Открытое занятие по ФЭМП
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе "Математические технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытое занятие по ФЭМП | 141.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Провела воспитатель: Семыкина О. Н.
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий с использованием современных математических технологий.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
- Учить делить квадрат на 2,4 треугольника, на 2,4 квадрата меньших размеров, на 2 прямоугольника.
- Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, логические операции, сообразительность.
- Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
Предварительная работа воспитателя: предварительная работа с детьми, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, запись фрагмента мультфильма «Фиксики», изготовление схем к заданиям, подбор оборудования,
Предварительная работа с детьми:
- игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, чтение сказки «Как геометрические фигуры спорили»; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», «Счет до 10»;
- игры в центре «Познания»: логические игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина «Сложи узор», математическим планшетом;
- дидактические игры по ФЭМП: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай»;
- разучивание физкультурной минутки, индивидуальные занятия, геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».
Формы реализации детских видов деятельности: минутка вхождения в день (психогимнастика), актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастика для глаз, разгадывание загадки, пальчиковая игра, дидактическая игра, беседа, физминутка.
Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь найти мультипликационных персонажей); игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героев и предметов), воображаемая ситуация-передача письма, видео обращение); наглядный методы (использование интерактивной доски, компьютера); объяснительно-иллюстративный (использование иллюстраций и показ картинок); дидактическая игра; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): конструирование по схемам; физминутка; анализ НОД.
Виды детской деятельности: игровая (видеозапись, дидактические, развивающие и логические игры), продуктивная (конструирование), коммуникативная (беседа), двигательная (ориентирование в пространстве, физминутка).
Словарная работа (закрепление терминов): названия геометрических форм, размеров, цвета, толщины.
Материал и оборудование:
Дидактические средства (демонстрационный материал): мультимедийная презентация, куклы Симка и Нолик (из м/ф «Фиксики»); учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», конверт с диском, рюкзак, печатная схема (образец) для выкладывания лесенки из палочек Кюизенера, схема цветка для Симки, знак «Фиксиков» (ладонь с тремя пальцами), обручи, карточки с цифрами, карточки с символами.
Оборудование: мультимедийный экран и проектор для презентации, электронная презентация — видео обращение Гения Евгеньевича, магнитофон, аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись рингтона СМС сообщения «К телефону подойди», мобильный телефон, диск, фотоаппарат.
Ход ОД:
I. Вводная часть.
1. Психогимнастика.
Воспитатель:
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу — скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети встают в круг, берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Конверт.
Воспитатель читает, что написано на почтовом конверте: «Детский сад № 22 «Ладушки». Послание для детей старшей группы.
Это, наверное, нам? А как он сюда попал?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Дети, я вспомнила! Сегодня утром, когда я проветривала группу, я увидела на окне птицу сороку. Говорят, что она везде летает, всё знает, на своём длинном хвосте приносит новости. Вот и сегодня она нам принесла какое-то послание. (Воспитатель открывает конверт).
Воспитатель: Это диск. Давайте посмотрим, что в нем?
(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от Гения Евгеньевича)
II. Основная часть.
1. Проблемная ситуация. Мотивация детей к деятельности.
Видеообращение от Гения Евгеньевича: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?
Дети: Да, это Гений Евгеньевич из мультфильма «Фиксики».
(Звучит отрывок песни из мультипликационного фильма «Фиксики».)
Гений Евгеньевич: Симка и Нолик мне рассказали, что Дим Димыч уехал с родителями к бабушке в гости, а им скучно стало, т.к. все приборы они уже починили, и Фиксики решили прийти к вам в детский сад и поиграть с вами.
Воспитатель: Ребята, а вы их не видели?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так, у нас случилась беда: наши друзья заблудились в детском саду. Что же делать? (Ответы детей). Предлагаю отправиться на поиски Фиксиков. Вы согласны? (Да). А вот на чем мы отправимся, вы сейчас узнаете. Для этого вам нужно отгадать загадку:
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (автомобиль)
Воспитатель: Правильно. Это Фиксимобиль.
2. Выполнение заданий детьми.
Пальчиковая гимнастика.
Задание 1. (На интерактивной доске). Блоки Дьенеша.
Воспитатель: Составьте по данной схеме у себя на столах вот такой фиксимобиль. Но сначала давайте вспомним, что означают данные символы.
Домики – размер, силуэты человека – толщина, разноцветные пятна – цвет.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми.
Задание 2. Построение лесенки из палочек Кюизенера.
Воспитатель: А машина эта очень необычная: она может ездить вот по такой лесенке. Давайте построим ее у себя на столах. Что нам для этого понадобится?
Дети: палочки Кюизенера.
