьному обучению «АБВГДЕЙКА»

для детей 5-7 лет.

срок реализации (два учебных года).

Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности.

Актуальность: Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребёнка в принятии статуса ученика, его активность в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе подготовки к школьному обучению.

В основу программы положены:

 - нормативно-правовые документы:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155, об утверждении ФГОС ДО
  3. Инструктивно-методическое письмо МО и Н РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». от 14.032002г. №65/23-16.
  4. СанПиН от 15.05.2013г. №3049-13

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики.

Цель: Педагогическое сопровождение ребёнка старшего дошкольного возраста, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи:

Задачи первого раздела:

  • развитие речи и обучение грамоте;
  • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;
  •  развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  • развитие фонематического анализа (умение делать звукобуквенный анализ слова);
  • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

Задачи второго раздела:

  • развитие математических представлений и логики;
  • развитие математических представлений о числах и цифрах;
  • знакомство с математическими знаками;
  • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
  • Развитие мелкой моторики;
  • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).

Наиболее значимым для пред школьные образования являются следующие принципы:

  1. Принцип целенаправленности педагогического процесса;
  2. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; 
  3. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; 
  4. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
  5. Принцип сознательности и активности личности ребенка в целостном педагогическом процессе;
  6. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:

Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.

Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.

Практические: упражнение, игровой метод.

Занятия с использованием ИКТ.

Планируемые результаты после реализации программы.

По первому разделу:

  • отчётливо и ясно произносить слова:
  • находить слова с определённым звуком;
  • составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • писать основные элементы букв;
  • рисовать узоры и различные элементы.

По второму разделу:

  • Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20:
  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. С использованием метода наблюдения диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.

Параметры оценки: По направлению «Развитие речи и обучение грамоте»:

1. Составления рассказа, сказки на заданную тему

2. Звуковая сторона и выразительность речи

3. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков

4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы).

 

По направлению «Развитие математических представлений и логики»:

1. Общие понятия (свойства предметов, группы)

2. Числа и операции над ними

3. Решение задачи в одно действие на сложение и вычитание

4. Пространственно-временные представления

5. Геометрические фигуры и величины

С целью промежуточного отслеживания результатов, каждый год проводятся открытые занятия.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «АБВГДЕЙКА» – открытое занятие для родителей.

Структура работы.

 Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (старшая, подготовленная к школе группы), на 2 учебных года. Занятия проводятся во второй половине дня 2 раз в две недели, 1 развитие речи и обучение грамоте и 1 занятие развитие математических представлений и логики (предполагаемая наполняемость групп не более 10 человек). Длительность занятий составляет от 25 до 30 минут, зависимости от возраста детей.

Перспективны план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- Старшая группа 5-6 лет (приложение № 1)

- Подготовительная к школе группа 6-7 лет (приложение 2)

Перспективны план работы с родителями (приложение 3)

Методическое обеспечение

  1. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т.В. Ананьева;
  2. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
  3. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
  4. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
  5.  «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
  6. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
  7. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
  8. Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».

Приложение № 1

Старшая группа (5-6 лет)

Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (5-6 лет)

Тема

Кол-во занятий

1.

Пересказ сказки «Лиса и рак»;

Каркушина школа (буквы А, О, У, Э, Ы).

1

2.

Рассказывание по картинке «Кошка с котятами»;

Каркушина школа (буквы И, Е, Ё, Ю, Я), игры с буквами.

1

3.

Рассказывание из личного опыта «Наши игрушки»;

Каркушина школа (буквы С, К, М, П, Х, Л), игры с буквами.

1

4.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»;

Каркушина школа (буквы Н, Д, Т, Б, В), игры с буквами.

1

5.

Рассказывание по картинке;

Каркушина школа (буквы Ж, З, Ц, Г, Р), игры с буквами.

1

6.

Пересказ сказки «Петух да собака»;

Каркушина школа (буквы Ч, Ш, Щ, Ф), игры с буквами.

1

7.

