Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. «Математические ступеньки»
методическая разработка по математике
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов. Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослыми, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества.
Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Программа также включает в себя использования различного иллюстративного и словесного материала.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развивать способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребенка:
- Развитие мотивационной сферы;
- Интеллектуальных творческих сил;
- Качества личности.
Задачи программы:
- Формирование внутренней учебной мотивации.
- Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
- Развитие вариативного и образного мышления (фантазия, воображение, творческие способности).
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться заданным, правилам алгоритма).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ "Гимназия им. Н.В. Пушкова" (дошкольное отделение№2)
Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 6 лет в дошкольном образовательном учреждении.
«Математические ступеньки»
Составила воспитатель:
Черенкова Елена Анатольевна
2020-2021 год
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов. Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослыми, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества.
Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Программа также включает в себя использования различного иллюстративного и словесного материала.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развивать способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребенка:
- Развитие мотивационной сферы;
- Интеллектуальных творческих сил;
- Качества личности.
Задачи программы:
- Формирование внутренней учебной мотивации.
- Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
- Развитие вариативного и образного мышления (фантазия, воображение, творческие способности).
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться заданным, правилам алгоритма).
Формы работы: Непосредственная образовательная деятельность – является основной формой работы, продолжительность которого 25-30 минут. В НОД включены подвижные игры, физминутка, пальчиковая гимнастика, беседы, викторины, работа с родителями.
Методы обучения: Наглядный, объяснительно – иллюстративный, практический.
Содержание программы.
- Количество и счет.
- Величина.
- Форма.
- Ориентировка в пространстве и времени.
- Логические задачи.
Ожидаемые результаты:
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлениях к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Тематическое планирование
(с 1 октября по 30 апреля; 2 занятия в неделю: всего 53 занятий).
№ п/п | Наименование занятия | Количество часов |
Закрепление понятий. «Выше, ниже», «Справа, слева», «Вверху, внизу», «Большой, маленький», «Налево, направо, прямо», «Длинный, короткий». | 4 з | |
Геометрические фигуры, их отличительные признаки. «Треугольник, круг», «Прямоугольник, квадрат». | 2 з | |
Закрепление пройденного. | 2 з | |
Цифра и число 1 и 2, геометрические фигуры, сравнение групп предметов. | 2 з | |
Цифра и число 3, состав числа, равенства, знаки >,<. | 2 з | |
Цифра и число 4, состав числа, счет, решение логических задач. | 1 з | |
Цифра и число 5, состав числа, знакомство с понятием «сложение». | 2 зан | |
Знакомство с понятием «Вычитание». | 1 з | |
Закрепление: состав числа от 1 до 5; сложение и вычитание, развитие воображение и внимание, решение логических задач. | 3 з | |
Цифра и число 6, состав числа, составление равенств, счет. | 1 з | |
Цифра и число 7, состав числа, развитие воображения и внимания, решение логических задач. | 2 з | |
Цифра и число 8, состав числа, числовой ряд, знаки >,<,=. | 2 з | |
Цифра и число 9, состав числа, решение логических задач, счет и обратный, составление равенств, развитие внимание и воображение. | 2 з | |
Знакомство с десятком, цифра и число 10, состав числа, прямой и обратный счет, развитие внимания и воображения. | 3 з | |
Пространственное представление, временные представления, сравнения групп, предметов, решение простых задач с опорой на предметы. | 4 з | |
Составление примеров, запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действия сложения и вычитания в пределах 10. Развитие наблюдательности мышления и внимания. | 4 з | |
Путешествие в страну геометрия. Повторение геометрических фигур, их отличия, умение составлять разные предметы из геометрических фигур. Решение логических задач, развитие внимания и воображения. | 4 з | |
Решение логических задач и арифметических задач. Изменение сыпучих и жидких тел | 4 з | |
Ориентировка на листе бумаги, сравнение величины предметов, решение задач на смекалку. | 7 з | |
Викторина «Что мы можем». Итог: 53 занятия. | 1 з. |
Календарно – тематический план.
№ п/п | Цель | Часы |
Октябрь | ||
1. Закрепление понятий. «Выше, ниже», «Справа, слева», «Вверху, внизу», «Большой, маленький», «Налево, направо, прямо», «Длинный, короткий». | Продолжать закреплять с детьми полученные ранее знания: «Выше – ниже, справа – слева, вверху – внизу, большой – маленький, налево, направо, прямо, длинный – короткий», умение ориентироваться в пространстве. Продолжать развивать мелкую моторику, воображение и логику, закреплять с детьми умение работать с рабочей тетрадью. С.И. Волкова – рабочая тетрадь 1 ч. – стр. 3 – 5 2 ч. – стр. 6 – 9 3 ч. – стр. 10 – 13 4 ч. – стр. 14 – 16 | 4 часа |
2. Геометрические фигуры, их отличительные признаки. «Треугольник, круг», «Прямоугольник, квадрат». | Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, прямоугольник, квадрат. Называть их отличительные черты, развивать мелкую моторику и логику 1 ч. – стр. 17 2 ч. – стр. 18 – 19 | 2 часа |
3. Закрепление пройденного. | Продолжать закреплять у детей умение обобщать полученные ранее знания, применять их в практике. Продолжать развивать воображение и логику и умение самостоятельно работать в рабочей тетради 1 ч. – стр. 20 – 25 2 ч. – стр. 26 – 29 | 2 часа |
Ноябрь | ||
4. Цифра и число 1 и 2, геометрические фигуры, сравнение групп предметов. | Познакомить детей с числами и цифрами «1 и 2», учить выделять признаки предметов, познакомить с понятиями пара, формировать умение работать по образцу, продолжать закреплять знания в геометрических фигурах. Развивать воображение и мышление 1 ч. – стр. 30 – 32 2 ч. – стр. 33 – 35 | 2 часа |
5. Цифра и число 3, состав числа, равенства, знаки >,<. | Знакомство с числом и цифрой «3», его образованием. Учить называть числительные от 1 до 3. познакомить детей с равенством и знаками > и <. Развивать логику и мелкую моторику. 1 ч. – стр. 36 – 38 2 ч. – стр. 39 – 41 | 2 часа |
6. Цифра и число 4, состав числа, счет, решение логических задач. | Продолжить знакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4, учить порядковому счету до 4. продолжить закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 42 – 45 | 1 час |
7. Цифра и число 5, состав числа, знакомство с понятием «сложение». | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5, закрепить умение детей в счете и отсчете предметов, в порядковом счете в пределах 5. Познакомить детей с понятием сложения. Закрепить умение составлять равенства 1 ч. – стр. 46 – 49 2 ч. – стр. 50 – 51 | 2 часа |
8. Знакомство с понятием «Вычитание». | Познакомить детей с понятием вычитания. Умение читать выражения разными способами и записывать их в рабочей тетради. Продолжить решать простые логические задачи, развивать моторику. Развивать умение самостоятельно работать в рабочей тетради. 1 ч. – стр. 52 – 54 | 1 час |
Декабрь | ||
9. Закрепление: состав числа от 1 до 5; сложение и вычитание, развитие воображение и внимание, решение логических задач. | Закрепить полученные ранее знания. Состав чисел от 1 до 5, продолжить знакомить с понятиями сложения и вычитания (умение читать выражения разными способами, называть компоненты + и –). Продолжать развивать воображение и внимание и умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 55 – 58 2 ч. – стр. 59 – 60 3 ч. – стр. 63 – 66 | 3 часа |
10. Цифра и число 6, состав числа, составление равенств, счет. | Познакомить детей с цифрой и числом 6, его преобразованием. Продолжить упражнять детей в счете и отсчете предметов, в порядковом счете в пределе 6, упражнять в выполнении действий по указанному правилу, развивать операции сравнения и обобщения. 1 ч. – стр. 67 – 70 | 1 час |
11. Цифра и число 7, состав числа, развитие воображения и внимания, решение логических задач. | Познакомить детей с цифрой и числом 7, его преобразованием, с порядковыми числительными, счетов в пределах 7. продолжать развивать внимание, память, наблюдательность и умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 71 – 72 2 ч. – стр. 73 – 74 | 2 часа |
12. Цифра и число 8, состав числа, числовой ряд, знаки >,<,=. | Познакомить детей с цифрой и числом 8. учить строить количественную модель числа. Закрепить понятие числовой ряд. Продолжать знакомство с понятиями сложения и вычитания. Уточнить представления о геометрических формах. 1 ч. – стр. 75 – 76 2 ч. – стр. 77 – 78 | 2 часа |
Январь | ||
13. Цифра и число 9, состав числа, решение логических задач, счет и обратный, составление равенств, развитие внимание и воображение. | Познакомить детей с цифрой и числом 9. учить строить количественную модель числа. Решать примеры по «математической цепочке» до 9. развивать мыслительные операции сравнения и обобщения, развивать внимание, память и умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 79 – 82 2 ч. – стр. 83 – 87 | 2 часа |
14. Знакомство с десятком, цифра и число 10, состав числа, прямой и обратный счет, развитие внимания и воображения. | Познакомить детей с цифрой и числом 10, с его преобразованием, с понятием десяток. Продолжать знакомить с порядковыми числительными и закреплять новым порядковым счетом в пределах 10. Продолжать развивать моторику, умение ориентироваться в пространстве, развивать смекалку, умение воссоздать модель по образцу. 1 ч. – стр. 88 – 90 2 ч. – стр. 91 – 93 3 ч. – стр. 94 – 95 | З часа |
Январь (1 час) + февраль | ||
15. Пространственное представление, временные представления, сравнения групп, предметов, решение простых задач с опорой на предметы. | Закрепить представление о времени суток, правильно употреблять слова: сегодня, вчера, завтра. Закрепить знание дней недели. Познакомить детей с часами. Познакомить детей с составляющими задачи. Закрепить умение решать простые арифметические задачи. Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление (работа проводится в простых тетрадях в клеточку) | 4 часа |
16. Составление примеров, запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действия сложения и вычитания в пределах 10. Развитие наблюдательности мышления и внимания. | Закрепить умение детей считать и отсчитывать в пределах 10, доказывать правильность своего решения, продолжать учить составлять задачи по картинкам и обращать в рисунок условие задачи. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, писать графические диктанты. (работа в тетрадях, индивидуальная работа, совместная работа) | 4 часа |
Март | ||
17. Путешествие в страну геометрия. Повторение геометрических фигур, их отличия, умение составлять разные предметы из геометрических фигур. Решение логических задач, развитие внимания и воображения. | Учить дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры (называть их отличительные черты), уметь их сравнивать и группировать по цвету, форме, размеру. Продолжать учить воссоздавать фигуры – силуэты по образцу и самостоятельно. Развивать память и воображение. | 4 часа |
18. Решение логических задач и арифметических задач. Изменение сыпучих и жидких тел | Познакомить детей с сыпучими и жидкими телами. Учить детей измерять объем сыпучих и жидких тел с использованием мерки, формировать понимание значимости процесса измерения. Продолжать учить детей решать логические задачи используя мышление и воображение, арифметические задачи, решать используя рисунок условия | 4 часа |
Апрель | ||
19. Ориентировка на листе бумаги, сравнение величины предметов, решение задач на смекалку. | Закрепить знания о числах от 1 до 10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о геометрических фигурах, выкладывая их из счетных палочек, закрепить умение ориентировать на листе бумаги в клеточку, умение писать графические диктанты, зрительные диктанты. Закрепить умение называть составляющие задачи и умение записывать решение в тетрадь | 7 часов |
20. Викторина «Что мы можем». Итог: 53 занятия. | Цель данной викторины заключается в повторении всего пройденного материала и выявления детей, которые по какой-либо причине не усвоили весь материал. | 1 час |
Май | ||
После викторины, выявленным детям, которые не усвоили какой-либо материал, предлагается 4 дополнительных занятия на устранение неусвоенного материала. Работа проводится индивидуально либо маленькими подгруппами. | 4 часа |
Список использованной литературы
- Н.В. Гойжа «Интенсивный курс подготовки к школе»
- Н.В. Белошистая «300 необходимых заданий по обучению математике для подготовки к школе»
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « 350 упражнений для подготовки детей к школе»
- С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топорникова, С.В. Щербинина Школа для дошколят. Развиваем память, мышление, внимание.
- С.И. Волкова «Математические ступеньки»
- В.П. Новикова «Математические игры в детском саду»
- В.П. Новикова, Л.И. Тихонова « Геометрическая мозаика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».
Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...
Программа дополнительного образования по обучению математики для работы с детьми 6 лет в ДОУ
quot;Математические ступеньки"...
Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет
СодержаниеБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи программы.1.3. Содержание п...
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа....
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие дошкольника. Обучение детей...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению конструкторским способностям детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего «Планета Лего»
XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к совре...