Статья на тему: «Роль игры в развитии у дошкольников математических представлений».
статья по математике
В данной статье раскрывается роль игры в развитии у дошкольников математических представлений. В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном математическом материале. Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания, ориентированы на интеллектуальное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_rol_igry_v_razvitii_u_doshkolnikov_matematicheskih_predstavleniy.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 Калининского района
г. Санкт - Петербурга
Статья на тему: «Роль игры в развитии у дошкольников математических представлений».
Воспитатель:
Вазанкова Светлана Валерьевна
2022
Статья на тему «Роль игры в развитии у дошкольников математических представлений».
Игра - дело серьёзное! Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Анализ состояния обучения математике дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и повторения знаний функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности (В. Н. Аванесова, О. М. Дьяченко, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.). Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, обучения через игру.
В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном математическом материале (геометрические знания, пространственное и количественное моделирование, символическое замещение и т. д.). Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания, ориентированы на интеллектуальное развитие детей.
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как подержать у дошкольников интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Наиболее эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Их можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых дошкольников, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры. Дидактическая игра - не самоцель на занятии, а средство обучения и воспитания.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса дошкольников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса к игре воспитателю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их
к математике.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1. Цель игры.
2. Количество играющих.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной?
6. Как обеспечить участие всех дошкольников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9. Какие выводы следует сообщить воспитанникам в заключение, после игры?
Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у детей вырабатывается положительное отношение к образованию.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Структурные компоненты дидактической игры: 1) Игровой замысел - выражен, как правило, в названии игры.
2) Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на занятии рабочей обстановки.
3) Существенной стороной дидактических игр являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности детей, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.
4) Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении образовательной проблемы, поставленной игрой.
5) Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование занятия.
6) Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной образовательной задачи и даёт дошкольникам моральное и умственное удовлетворение.
Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Дидактические игры доставляют детям радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовольствие, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивают интерес к математической деятельности и желания заниматься ею, что является залогом успешного обучения в школе. Успех в играх вдохновляет его на новые победы. А счастливого ребенка легче учить, воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Литература:
1. Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2003
2. Перова М. И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1996.
3.Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...
Статья на тему "Роль игры в развитии речи дошкольников".
Игра – это деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Однако игра как специфическая деятельность неоднородна; существует дв...
Доклад на тему "Роль игры в развитии речи дошкольников"
Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка. ...
Статья на тему: "Роль театра в развитии речи дошкольников"
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности являе...
Статья на тему "Роль игры в развитии связной диалогической речи детей дошкольного возраста"
В статье рассмативается роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности игровых задач и игровых ситуаций, как основных средств развития связной диалогической речи дошкольников. Кратко раскры...
Статья на тему «Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
Статья на тему "Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста"...