Составление описательного рассказа на тему «Зима»;

Каркушина школа (буквы Ъ, Ь), игры с буквами.

1

8.

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»;

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»;

Гласные буквы. Учимся писать гласные буквы.

2

9.

Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился»;

Составление рассказа по набору игрушек;

Согласные буквы. Учимся писать согласные буквы.

2

10.

Твердые и мягкие согласные. Слоги и слова.

2

11.

Игры Деда Буквоеда. Ребусы.

Придумывание сказки «Приключения зайца».

1

12.

Игры Деда Буквоеда;

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

1

13.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»;

Увлекательное чтение по таблице, игры с буквами.

1

14.

Рассказывание по картине «Зайцы»;

Предложение. Количество слов в предложении;

1

15.

Игры деда Буквоеда с рифмами;

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

1

16.

Буквы и слоги. Закрепление пройденного материала.

Письменные упражнения.

7

17.

Закрепление произношения звуков по картинкам;

Речевое упражнение: «Назови одним словом»;

Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Письменные упражнения.

3

18.

Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам;

Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков; Письменные упражнения.

2

19.

Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему; Письменные упражнения.

1

20.

Описание предметных картинок.  Уточнение обобщающих понятий. Письменные упражнения.

1

Всего занятий:

32

Перспективное планирование по введению в математику (5-6 лет)

Тема

Кол-во занятий

1.

Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный.

Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.

1

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг

5

3.

Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже».

3

4.

Изучаем числа и цифры. Число 1, цифра 1.

1

5.

Число два, цифра 2.

1

6.

Число три, цифра 3.

1

7.

Число четыре, цифра 4.

1

8.

Число пять, цифра 5.

1

9.

Число шесть, цифра 6.

1

10.

Число семь, цифра 7.

1

11.

Число восемь, цифра 8.

1

12.

Число девять, цифра 9.

1

13.

Число десять, запись числа

десять.

1

14.

Повторение изученного.

6

16.

Закрепление изученного. Логические задачки.

7

Всего занятий:

32

Приложение № 2

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Перспективное планирование по развитие речи и подготовка к обучению грамоте (6-7 лет)

Тема

Кол-во занятий

1.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»;

Речевое упражнение: «Что такое звук, слово, предложение?»;

Слог. Деление слов на слоги.

1

2.

Рассказывание по картинке «В школу»;

Речевое упражнение: «Один-много»;

Ударение. Ударный и безударный слоги.

1

3.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания», рассказывание на основе личного опыта;

Речевое упражнение: «Найди звук»;

Понятие буквы и звука.

1

4.

Рассказывание по картинке;

Речевое упражнение: «Картина-корзина»;

Гласные и согласные звуки.

1

5.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»;

Речевое упражнение: «Едем, летим, плывем»;

Буква и звук А.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

6.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»;

Речевое упражнение: «Коза- стрекоза»;

Буква и звук О.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

7.

Рассказывание по сюжетным картинкам;

Речевое упражнение: «Игла- много игл»;

Буква и звук У.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

8.

Закрепление произношения звуков по картинкам;

Речевое упражнение: «Назови одним словом»;

Буква и звук И.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

9.

Придумывание сказки на тему «Как ёжик зайца выручил»;

Речевое упражнение: «Дом- домище»;

Буква и звук Э.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

10.

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»;

Речевое упражнение: «Найди другое слово»;

Буква и звук Ы.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

11.

Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом;

Речевое упражнение: «Скажи точнее»;

Буква Н, звуки Н, Н'.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

12.

Придумывание сказки «День рождения зайца»;

Речевое упражнение: «Учимся рассуждать»;

Составление слогов с изученными буквами.

1

13.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;

Речевое упражнение: «Рисуем картину словами»;

Твердые и мягкие согласные.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

14.

Рассказывание по картинке «Вот так покатался!»;

Речевое упражнение: «Найди картинку»;

Звонкие и глухие согласные.  Чтение слогов

и слов с изученными буквами.

1

15.