Давайте посчитаем, сколько ступенек в этой лесенке. Считаем от самой маленькой до самой большой. А теперь посчитаем наоборот. (Хором)
3. Физкультминутка» Игра «Найди цифру»
На полу лежат обручи на небольшом расстоянии друг от друга, в них разложены цифры. В коробке лежат палочки разных цветов.
Дети бегают под музыку. Как только музыка остановится, они берут по одной палочке и встают возле той цифры, которая соответствует цвету палочки. Возле каждой цифры стоят дети с палочками одного цвета. Воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они стоят и почему?
С этим заданием вы справились, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Воспитатель зачитывает стихотворение.
4. Физминутка для глаз «Где же Фиксики?»
Надо глазкам отдых дать, будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять, будем Фиксиков искать.
Глазки пускай в потолок поглядят. (Посмотреть вверх)
Головки опустим – на стол поглядим. (Вниз)
И снова наверх – где там Фиксик бежит? (Вверх)
И по кругу поглядим.
Мы глаза закроем ладошками.
Снова глазки мы откроем, на работу их настроим.
В момент, когда дети закрывают глаза, воспитатель достает игрушку Симку и ставит ее на стол.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Это Симка.
Воспитатель: А кто такая Симка? (Ответы детей). Итак, Фиксики — это человечки, которые живут в разных приборах и вещах, созданных руками человека. Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ладонь с тремя растопыренными пальцами. Фиксики часто пользуются этим знаком: он украшает их одежду, рабочие инструменты и средства передвижения.
Воспитатель показывает картинку с изображением знака Фиксиков.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Симкой по-Фиксиковски.
Дети: Здравствуй, Симка! (показать ладонь с тремя пальцами).
Симка: Здравствуйте ребята! Мы, Фиксики, никогда не показываемся незнакомым людям. Я не удержалась и захотела посмотреть, какой Фиксимобиль у вас получился.
Воспитатель: Конечно, посмотри. Вот такие у нас в детском саду умные дети.
Симка: А я люблю не только чинить приборы, но и заниматься математикой. И озорнику Нолику математика тоже очень нравится. Иногда мы вместе решаем математические задачки. Но есть у нас и такие задания, с которыми и мы справиться не можем. Ребята вы согласны мне помочь?
Дети: Согласны.
Симка: Для начала назовите все геометрические фигуры, из которых состоит фиксимобиль.
Воспитатель: А Симка будет помогать.
Симка: Если ответ будет правильный, то я крикну победный клич.
Дети: 3 треугольника, 2 круга, 2 квадрата, 2 прямоугольника.
Симка: ТЫДЫЩ!
Задание 3. «Шифрование»
Воспитатель: Симка просит нас помочь зашифровать геометрические фигуры с помощью карточек-символов:
Большой желтый толстый круг
Маленький синий тонкий квадрат
Маленький красный тонкий прямоугольник
Воспитатель: Какие карточки вы взяли для шифровки?
Большой домик, желтое пятно, толстого человечка и круг.
Маленький домик, синее пятно, тонкого человечка, квадрат.
Маленький домик, красное пятно, тонкий человечек, прямоугольник.
Проверьте, у всех так.
Задание 4. Раскладывание геометрических фигур по определенному признаку.
Воспитатель: А с этим заданием Симка всегда путается: нужно разложить данные геометрические фигуры по группам по какому-то одному общему признаку.
Симка: ТЫДЫЩ! Вы все сделали правильно! За это, я вам подарю Рюкзак-помогатор. Я надеюсь он вам поможет найти Нолика.
Звонок по телефону. Воспитатель достает мобильный телефон.
Воспитатель: Ой, ребята, мне кто-то звонит. (включается песня-рингтон «К телефону» из м/ф «Фиксики»). Ребята, давайте немного отдохнем и потанцуем под эту веселую музыку.
5. Физминутка под песню-рингтон «К телефону».
К телефону, | Поочередное поднимание согнутых в локте рук, имитируя снятие телефонной трубки. |
К телефону, | |
К телефону, к телефону, | |
К теле-, теле-, теле-, теле-, телефону. | Вращение согнутыми в локтях руками перед собой. |
Дрыц-тыц к телефону, | Руки на уровне груди поочередно двигаем в каждую сторону: одна прямая, другая согнута в локте. |
Дрыц-тыц к телефону, | |
Дрыц-тыц к телефону, | |
К телефону подойди! | Маршируем по кругу вокруг себя. |
Дрыц-тыц к телефону, | Руки на уровне груди поочередно двигаем вперед: одна прямая, другая согнута в локте. |
Дрыц-тыц к телефону, | |
Дрыц-тыц к телефону, | |
К телефону подойди! | Маршируем по кругу вокруг себя. |
К телефону! | Прямые руки вверх. |
Воспитатель отвечает на звонок.
