Экзаменационная работа по итогам Занятий курса МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Медведкова Татьяна Михайловна

Конспект пробного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями на первой встрече

 

Цель: Познакомить с понятием ментальная арифметика для дальнейшего  воспитания  комплексного  развития ребенка:  математических способностей пространственного  мышления; тренировки смекалки, внимания и наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию;

2. Способствовать формированию   мотивации к познанию и творчеству за счёт гармоничного развития двух полушарий головного мозга.

3. Познакомить  с историей создания абакуса-соробана, его устройством и правилами   работы на нем.

4. Формирование навыков нестандартного мышления и скорости принятия правильных решений в жизненных ситуациях у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр дополнительного профессионального образования АНЭКС»

Экзаменационная работа по итогам

Занятий курса

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»

Слушатель:

воспитатель

                              ГБДОУ «Центра развития ребенка» – детского  сада №44

Выборгского района Санкт-Петербурга

Медведкова Татьяна Михайловна

Научный руководитель:

Иванковская Светлана Анатольевна

Психолог- преподаватель Центра ДПО «АНЭКС»

Санкт-Петербург

2022


Конспект пробного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями на первой встрече

Цель: Познакомить с понятием ментальная арифметика для дальнейшего  воспитания  комплексного  развития ребенка:  математических способностей пространственного  мышления; тренировки смекалки, внимания и наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию;

2. Способствовать формированию   мотивации к познанию и творчеству за счёт гармоничного развития двух полушарий головного мозга.

3. Познакомить  с историей создания абакуса-соробана, его устройством и правилами   работы на нем.

4. Формирование навыков нестандартного мышления и скорости принятия правильных решений в жизненных ситуациях у детей дошкольного возраста

Пособия: mimio доска, абакус – соробан.

Методические приемы:

  • Деятельностный (тема занятия)
  • Практический (действия с абакусом)
  • Игровой (игры с абакусом, зарядка для рук).
  • Наглядный (видео с иллюстрацией  цифр на абакусе).
  • Словесный (повествование,  вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия.

«Здравствуйте, уважаемые родители дорогие дети! Тема нашего собрания сегодня не совсем обычная, но, на мой взгляд, очень интересная.   Речь пойдет о математике! Вы скажите: и где здесь необычность!? А вот в чём – познакомлю вас с ментальной арифметикой! Ментальная арифметика – это эффективная система быстрого счёта в уме, которая заставляет мозг работать, создавая новые нейронные связи. Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.

Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов.

Затем появилась торговля, и пальцев на руках стало не хватать. Они стали находить предметы, которые заменяли пальцы, и с помощью которых можно вести счет. Например, камни. Древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком или абакус. Методика, основанная на умении пользоваться древнейшим счётным устройством – абакусом, достаточно молода, но очень популярна во всём мире.

Аналогом абака в древнем Китае был счетный прибор «суань-пан», в древнем Китае - японские счеты, называемые «соробаном».

Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.

 (на экране mimio доски  демонстрируются все виды счёт6 абакус, соробан, русские счёты, начиная от самых древних их  исполнений до наших современных)

Ментальная арифметика появилось более 2000 лет назад в древней Азии, получила широкое распространение в Азии, не так давно дошла и до нашей страны. Главный инструмент в ментальной арифметике - это абакус.

Абакус состоит из рамы, спиц, нанизанных на них бусинок/косточек и расчётной линейки. Древние китайцы верили, что верхние косточки ассоциируют небо, а нижние - землю, линия ответа – горизонт».

(На mimio-доске демонстрируется счёты абакус, с помощью стилуса показывается, как должно осуществятся пердвижение косточек при счёте)

Далее демонстрируем как считать, только простое сложение и вычитание, то есть без формул. Например, 1+1+2, 2+2-1, 3+1-4 и т. д.

(Предлагается  и детям и родителям  потренироваться на mimio доске: в сложении и вычитании)

Физкульминут: упражнения «Гимнастика мозга» - «Слон»

Расслабляет мышцы шеи и глаз. Развивает внимание, способствует запоминанию новой информации.

Выполнение: согнуть ноги в коленях, прижать голову к плечу и вытянуть руку вперед с поднятым большим пальцем, вторая рука опущена вдоль туловища. Использовать работу мышц грудной клетки таким образом, что бы начать движение верхней части тела в процессе начертания ленивой восьмерки воздухе,  не отрывая его взгляда от большого пальца.

Повторить то же самое другой рукой, а затем двумя руками.

Далее предлагается детям  и родителям  посчитать и на абакусе.

Из чегоже он состоит?

Из:

  • рамки; (проведите пальчиком)
  • поперечной-счетной перекладины; (проведите пальчиком)
  • спиц, проходящих сквозь перекладину;
  • бусин, (верхние и нижние).
  • На каждой спице по пять бусин. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней. (образец показа)

Поиграйте бусинками – передвигайте их вверх и вниз. (слайд 5)

Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся немного.

  • Абакус должен лежать на плоской поверхности.
  • Перекладиной вверх.
  • В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный). Пока ручку мы не будем брать. У нас с вами получился крабик. (образец показа преподавателем и детьми). Правая рука у нас крабик.
  • Тренируемся держать ручку - зажать ручку в кулаке и освободить два пальца)
  • Что бы приготовить абакус к работе или обнулить его, у нас с вами есть волшебная кнопочка (образец показа), если нет кнопочки, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем несколько раз. Молодцы!
  • Большим пальцем поднимаем нижние бусинки к перекладине. Пробуем несколько раз. Молодцы!
  • Опускаем бусинки - указательным пальцем.
  • Верхнюю бусинку двигаем только указательным пальцем.

Какие вы молодцы. У вас все получилось.

Как только все дети попробовали решить примеры на абакусе, убедились, что это легко и весело, зарядились эстафетой, проводим ментальный счёт для детей и родителей. Все вместе «хором» решают примеры под диктовку.

      Спрашиваю ребят, понравилось ли им. Затем предлагаем разобраться, зачем нужна ментальная арифметика.

Ментальная арифметика развивает:

  • Скорость мышления
  •  Память
  •  Внимательность
  • Усидчивость
  • Фотографическую память
  • Творческое аналитическое мышление
  • Логику
  •  Творчество
  • Слуховую память
  • Мелкую моторику рук при работе на абакусе, что способствует развитию интеллекта.

Главная цель ментальной арифметики - это развитие мозговой активности у детей. Этому результату способствует одновременное развитие двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, а правое - за творчество. Во время ментального счета ребёнок представляет перед собой абакус, - в это время работает правое полушарие, а когда начинает переводить ответ с воображаемого абакуса в число, то начинает работать логика - левое полушарие. В итоге, во время ментального счёта работают одновременно оба полушария мозга. Молодцы. А теперь поиграем.

Кинезеологическое упражнение

Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.   Задание сначала нужно сделать пальцами одной  руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

 

Молодцы. Мы с вами и дальше будем тренироваться, и у вас будет получаться все лучше и лучше. Навыки,  развиваемые на курсе ментальная арифметика – это отличный фундамент для дальнейшего развития ваших детей. У всех будет результат относительно себя. Буду рады видеть ваших детей на занятиях по ментальной арифметике.  Очень важно вам, родители, помогать детям, без помощи родителей нечего не произойдёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА И КАК ОНА РАБОТАЕТ?

О методике правильного и быстрого счета в уме...

Конспект организационного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями

Конспект организационного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями...

Конспект пробного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями на первой встрече

Цель: формирование представлений детей и родителей о ментальной арифметике в целом и апробация приемов ментальной арифметики на себе.Задачи:Обучающие:- познакомить детей и родителей со специальными сч...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...

Особенности развития интеллекта у детей 5-7 лет на занятиях ментальной арифметикой и шахматами (из опыта работы)

В статье отражен опыт проведения дополнительных занятий с дошкольниками старшего возраста по шахматам и ментальной арифметике. Показано влияние этих занятий на развитие интеллекта детей....