Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
рабочая программа
Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_1.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА?
Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого. Я стремлюсь познать что – то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Так я познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).
В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Доказано, что в этом возрасте мозг детей наиболее пластичен, поэтому обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период.
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое за логику.
Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, работая правой рукой – левое. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе.
Главными задачами ментальной арифметики являются:
- концентрация внимания
- развитие фотографической памяти
- развитие творческого мышления, логики, воображения
В рамках Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования, которые предполагают непрерывную образовательную деятельность, я разработала дополнительный курс развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики. Этот курс охватывает не только математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах.
Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «птичка и цветок», «пространственное рисование». Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей.
В работе с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.
Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогают карточки схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки.
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления,логики.
В своей практике я использую различные упражнения:
- Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)
- Кинезиологические упражнения,
улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю.(« -ухо – нос – хлопок»);
развивает моторику и тактильные ощущения .(«Колечко»,«Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»)
- Лабиринты.способствуют развитию логического и пространственного мышления, учат ребенка анализировать, развивает внимание. (
- «Головоломки»(«Колумбово яйцо» , «Дорисуй домик», « Волшебноедерево»)
- Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный ,черный», «Покажи и назови правильно»)
Мною разработано
Тематическое годовое планирование
с использованием ментальной арифметики в образовательной деятельности.
Тема | |
1-2 | Знакомство с ментальной арифметикой |
3-4 | Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья» |
5-6 | Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев. |
7-8 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. |
9-10 | Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. |
11-12 | Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9 |
13-14 | Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах от 1 до 10. |
15-16 | Набор чисел от 1 до 10 |
17-18 | Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 1 до 10 |
19-22 | Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 1 до 10 |
23-24 | Набор двузначных чисел от 1 до 10 на абакусе |
25-28 | Простое сложение. Примеры на простое сложение |
29-32 | Простое вычитание. Примеры простое вычитание |
23-35 | Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах от 1 до 10 |
36 | Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание. |
Продумана структура непрерывной образовательной деятельности дошкольников
с использованием элементов ментальной арифметики.
- Постановка проблемы.
- Упражнения на развитие мелкой моторики.
- Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, логики.
- Работа с абакусом.
- Работа с использованием ментальных карт, схем, интерактивных игр, тренажеров
- Расслабление, релаксационные упражнения.
- Рефлексия.
- Здоровьесберегающие технологии
Для отслеживания результатов образовательной деятельности мною была проведена диагностика воспитанников группы на начало работы по выбранной теме и в ходе ее реализации.
Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону.
В своей работе особую роль отвожу тесному сотрудничеству с родителями моих воспитанников. Я провела анкетирование среди родителей по данной теме.
Родители группы заинтересовались данной методикой .
За «круглым столом» мы обсудили реализацию курса развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики.
Я рассказала, о целях, задачах, этапах, формах и методах обучения детей, представила свои наработки.
Пригласила принять участие в мастер-классе «Ментальная арифметика для дошкольников»,на котором родители решали математические примеры с помощью новой методики .
В родительском клубе «Гнездышко» я представила опыт работы по данной теме, где рассказала, как можно подготовить дидактический материал самостоятельно для работы дома.
Сейчас ведется активная работа по созданию видео – уроков для детей.
Для более успешной работы мной создана картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, логики.
Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть развивающей и уникальной для детей.
На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки.
Я уверенна, мы добьемся своих целей. И станем маленькими гениями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»
Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...
Опыт работы по теме: Использование сенсорной доски в образовательной деятельности в режимных моментах для познавательного развития детей
В данной работе описывается опыт работы с интерактивной доской врежимных моментах. Данный материал идёт вместе с презентацией на заданную тему....
Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей прису...
Общая информация и описание опыта на тему: «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
Общая информация и описание опыта...
Опыт работы "Использование интерактивных музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности дошкольника"
Интерактивные игры - просты и доступны, интересны и привлекательны. Они побуждают у детей желание петь, слушать, играть, танцевать и импровизировать....
ЭЛЕМЕНТЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится что-то новое, необычное. Поэтому для всестороннего развития детей я выбрал...
Методические рекомендации «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
Ментальная арифметика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребен...