Программа дополнительного образования по обучению математики для работы с детьми 6 лет в ДОУ
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
"Математические ступеньки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа допольнительного оборазования по математике в ДОУ | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»
Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 6 лет в дошкольном образовательном учреждении.
«Математические ступеньки»
Составила воспитатель:
Черенкова Елена Анатольевна
2014-2015 год
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов. Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослыми, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества.
Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Программа также включает в себя использования различного иллюстративного и словесного материала.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развивать способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребенка:
- Развитие мотивационной сферы;
- Интеллектуальных творческих сил;
- Качества личности.
Задачи программы:
- Формирование внутренней учебной мотивации.
- Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
- Развитие вариативного и образного мышления (фантазия, воображение, творческие способности).
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться заданным, правилам алгоритма).
Формы работы: Непосредственная образовательная деятельность – является основной формой работы, продолжительность которого 25-30 минут. В НОД включены подвижные игры, физминутка, пальчиковая гимнастика, беседы, викторины, работа с родителями.
Методы обучения: Наглядный, объяснительно – иллюстративный, практический.
Содержание программы.
- Количество и счет.
- Величина.
- Форма.
- Ориентировка в пространстве и времени.
- Логические задачи.
Ожидаемые результаты:
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлениях к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Тематическое планирование
(с 1 октября по 30 апреля; 2 занятия в неделю: всего 53 занятий).
№ п/п | Наименование занятия | Количество часов |
Закрепление понятий. «Выше, ниже», «Справа, слева», «Вверху, внизу», «Большой, маленький», «Налево, направо, прямо», «Длинный, короткий». | 4 з | |
Геометрические фигуры, их отличительные признаки. «Треугольник, круг», «Прямоугольник, квадрат». | 2 з | |
Закрепление пройденного. | 2 з | |
Цифра и число 1 и 2, геометрические фигуры, сравнение групп предметов. | 2 з | |
Цифра и число 3, состав числа, равенства, знаки >,<. | 2 з | |
Цифра и число 4, состав числа, счет, решение логических задач. | 1 з | |
Цифра и число 5, состав числа, знакомство с понятием «сложение». | 2 зан | |
Знакомство с понятием «Вычитание». | 1 з | |
Закрепление: состав числа от 1 до 5; сложение и вычитание, развитие воображение и внимание, решение логических задач. | 3 з | |
Цифра и число 6, состав числа, составление равенств, счет. | 1 з | |
Цифра и число 7, состав числа, развитие воображения и внимания, решение логических задач. | 2 з | |
Цифра и число 8, состав числа, числовой ряд, знаки >,<,=. | 2 з | |
Цифра и число 9, состав числа, решение логических задач, счет и обратный, составление равенств, развитие внимание и воображение. | 2 з | |
Знакомство с десятком, цифра и число 10, состав числа, прямой и обратный счет, развитие внимания и воображения. | 3 з | |
Пространственное представление, временные представления, сравнения групп, предметов, решение простых задач с опорой на предметы. | 4 з | |
Составление примеров, запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действия сложения и вычитания в пределах 10. Развитие наблюдательности мышления и внимания. | 4 з | |
Путешествие в страну геометрия. Повторение геометрических фигур, их отличия, умение составлять разные предметы из геометрических фигур. Решение логических задач, развитие внимания и воображения. | 4 з | |
Решение логических задач и арифметических задач. Изменение сыпучих и жидких тел | 4 з | |
Ориентировка на листе бумаги, сравнение величины предметов, решение задач на смекалку. | 7 з | |
Викторина «Что мы можем». Итог: 53 занятия. | 1 з. |
Календарно – тематический план.
№ п/п | Цель | Часы |
Октябрь | ||
1. Закрепление понятий. «Выше, ниже», «Справа, слева», «Вверху, внизу», «Большой, маленький», «Налево, направо, прямо», «Длинный, короткий». | Продолжать закреплять с детьми полученные ранее знания: «Выше – ниже, справа – слева, вверху – внизу, большой – маленький, налево, направо, прямо, длинный – короткий», умение ориентироваться в пространстве. Продолжать развивать мелкую моторику, воображение и логику, закреплять с детьми умение работать с рабочей тетрадью. С.И. Волкова – рабочая тетрадь 1 ч. – стр. 3 – 5 2 ч. – стр. 6 – 9 3 ч. – стр. 10 – 13 4 ч. – стр. 14 – 16 | 4 часа |
2. Геометрические фигуры, их отличительные признаки. «Треугольник, круг», «Прямоугольник, квадрат». | Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, прямоугольник, квадрат. Называть их отличительные черты, развивать мелкую моторику и логику 1 ч. – стр. 17 2 ч. – стр. 18 – 19 | 2 часа |
3. Закрепление пройденного. | Продолжать закреплять у детей умение обобщать полученные ранее знания, применять их в практике. Продолжать развивать воображение и логику и умение самостоятельно работать в рабочей тетради 1 ч. – стр. 20 – 25 2 ч. – стр. 26 – 29 | 2 часа |
Ноябрь | ||
4. Цифра и число 1 и 2, геометрические фигуры, сравнение групп предметов. | Познакомить детей с числами и цифрами «1 и 2», учить выделять признаки предметов, познакомить с понятиями пара, формировать умение работать по образцу, продолжать закреплять знания в геометрических фигурах. Развивать воображение и мышление 1 ч. – стр. 30 – 32 2 ч. – стр. 33 – 35 | 2 часа |
5. Цифра и число 3, состав числа, равенства, знаки >,<. | Знакомство с числом и цифрой «3», его образованием. Учить называть числительные от 1 до 3. познакомить детей с равенством и знаками > и <. Развивать логику и мелкую моторику. 1 ч. – стр. 36 – 38 2 ч. – стр. 39 – 41 | 2 часа |
6. Цифра и число 4, состав числа, счет, решение логических задач. | Продолжить знакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4, учить порядковому счету до 4. продолжить закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 42 – 45 | 1 час |
7. Цифра и число 5, состав числа, знакомство с понятием «сложение». | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5, закрепить умение детей в счете и отсчете предметов, в порядковом счете в пределах 5. Познакомить детей с понятием сложения. Закрепить умение составлять равенства 1 ч. – стр. 46 – 49 2 ч. – стр. 50 – 51 | 2 часа |
8. Знакомство с понятием «Вычитание». | Познакомить детей с понятием вычитания. Умение читать выражения разными способами и записывать их в рабочей тетради. Продолжить решать простые логические задачи, развивать моторику. Развивать умение самостоятельно работать в рабочей тетради. 1 ч. – стр. 52 – 54 | 1 час |
Декабрь | ||
9. Закрепление: состав числа от 1 до 5; сложение и вычитание, развитие воображение и внимание, решение логических задач. | Закрепить полученные ранее знания. Состав чисел от 1 до 5, продолжить знакомить с понятиями сложения и вычитания (умение читать выражения разными способами, называть компоненты + и –). Продолжать развивать воображение и внимание и умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 55 – 58 2 ч. – стр. 59 – 60 3 ч. – стр. 63 – 66 | 3 часа |
10. Цифра и число 6, состав числа, составление равенств, счет. | Познакомить детей с цифрой и числом 6, его преобразованием. Продолжить упражнять детей в счете и отсчете предметов, в порядковом счете в пределе 6, упражнять в выполнении действий по указанному правилу, развивать операции сравнения и обобщения. 1 ч. – стр. 67 – 70 | 1 час |
11. Цифра и число 7, состав числа, развитие воображения и внимания, решение логических задач. | Познакомить детей с цифрой и числом 7, его преобразованием, с порядковыми числительными, счетов в пределах 7. продолжать развивать внимание, память, наблюдательность и умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 71 – 72 2 ч. – стр. 73 – 74 | 2 часа |
12. Цифра и число 8, состав числа, числовой ряд, знаки >,<,=. | Познакомить детей с цифрой и числом 8. учить строить количественную модель числа. Закрепить понятие числовой ряд. Продолжать знакомство с понятиями сложения и вычитания. Уточнить представления о геометрических формах. 1 ч. – стр. 75 – 76 2 ч. – стр. 77 – 78 | 2 часа |
Январь | ||
13. Цифра и число 9, состав числа, решение логических задач, счет и обратный, составление равенств, развитие внимание и воображение. | Познакомить детей с цифрой и числом 9. учить строить количественную модель числа. Решать примеры по «математической цепочке» до 9. развивать мыслительные операции сравнения и обобщения, развивать внимание, память и умение решать логические задачи. 1 ч. – стр. 79 – 82 2 ч. – стр. 83 – 87 | 2 часа |