Составление связного рассказа «Если бы я был художником…»;

Речевое упражнение: «На выставке»;

Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

16.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание.

Речевое упражнение: «Ждем гостей»;

Буква Й, звук й’.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.  

1

17.

Отработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа.

Буква Х, звуки х, х'.  Чтение слогов и слов с изученными буквами;

Буква Ч, звук ч’.  Чтение слогов и слов с изученными буквами;

Буква  Щ, звук щ’.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

3

18.

Составление рассказа «Как мы играем зимой», на основе личного опыта;

Речевое упражнение: «Четвероногий друг»;

Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

19.

Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений;

Речевое упражнение: «Подбери сравнения»;

Гласная буква «Я». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

2

20.

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» в ситуации письменной речи;

Речевое упражнение: «Кто внимательнее»;

Гласная буква «Ё».  Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

1

21.

Составление сюжетного рассказа по картинке;

Речевое упражнение: «Почему так говорят»;

Гласная буква «Е».  Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

1

22.

Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему;

Речевое упражнение: «Объясни и покажи»;

Гласная буква «Ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

1

23.

Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам;

Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков;

Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Письменные упражнения.

2

24.

Пересказ рассказа М. Пришвин «Золотой луг»;

Речевое упражнение: «Скажи по-другому». Письменные упражнения.

1

25.

Рассказывание по сюжетной картинке;

Речевое упражнение: «Отгадай загадку». Письменные упражнения.

1

26.

Составление коллективного рассказа- описания « Школа»; Письменные упражнения.

Речевое упражнение: «Ошибка».

1

27.

Рассказывание по картине. Дифференциация звуков. Письменные упражнения.

1

28.

Описание предметных картинок.  Уточнение обобщающих понятий. Письменные упражнения.

1

Всего занятий:

32

Перспективное планирование по введению в математику (6-7 лет)

тема

Кол-во занятий

1.

Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 20 прямой и обратный.

Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.

1

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 20 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг, ромб, овал, трапеция.

5

3.

Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже».

3

4.

Повторяем числа и цифры. От 1 до 10.

2

5.

Число одиннадцать, запись числа 11.

1

6.

Число двенадцать, запись числа 12.

1

7.

Число тринадцать, запись числа 13

1

8.

Число четырнадцать, запись числа 14.

1

9.

Число пятнадцать, запись числа 15.

1

10.

Число шестнадцать, запись числа 16.

1

11.

Число семнадцать, запись числа 17.

1

12.

Число восемнадцать, запись числа 18.

1

13.

Число девятнадцать, запись числа 19.

1

14.

Число двадцать, запись числа 20.

1

15.

Знакомство с математическим знаком «-» (минус).

1

16.

Знакомство с математическим знаком «+» (плюс).

1

17.

Знакомство с математическим знаком «=» (равно). Решение примеров.

2

14.

Повторение изученного.

2

16.

Закрепление изученного. Логические задачки.

5

Всего занятий:

32

Приложение № 3

Перспективны план работы с родителями

№п/п

Название консультации

1.

«Что такое психологическая готовность к школе» (буклет).

2.

«Как помочь ребенку подготовиться к школе» (памятка).

3.

«Как развивать любознательность ребенка» (памятка).

4.

«Общайтесь с детьми- это улучшает взаимопонимание» (памятка).

5.

Индивидуальные консультации.

6.

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе».

7.

«Скоро в школу» (буклет).

8.

«Готовим руку к письму, развиваем моторику» (памятка).

9.

Открытое занятие: «Скоро в школу мы пойдем!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа педагога дополнительного образования развивающих занятий по лего-конструированию для детей младшей группы (3-4лет)

Пояснительная запискаПрограмма  составлена   на основе программы «Лего-конструирование в детском саду» Е.В.Фешиной, с использованием роботизированных конструкторов с дистанц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  Состояние физического здоровья детей, без преувеличени...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группыОтчёт по программе дополнительного образования "Люблю тебя, мой край родной" ...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы...