Экзаменационная работа по итогам Занятий курса МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
методическая разработка по математике (средняя группа)
Конспект пробного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями на первой встрече
Цель: Познакомить с понятием ментальная арифметика для дальнейшего воспитания комплексного развития ребенка: математических способностей пространственного мышления; тренировки смекалки, внимания и наблюдательности.
Задачи:
1. Развивать способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию;
2. Способствовать формированию мотивации к познанию и творчеству за счёт гармоничного развития двух полушарий головного мозга.
3. Познакомить с историей создания абакуса-соробана, его устройством и правилами работы на нем.
4. Формирование навыков нестандартного мышления и скорости принятия правильных решений в жизненных ситуациях у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_probnogo_zanyatiya_po_mentalnoy_arifmetiki_slushatel_medvedkova_tm.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр дополнительного профессионального образования АНЭКС»
Экзаменационная работа по итогам
Занятий курса
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
Слушатель:
воспитатель
ГБДОУ «Центра развития ребенка» – детского сада №44
Выборгского района Санкт-Петербурга
Медведкова Татьяна Михайловна
Научный руководитель:
Иванковская Светлана Анатольевна
Психолог- преподаватель Центра ДПО «АНЭКС»
Санкт-Петербург
2022
Конспект пробного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями на первой встрече
Цель: Познакомить с понятием ментальная арифметика для дальнейшего воспитания комплексного развития ребенка: математических способностей пространственного мышления; тренировки смекалки, внимания и наблюдательности.
Задачи:
1. Развивать способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию;
2. Способствовать формированию мотивации к познанию и творчеству за счёт гармоничного развития двух полушарий головного мозга.
3. Познакомить с историей создания абакуса-соробана, его устройством и правилами работы на нем.
4. Формирование навыков нестандартного мышления и скорости принятия правильных решений в жизненных ситуациях у детей дошкольного возраста
Пособия: mimio доска, абакус – соробан.
Методические приемы:
- Деятельностный (тема занятия)
- Практический (действия с абакусом)
- Игровой (игры с абакусом, зарядка для рук).
- Наглядный (видео с иллюстрацией цифр на абакусе).
- Словесный (повествование, вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия.
«Здравствуйте, уважаемые родители дорогие дети! Тема нашего собрания сегодня не совсем обычная, но, на мой взгляд, очень интересная. Речь пойдет о математике! Вы скажите: и где здесь необычность!? А вот в чём – познакомлю вас с ментальной арифметикой! Ментальная арифметика – это эффективная система быстрого счёта в уме, которая заставляет мозг работать, создавая новые нейронные связи. Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов.
Затем появилась торговля, и пальцев на руках стало не хватать. Они стали находить предметы, которые заменяли пальцы, и с помощью которых можно вести счет. Например, камни. Древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком или абакус. Методика, основанная на умении пользоваться древнейшим счётным устройством – абакусом, достаточно молода, но очень популярна во всём мире.
Аналогом абака в древнем Китае был счетный прибор «суань-пан», в древнем Китае - японские счеты, называемые «соробаном».
Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.
(на экране mimio доски демонстрируются все виды счёт6 абакус, соробан, русские счёты, начиная от самых древних их исполнений до наших современных)
Ментальная арифметика появилось более 2000 лет назад в древней Азии, получила широкое распространение в Азии, не так давно дошла и до нашей страны. Главный инструмент в ментальной арифметике - это абакус.
Абакус состоит из рамы, спиц, нанизанных на них бусинок/косточек и расчётной линейки. Древние китайцы верили, что верхние косточки ассоциируют небо, а нижние - землю, линия ответа – горизонт».
(На mimio-доске демонстрируется счёты абакус, с помощью стилуса показывается, как должно осуществятся пердвижение косточек при счёте)
Далее демонстрируем как считать, только простое сложение и вычитание, то есть без формул. Например, 1+1+2, 2+2-1, 3+1-4 и т. д.
(Предлагается и детям и родителям потренироваться на mimio доске: в сложении и вычитании)
Физкульминут: упражнения «Гимнастика мозга» - «Слон»
Расслабляет мышцы шеи и глаз. Развивает внимание, способствует запоминанию новой информации.
Выполнение: согнуть ноги в коленях, прижать голову к плечу и вытянуть руку вперед с поднятым большим пальцем, вторая рука опущена вдоль туловища. Использовать работу мышц грудной клетки таким образом, что бы начать движение верхней части тела в процессе начертания ленивой восьмерки воздухе, не отрывая его взгляда от большого пальца.
Повторить то же самое другой рукой, а затем двумя руками.
Далее предлагается детям и родителям посчитать и на абакусе.
Из чегоже он состоит?
Из:
- рамки; (проведите пальчиком)
- поперечной-счетной перекладины; (проведите пальчиком)
- спиц, проходящих сквозь перекладину;
- бусин, (верхние и нижние).
- На каждой спице по пять бусин. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней. (образец показа)
Поиграйте бусинками – передвигайте их вверх и вниз. (слайд 5)
Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся немного.
- Абакус должен лежать на плоской поверхности.
- Перекладиной вверх.
- В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный). Пока ручку мы не будем брать. У нас с вами получился крабик. (образец показа преподавателем и детьми). Правая рука у нас крабик.
- Тренируемся держать ручку - зажать ручку в кулаке и освободить два пальца)
- Что бы приготовить абакус к работе или обнулить его, у нас с вами есть волшебная кнопочка (образец показа), если нет кнопочки, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем несколько раз. Молодцы!
- Большим пальцем поднимаем нижние бусинки к перекладине. Пробуем несколько раз. Молодцы!
- Опускаем бусинки - указательным пальцем.
- Верхнюю бусинку двигаем только указательным пальцем.
Какие вы молодцы. У вас все получилось.
Как только все дети попробовали решить примеры на абакусе, убедились, что это легко и весело, зарядились эстафетой, проводим ментальный счёт для детей и родителей. Все вместе «хором» решают примеры под диктовку.
Спрашиваю ребят, понравилось ли им. Затем предлагаем разобраться, зачем нужна ментальная арифметика.
Ментальная арифметика развивает:
- Скорость мышления
- Память
- Внимательность
- Усидчивость
- Фотографическую память
- Творческое аналитическое мышление
- Логику
- Творчество
- Слуховую память
- Мелкую моторику рук при работе на абакусе, что способствует развитию интеллекта.
Главная цель ментальной арифметики - это развитие мозговой активности у детей. Этому результату способствует одновременное развитие двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, а правое - за творчество. Во время ментального счета ребёнок представляет перед собой абакус, - в это время работает правое полушарие, а когда начинает переводить ответ с воображаемого абакуса в число, то начинает работать логика - левое полушарие. В итоге, во время ментального счёта работают одновременно оба полушария мозга. Молодцы. А теперь поиграем.
Кинезеологическое упражнение
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
Молодцы. Мы с вами и дальше будем тренироваться, и у вас будет получаться все лучше и лучше. Навыки, развиваемые на курсе ментальная арифметика – это отличный фундамент для дальнейшего развития ваших детей. У всех будет результат относительно себя. Буду рады видеть ваших детей на занятиях по ментальной арифметике. Очень важно вам, родители, помогать детям, без помощи родителей нечего не произойдёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД по ментальной арифметике в старшей группе "Знакомство с ментальной арифметикой"
ООД по ментальной арифметике в старшей группе...
Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....
ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА И КАК ОНА РАБОТАЕТ?
О методике правильного и быстрого счета в уме...
Конспект организационного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями
Конспект организационного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями...
Конспект пробного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями на первой встрече
Цель: формирование представлений детей и родителей о ментальной арифметике в целом и апробация приемов ментальной арифметики на себе.Задачи:Обучающие:- познакомить детей и родителей со специальными сч...
Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»
Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...
Особенности развития интеллекта у детей 5-7 лет на занятиях ментальной арифметикой и шахматами (из опыта работы)
В статье отражен опыт проведения дополнительных занятий с дошкольниками старшего возраста по шахматам и ментальной арифметике. Показано влияние этих занятий на развитие интеллекта детей....