14. Знакомство с десятком, цифра и число 10, состав числа, прямой и обратный счет, развитие внимания и воображения. | Познакомить детей с цифрой и числом 10, с его преобразованием, с понятием десяток. Продолжать знакомить с порядковыми числительными и закреплять новым порядковым счетом в пределах 10. Продолжать развивать моторику, умение ориентироваться в пространстве, развивать смекалку, умение воссоздать модель по образцу. 1 ч. – стр. 88 – 90 2 ч. – стр. 91 – 93 3 ч. – стр. 94 – 95 | З часа |
Январь (1 час) + февраль | ||
15. Пространственное представление, временные представления, сравнения групп, предметов, решение простых задач с опорой на предметы. | Закрепить представление о времени суток, правильно употреблять слова: сегодня, вчера, завтра. Закрепить знание дней недели. Познакомить детей с часами. Познакомить детей с составляющими задачи. Закрепить умение решать простые арифметические задачи. Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление (работа проводится в простых тетрадях в клеточку) | 4 часа |
16. Составление примеров, запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действия сложения и вычитания в пределах 10. Развитие наблюдательности мышления и внимания. | Закрепить умение детей считать и отсчитывать в пределах 10, доказывать правильность своего решения, продолжать учить составлять задачи по картинкам и обращать в рисунок условие задачи. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, писать графические диктанты. (работа в тетрадях, индивидуальная работа, совместная работа) | 4 часа |
Март | ||
17. Путешествие в страну геометрия. Повторение геометрических фигур, их отличия, умение составлять разные предметы из геометрических фигур. Решение логических задач, развитие внимания и воображения. | Учить дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры (называть их отличительные черты), уметь их сравнивать и группировать по цвету, форме, размеру. Продолжать учить воссоздавать фигуры – силуэты по образцу и самостоятельно. Развивать память и воображение. | 4 часа |
18. Решение логических задач и арифметических задач. Изменение сыпучих и жидких тел | Познакомить детей с сыпучими и жидкими телами. Учить детей измерять объем сыпучих и жидких тел с использованием мерки, формировать понимание значимости процесса измерения. Продолжать учить детей решать логические задачи используя мышление и воображение, арифметические задачи, решать используя рисунок условия | 4 часа |
Апрель | ||
19. Ориентировка на листе бумаги, сравнение величины предметов, решение задач на смекалку. | Закрепить знания о числах от 1 до 10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о геометрических фигурах, выкладывая их из счетных палочек, закрепить умение ориентировать на листе бумаги в клеточку, умение писать графические диктанты, зрительные диктанты. Закрепить умение называть составляющие задачи и умение записывать решение в тетрадь | 7 часов |
20. Викторина «Что мы можем». Итог: 53 занятия. | Цель данной викторины заключается в повторении всего пройденного материала и выявления детей, которые по какой-либо причине не усвоили весь материал. | 1 час |
Май | ||
После викторины, выявленным детям, которые не усвоили какой-либо материал, предлагается 4 дополнительных занятия на устранение неусвоенного материала. Работа проводится индивидуально либо маленькими подгруппами. | 4 часа |
Список использованной литературы
- Н.В. Гойжа «Интенсивный курс подготовки к школе»
- Н.В. Белошистая «300 необходимых заданий по обучению математике для подготовки к школе»
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « 350 упражнений для подготовки детей к школе»
- С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топорникова, С.В. Щербинина Школа для дошколят. Развиваем память, мышление, внимание.
- С.И. Волкова «Математические ступеньки»
- В.П. Новикова «Математические игры в детском саду»
- В.П. Новикова, Л.И. Тихонова « Геометрическая мозаика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».
Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...
Программа дополнительного образования "Гончарный круг"; Переспективный план работы кружка с детьми возрастной группы 5-6 и 6-7 лет.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных возможностей , поэтому так важна кружковая работа, программа которой составлена с учетом ранее полученны...
Программа дополнительного образования по обучению грамоте "Кот Ученый"
Дополнительная программа «Ученый Кот» направлена на обучение чтению детей дошкольного возраста. Важен не только объем полученных знаний ребенком до школы, но и готовност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...
Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет
СодержаниеБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи программы.1.3. Содержание п...
Программа дополнительного образования «В стране математики» по познавательному развитию детей
Дополнительная образовательная программа «В стране занимательной математики»: – предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овлад...
Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. «Математические ступеньки»
Пояснительная запискаПроблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной ...