Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»
презентация

Екатерина Михайловна Шефер

Слайд 1

Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»

СЛАЙД 2

vСопереживает героям

СЛАЙД 3

Ставит себя на место героя

СЛАЙД 4

vБорется с врагами

СЛАЙД 5

Проблемаž

Не может построить развернутый и связный рассказ;

žПридумать собственную сказку, сочинить стихотворение;

žПонять авторскую мысль;

žОтветить на вопросы о содержании прочитанного.

СЛАЙД 7

     Детский поэт И. Токмакова

« Детская литература- первооснова воспитания. Она формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие...»

 Е.А. Флерина 

« Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка »

    Н.С. Карпинская

« Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой..»

 

СЛАЙД 8

Задачи по ознакомлению детей  с художественной литературой:

ž воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
ž формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:

- о жанрах(проза, поэзия);

- о простейших элементах образности в языке.

ž воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

 

СЛАЙД 9

Задачи детского сада  Л.М. Гурович:  

       

v Подготовка детей к литературному образованию:

-давать знания о писателях, поэтах;

- о народном творчестве;

-о книге и иллюстрациях.
vВсестороннее воспитание средствами художественной литературы;
v Формирование личности ребенка.
 
СЛАЙД 10

Методика художественного чтения и рассказывания

 

М.М. Конина выделяет несколько типов:

 

v Чтение и рассказывание одного произведения;
v
v
vЧтение нескольких произведений объединенных единой тематикой
 
СЛАЙД 11

Пример: (чтение рассказов и загадок о весне, о жизни животных)

«Пришла весна»

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки.

Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники.

Птицы стали петь веселее свои песни.

Загадки:

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Баба снежная грустна —

В гости к нам идет... (весна)

 

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

 

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький... (подснежник)

 
СЛАЙД 12
 
vОбъединение произведений принадлежащих разным видам искусства ;
Например: чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника
 
СЛАЙД 13
Лёд растаял и вновь половодье...

Речке тесно, ей нужен простор;
Разлила свои вешние воды
И лежит как зеркальный ковёр...

Окружила домишки и жмётся
К оживающей чудной земле;
И берёзки стоят в полудрёме,
Распустив свои корни в воде...

И живительной влаги напившись,
Белоствольные вновь оживут,
И головки курчавые мигом
Свежей зеленью зацветут...

Лодка ждёт терпеливо хозяина,
Воды талые- привычная жизнь;
Вот покажется солнце отрадное
И тогда заполощется синь...
 

Алла Рябинина

 

 
 СЛАЙД 14
 
vЧтение в сочетании с музыкой (увеличивается сила воздействия произведений на эмоции ребенка);
v
vЧтение и рассказывание с использованием наглядного материала (чтение и рассказывание с игрушками, различными видами театра);
v
v Чтение как часть НОД .
 
СЛАЙД 15

Методы ознакомления с художественной литературой:

 

v чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста);
v рассказывание воспитателя (свободная передача текста);
vинсценирование (средство вторичного ознакомления с художественным произведением);
vЗаучивание наизусть.
 
СЛАЙД 16
 
Алгоритм подготовки детей к восприятию произведения

Вводная беседа

(краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям)

 

Вызвать интерес

(с помощью загадки, стихотворения, картинки)

 

Назвать произведение, его жанр

(рассказ, сказка, стихотворение)

 

 Назвать автора

 
СЛАЙД 17
В младшем дошкольном возрасте НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ:

 

vлюбовь и интерес к книге и иллюстрации;
vумение сосредотачивать внимание на тексте:

    - слышать его до конца;

     - понимать содержание и эмоционально  откликаться на него.

 Воспитатель сам называет жанр художественной литературы

 ( расскажу вам сказку, прочитаю стихотворение)

 
СЛАЙД 18

В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВОСПИТЫВАТЬ:

 

vспособность к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события;
vинтерес к художественному слову;
vспособность различать на слух форму произведения (стихотворение, проза), а также некоторые

особенности литературного языка (сравнения,
 эпитеты)

АЛГОРИТМ         

         Воспитатель также говорит жанр произведения

         Небольшой анализ

(детей учат отвечать на вопросы: понравилась ли сказка, рассказ ?; о чем рассказывается?; какими словами она начинается, заканчивается?)

         Беседа о прочитанном (умение размышлять: высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать поступки, характеризовать нравственные качества)

СЛАЙД 19

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВОЗНИКАЕТ:

 

vустойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение;
vРебенок понимает идею произведения, поступки героев, мотивы поведения;
vЗамечает особенности языка, образную речь и воспроизводит ее.
 
СЛАЙД 20

     Раздел « Ознакомление с художественной    литературой» в дошкольном образовании

v    Изначально, главная роль принадлежала специальным занятиям,  в дополнении со специальными дидактическими играми вне занятий.

 

Введение ФГТ был вынесен за пределы НОД, знакомили с художественной литературой в свободное от основных занятий время;

 
vИнтегрирование образования 

    С введением ФГОС от 17.10.2013 г.- ( обеспечение развития личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей);

-не ограничивается НОД;
- во всех моментах жизни детей в детском саду (игры, прогулки, бытовая деятельность, труд);
- рекомендуемый список литературы;
 
СЛАЙД 21
Литературный центр

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

vУдобное расположение- спокойное место, удаленное от дверей;
v Хорошая освещенность;
vЭстетичность оформления;
vНаличие полочек или витрин, на которых выставляются книги, репродукции картин.
 
СЛАЙД 26
Литературный центр в младших группах:

(организуется не сразу т.к. у детей нет навыка пользования книгой, используют как игрушку)

 

ž3-4 книги (небольшое количество текста, яркие иллюстрации);
ž отдельные картинки;
ž тематические альбомы;

Необходимо говорить о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать)

 
СЛАЙД 27
 
В средней группе:

(организуется с самого начала года с участием детей)

 

v на витринах- полочках 4-5 книг;
vматериал для ремонта (бумага, клей, ножницы);
vРазные виды театра;
vДиафильмы, магнитофон с аудиокассетами, колекция скороговорок, чистоговорок;
vМожно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
 
 
СЛАЙД 28

В старшей и подготовительной группах:

vКоличество книг на витрине увеличивается до 8- 10 (сюда входят произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии).
vКроме чтения организуются такие формы работы как :

- беседы о книгах, о писателях и художниках; организуются выставки; литературные утренники.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dlya_pedagogov.pdf1.58 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...

Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей с художественной литературой"

Материал для воспитателей детского сада по методике ознакомления детей с художественной литературой...

Консультация для воспитателей. Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой.

В консультации подробно рассказывается как методически правильно проводить занятие с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой....

Консультация для воспитателей: Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой"

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают...

Консультация для воспитателей : "Возрастные особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой"

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....

Консультация для воспитателей Тема Ознакомление дошкольников с художественной литературой.

Консультация для воспитателей Тема: Ознакомление дошкольников с художественной литературой....