Воспитатель: Алло! Странно, никто не отвечает. Связь прервалась.
Встреча с Ноликом.
Нолик выпадает из телефона.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это?
Воспитатель поднимает игрушку Нолика.
Дети: Это Нолик!
Воспитатель: Здравствуй, Нолик, что ты делал в моем телефоне? Мы с ребятами тебя ищем.
Нолик: Здравствуйте, ребята! Вы ведь знаете, что мы питаемся от разных приборов. Я ослаб и проголодался, и вот я решил зарядиться энергией от вашего телефона, Олеся Николаевна.
Воспитатель: Все с тобой понятно.
Нолик: Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да.
Нолик: Дети, а вы уже познакомились с Симкой?
Дети: Конечно.
Нолик: Она, наверное, вам уже сказала, что любит заниматься математикой.
Дети: Да.
Нолик: А я больше всего люблю играть в планшет. Хотите поиграем вместе? (Да). Вот ваши планшеты.
Задание 5. Математический планшет.
(У каждого ребёнка математический планшет и контейнер с резиночками).
Воспитатель: Какой формы у вас планшет? (квадратной).
- Возьмите резиночки и обозначьте стороны квадрата (дети натягивают резиночки по периметру планшета).
- Внимание, как с помощью одной резинки из квадрата сделать два прямоугольника? (дети натягивают резинку посередине планшета горизонтально или вертикально. Оба действия являются правильными).
- Как с помощью ещё одной резинки из этих 2-х прямоугольников сделать 4 квадрата? (у детей на планшетах резинки натянуты крестообразно – получается 4 одинаковых квадрата).
С этими заданиями вы справились.
Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием. Итак, как с помощью всего лишь одной резиночки сделать из квадрата 2 треугольника?
- А как с помощью ещё одной резиночки из двух треугольников получить 4 треугольника? (дети выполняют задание).
Вот мы и поиграли в математический планшет.
Задание 6.
Нолик: Ребята, а вы умеете решать примеры с помощью палочек Кюизенера? (Да). Давайте попробуем.
Воспитатель: но сначала давайте вспомним, какая палочка соответствует каждой цифре.
1 - белый, 2 - розовый,3 - голубой и т.д.
5+1 6
3+4 7
8-2 6
Нолик: Ребята, вы просто молодцы! И девочки, и мальчики. А вы знаете, Симка, как и все девочки, любит подарки. Давайте подумаем, какой подарок мы можем для нее сделать своими руками.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А давайте подарим ей цветок.
Нолик: Отлично идея!
Воспитатель: А как можно его сделать?
Дети: Нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать из кубиков.
Воспитатель: У нас как раз есть кубики, из которых можно составить красивый цветок. Смотрите.
Задание 5. Самостоятельная деятельность детей по складыванию цветка из кубиков Никитина «Сложи узор»
Нолик: Я думаю, что Симке он тоже понравится. А где же она? Си-и-имка?!
Рингтон СМС-сообщение.
Воспитатель зачитывает СМС сообщение: Ребята, мне очень понравилось с вами играть, но мне позвонил Гений Евгеньевич и сказал, что в его лаборатории сломался компьютер. Мне срочно надо починить его. Я очень хочу посмотреть, какие цветы у вас получились, но сегодня уже не смогу вернуться. Пусть Олеся Николаевна сделает фотографии ваших работ и передаст фотоаппарат Нолику, чтобы я на них посмотрела. А Нолик пусть отправляется мне помогать… А если в вашем детском саду что-нибудь сломается, то команда Фиксиков всегда придет к вам на помощь. Спасибо вам, ребята! До встречи!
Воспитатель достает из Рюкзака-помогатора фотоаппарат и фотографирует работы детей. Нолик прощается с детьми.
Нолик: ТЫДЫЩ, ребята! До свидания! Я обязательно передам Симке фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!
III. Итог. Рефлексия.
Воспитатель приглашает детей встать в центре зала в круг.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма? Чем мы сегодня занимались на занятии? В какие математические игры играли?
Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими - встаньте в красный обруч. А кому было сегодня трудно - встаньте в зеленый обруч.
А теперь нам нужно попрощаться с нашими гостями!
Дети: До свидания!
5+1
3+4
8-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ФЭМП "Выдающиеся математики"
Это комплексное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать,...
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»
«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».
Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...
Открытое занятие по ФЭМП старшая группа занятие 2, декабрь - вторая неделя "Игровые задания со Снеговиком"
Задачи:Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).Познакомить с цифрами 1 и 2.Дать представление о четырехугольни...
Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:
Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие 41 Тема: «Путешествие в страну Математики»
Программное содержание• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.• Расширять представления о весе предметов.• Закреплять умение видоизменять ге...