Методическая разработка по математическому развитию для раннего возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)

Недошивина Ольга Евгеньевна

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей третьего года жизни через использование дидактических полей.

Задачи:

развивать практические действия детей по освоению содержания игрового поля;

- способствовать развитию у детей умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов;

- подводить детей к сравнению двух групп предметов пользуясь приемами наложения и приложения;

развитие зрительного восприятия предметов по основным признакам предметов (форма, цвет, величина);

развитие системы сенсорных эталонов;

- способствовать развитию навыков общения ребенка со взрослым в процессе совместной деятельности;

- способствовать обогащению сенсорного опыта ребенка третьего года жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 138 г. Владивосток»

Методическая разработка

по математическому развитию

для раннего возраста

Воспитатель:

Недошивина О.Е.

Г. Владивосток

2022 г.

Актуальность

По словам В. А. Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Практика моей работы показала, что на успешность обучения детей раннего возраста влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Также дети раннего возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, величина, цвет, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом. [1]

Возрастные особенности ребенка третьего года жизни

Интерес к цвету, по мнению Я. А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета. Задачи сенсорного воспитания, в том числе развития цвета включены в программное содержание. Решая задачи развития у детей цветовосприятия, прежде всего необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, эмоционально откликаться на цвет.

Форма предметов. Форма – важнейшее свойство окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Познание геометрических форм расширяет кругозор детей, обогащает их представления об окружающем мире. Дети учатся различать форму в процессе действий с предметами: наложения, прикладывания, переворачивания, ощупывания, сопоставления, обведения пальцем контура.

Величина. Ознакомление с величиной – одна из задач сенсорного и умственного воспитания детей с первых лет жизни. Дети достаточно рано начинают различать окружающие предметы по величине. В этом возрасте дети, прежде всего, овладевают обобщёнными представлениями о величине предметов : большой – маленький. Дети должны не просто научиться различать предметы по этим параметрам, но и должно быть сформировано умение практически ориентироваться на величину, пользуясь методами проб и примеривания, выстраивать упорядоченный по величине ряд предметов, знать приемы их сравнения (наложение и приложение). Знакомство с величиной должно быть построено так, чтобы она была значима. Ведь, дети прежде всего учатся различать практически, действуя методом проб, где работает и зрение, и рука, и только затем зрительно.

Количество. Познание детьми количественной стороны действительности помогает им более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Работу с детьми по формированию количественных представлений надо начинать с заданий на подбор и объединение предметов по определенному качественному признаку (начальный этап развития представлений о множестве). Дети уже в начале раннего возраста обнаруживают способность к осуществлению подобных операций. Умение группировать предметы развивается постепенно. Формирование навыков группировки предметов по четко определенным признакам осуществляется одновременно с их изучением (цвет, форма, величина). Группировка по качественным признакам способствует усвоению сенсорных эталонов (общепринятых образцов внешних свойств предметов, а также формирует представления о множестве предметов. На основе образования различных по численности групп предметов формируются основные количественные обобщения: один – много – мало. [4]

Содержание Основной образовательной программы по ФЭМП

Количество. Развитие умения формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов : много - один (один – много).

Величина. Привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т. д.).

Форма. Формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве. Накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Формирование умения находить спальню, игровую, умывальную и другие комнаты. Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Развитие у детей умения двигаться за воспитателем в определенном направлении. [2, 3]

Моя практика обучения детей раннего возраста показала, что не все дети усваивают материал во время проведения занятий. Желая добиться лучших результатов, я решила сделать игровое поле с целью заинтересовать детей ярким, красочным, интересным сюжетом. Это поле включает несколько дидактических игр, связанных между собой общим сюжетом, и может использоваться в индивидуальной работе с детьми. Оно выполнено из тканей различных цветов и фактур (фетр, атлас, фланель).

Универсальное дидактическое пособие «На лесной полянке»

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей третьего года жизни через использование дидактических полей.

Задачи:

- развивать практические действия детей по освоению содержания игрового поля;

- способствовать развитию у детей умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов;

- подводить детей к сравнению двух групп предметов пользуясь приемами наложения и приложения;

- развитие зрительного восприятия предметов по основным признакам предметов (форма, цвет, величина);

- развитие системы сенсорных эталонов;

- способствовать развитию навыков общения ребенка со взрослым в процессе совместной деятельности;

- способствовать обогащению сенсорного опыта ребенка третьего года жизни.

Психолого-педагогические условия работы с универсальным дидактическим пособием «На лесной полянке» :

Работа педагога с данным пособием предполагает личностно-ориентированный подход к ребенку в процессе совместной деятельности (с учетом индивидуальный потребностей, способностей, индивидуальных особенностей детей)

Для работы с пособием я предлагаю создать следующие психолого-педагогические условия:

- атмосферу доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощрять стремление высказать свое мнение;

- использование игровых приемов, активизирующих познавательный интерес (сюрпризные моменты, игровых ситуаций, волшебных предметов).

Универсальное дидактическое пособие «На лесной полянке»

соответствует требованиям ФГОС ДО:

- доступно для всех детей, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- безопасно, соответствует всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности его использования;

- трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей;

- эстетично, ярко, красочно (эмоционально привлекательно);

- соответствует возрастным особенностям детей и их образовательным потребностям. [5]

Во время проведения дидактических игр и упражнений на универсальном дидактическом пособии происходит знакомство детей с многообразием окружающего мира, формируются начальные представления о цвете, форме, величине и количестве предметов, что помогает:

- овладеть способами усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции);

- сенсорному развитию (развитию умений воспринимать, запоминать, различать, выделять предметы по образцу, группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального значения,

- развитию речи (накоплению необходимого словарного запаса, употреблению в речи названий предметов, слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов, пространственные предлоги и др.,

- умственному развитию (овладению практическими способами ориентировки (пробы, примеривание, выполнению умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане,

- развитию наглядно – действенного мышления.

