ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАЧАЛАМИ МАТЕМАТИКИ
статья по математике
Развитие элементарных математических представлений у дошколь- ников – особая область познания, в которой при условии последователь- ного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логи- ческое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
В условиях систематического обучения ребенок может выделять единичное из общего, способен познавать не только общие свойства от- дельных предметов и явлений, но и простейшие связи взаимосвязи между ними. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический опыт: решения и находки
Сборник научно-методических статей
Выпуск 52
Часть 2
ВОРОНЕЖ
Воронежский государственный педагогический университет 2022
УДК 370.153(075.8) ББК 88.8я73
П 65
Редакционная коллегия:
И.А. Дендебер (отв. ред.), канд. пед. наук (ВИРО);
С.В. Дендебер, канд. с/х наук (ВИРО);
Н.П. Харьковский, канд. пед. наук (ВГПУ)
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор ВГПУ М.В. Дюжакова; кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ А.В. Калагастова
П 65 Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-мето- дических статей. Выпуск 52. В 2-х частях / ред. кол.: И.А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер.– Воронеж: Воронежский государ- ственный педагогический университет, 2022. - Часть 2. – 372 с.
В методическом пособии представлен опыт организации образова- тельной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реа- лизацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе.
Материалы статей изданы в авторской редакции.
УДК 370.153 (075.8)
ББК 88.8я73
© Воронежский государственный педагогический университет, редакционно-издательское оформление, 2022
ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАЧАЛАМИ МАТЕМАТИКИ
Ю.С. Смольянина, О.П. Рубцова, И.В. Перелыгина, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 167» городского округа г. Воронеж
Развитие элементарных математических представлений у дошколь- ников – особая область познания, в которой при условии последователь- ного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логи- ческое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
В условиях систематического обучения ребенок может выделять единичное из общего, способен познавать не только общие свойства от- дельных предметов и явлений, но и простейшие связи взаимосвязи между ними. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам.
Таким образом старший дошкольник подходит к осознанию матема- тических отношений.
Содержание программы по развитию элементарных математиче- ских представлений предполагает реализацию больших потенциальных возможностей ребенка. Важно какими методами будет осуществляться обучение.
При определении методов и приемов следует учитывать физические и психические особенности ребенка и вести обучение с помощью до- школьных форм воспитательно-образовательной работы, где широко ис- пользуются дидактические игры, наглядно-предметные занятия, различ- ные виды практической деятельности. Процесс обучения должен стиму- лировать активность всех детей, давать возможность спорить, свободно общаться друг с другом в поисках истины.
Наиболее результативным является создание на занятиях психо- лого-педагогических условий для развития познавательных интересов детей, привлечение их к совместному решению учебных задач, подведе- ние к самостоятельным выводам, включение в занятия проблемных ситу- аций.
Главная задача воспитателя на занятиях - добиться, чтобы ребенок понимал сущность явлений.
В содержание программы по развитию элементарных математиче- ских представлений включен ряд тем, имеющих особое значение для раз- вития у детей мышления, стимулирование их творческих поисков при ре- шении различных учебных задач. Имеется в виду обучение измерению с
© Смольянина Ю.С., Рубцова О.П., Перелыгина И.В., 2022
помощью учебной мерки и деление предметов на несколько равных ча- стей. Данный процесс помогает выявить важные закономерности в вещах и явлениях, скрытые для непосредственного восприятия, способствует формированию логического мышления, умению находить причинные связи, судить по итогу об исходных данных, т.е. дает развивающий эф- фект.
Важное значение для развития мыслительной активности старших дошкольников имеют ситуации, где они должны самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, опираясь на знания, приобретенные в про- цессе обучения.
Занятия по математике надо организовывать так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять задания.
Самым высоким уровнем интеллектуального общения можно счи- тать работу всей группы над общим заданием, когда деятельность каж- дого ребенка строиться им самим с ориентировкой на всю группу. Во время занятий ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.
Математика – наука точная. В ней много специальных терминов, ко- торые мы употребляем в работе с детьми. Воспитатель добивается чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, и сам мог грамотно сформулировать свою речь, мысль.
Такого рода исследовательско-лингвистическая работа увлекает ре- бят, повышает их умственную активность, способствует тому, что слож- нейшие математические термины осознаются, а не запоминаются путем зубрежки.
На занятиях по математике следует постоянно обращать внимание на речевую работу. На каждом занятии воспитатель учит ребят четко вы- ражать свою мысль, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать полные и краткие ответы. Дети должны понять, что полный ответ необ- ходим, когда надо сделать вывод, умозаключение, объяснить почему по- лучается тот или иной результат.
Задача речевого развития детей на занятиях по математике успешно решается в дидактических играх с математическим содержанием. Ребе- нок должен не только быстро, правильно и четко отвечать, но и стре- миться быть ведущим, уметь задавать вопросы, когда этого требует игро- вая ситуация, находить верные слова, чтобы оценить ответ или действия сверстников. Если воспитатель постоянно обращает внимание на речь, корректирует ее, ребята и сами начинают следить за своей речью, она становиться богаче, содержательнее.
Проблема обучения дошкольников математике, безусловно не огра- ничивается лишь затронутыми моментами. Я постаралась отразить глав- ное при подготовке детей к школе – о путях совершенствования процесса обучения, о средствах, обеспечивающих развивающее обучение. Однако неправильно было бы забыть на пороге школы, что главная цель до- школьного образования в области математики – развитие интеллекта ре- бенка.
Задача детского сада – подготовка ребенка к последующему обуче- нию в школе. В работе с детьми расширен и систематизирован круг гео- метрических представлений, включены специальные задания, направ- ленные на развитие произвольной памяти и внимания, мелкой моторики кисти руки, зрительно-двигательной координации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с жанрами живописи»
«Живопись учит смотреть и видеть....
Выступление на педсовете «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...
Особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства
Представляю один из разделов моего методического пособия Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015....
Статья "Особенности ознакомления дошкольников с календарем времени"
Статья "Особенности ознакомления дошкольников с календарем времени"...
Особенности ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
Рассматриваются способы воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, формировании необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых...
Особенности ознакомления дошкольников с произведениями дизайна
Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов ...
Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»
Слайд 1Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»СЛАЙД 2vСопереживает героямСЛАЙД 3Ставит себя на место герояСЛАЙД 4vБорется с врагамиС...