Варианты разработанных игровых заданий с универсальным дидактическим пособием «На лесной полянке»

Образовательная ситуация «Подбери рыбкам хвостики»

Цель: Закрепление основных цветов. Развитие умения сравнивать путем приложения.

Я обращаю внимание детей на озеро, рассматриваю, кто в нем плавает (рыбки). Обращаю внимание на то, чем они отличаются друг от друга (цветом, на то, чего не хватает (хвостиков). Предлагаю детям подобрать каждой рыбке свой хвостик, соответствующего цвета.

Образовательная ситуация «Ёлочки в лесу»

Цель: Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.

Я обращаю внимание детей на лес, в котором растут елочки. На то, сколько ёлочек в лесу растет. Предлагаю детям показать, где большая, где маленькая елочка.

Образовательная ситуация «Собираем урожай»

Цель: Закрепить понятие много – много. Развивать умение сравнивать.

Я обращаю внимание детей на яблоню, на то, сколько на ней выросло яблок (много). Предлагаю помочь собрать урожай в корзину. Уточняю, сколько их стало в корзине (много).

Образовательная ситуация «Подбери окошки вагончикам»

Цель: Учить детей сравнивать, находить из разнообразия предметов и геометрических фигур - одинаковые.

Я демонстрирую детям паровозик, в окошках которого изображены животные. Предлагаю спрятать их, закрыть окошко фигурой соответствующей формы и цвета.

Образовательная ситуация «Кто едет в паровозике?»

Цель: Закрепить понятие один – много. Развивать умение сравнивать.

Я и дети рассматриваем в окошках паровозика животных. Предлагаю назвать, как называется каждое животное и сколько их в паровозике (много).

Образовательная ситуация «Лесная полянка»

Цель: Закреплять знания о названиях цветов.

Я предлагаю рассмотреть цветы на лесной полянке. Мы с детьми рассматриваем цветы, называя цвета.

Образовательная ситуация «На что похожа фигура?»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Детям предлагаю геометрические фигуры (окошки паровозика). Называю каждую из них. И прошу найти детей предметы в группе, похожие на эти фигуры. По возможности даю детям обвести по конуру эти предметы (мяч, обруч, кубик и т. д.).

Образовательная ситуация «Найди и назови»

Цель: закреплять умение быстро находить геометрическую фигуру определенного цвета.

Перед детьми раскладываю геометрические фигуры различных цветов в беспорядке. Я прошу показать различные геометрические фигуры, например: красный квадрат, желтый круг, синий квадрат и т. д.

Образовательная ситуация «Кто первый соберет фигуры?»

Цель: Закрепление знания геометрических фигур, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

Я рассыпаю на ковре геометрические фигуры. Каждому ребенку даю определенное задание по собиранию геометрических фигур. Победит тот, кто без ошибок собрал фигуры.

Образовательная ситуация «Бабочки и цветочки»

Цель: Формировать умение детей сравнивать две группы предметов по цвету и устанавливать равенство.

Я предлагаю рассмотреть цветы на полянке и бабочек. Даю задание найти каждой бабочке свой цветок, соответствующего цвета.

Выводы

Работа с универсальным дидактическим пособием «На лесной полянке» позволила добиться следующих результатов:

- у детей развились практические действия;

- стали выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов;

- научились сравнивать две группы предметов пользуясь приемами наложения и приложения;

- сформировалось зрительное восприятие предметов по основным признакам предметов (форма, цвет, величина);

- активизировалось общение ребенка со взрослым в процессе совместной деятельности, обогатился активный словарь;

- обогатился сенсорный опыт детей.

Таким образом, в игровой форме прививая ребенку знания из области математики, можно научить выполнять различные действия. Развивается память, мышление, творческие способности.

Дети с удовольствием включаются в работу с пособием, делятся своими наблюдениями, впечатлениями, что позволяет создать благоприятный эмоциональный фон для совместной деятельности.

Используемая литература:

1. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. «Просвещение», 1988г.

2. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» Мозаика - синтез, 2014 г.

3. «От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015 г.

4. «Ребенок третьего года жизни». Пособие для родителей и педагогов/Под ред. С. Н. Теплюк – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

5. Приказ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение Математическое развитие детей раннего возраста является акту-альной проблемой современного дошкольного образования. В раннем возрасте по анализу психолого- педагогической литературы должны бы...

Инновационные технологии в математическом развитии детей раннего возраста

Семинар - практикум. В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практ...

Конспект совместной деятельности по математическому развитию детей раннего возраста (итоговое)

Конспект  совместной деятельности по элементарному математическому развитию детей раннего возраста (итоговое)Тема: « В гостях у медведя Миши». Образовательная задача:– Формировать представле...

Роль дидактической игры в математическом развитии детей раннего возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17645886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Роль дидактической игры в математическом развитии ...

Презентация для родителей "Логико- математическая развития детей раннего возраста" с использованием ЭОР

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное фо...

Дидактическая игра как средство математического развития детей раннего возраста.

Важность дидактической игры для развития детей раннего возраста....