Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"
статья на тему
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_rechi_detey.docx | 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Горяева В.П.,воспитатель
ГБДОУ детский сад №6 Невского района
Санкт- Петербурга
Роль игры в развитии речи детей.
Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
М.Горький
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».
Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность. Интерес рождается там, где есть место удивлению. Удивление – это всегда встреча с неожиданным, загадочным, таинственным. Интересы ребёнка тесно связаны с верой в чудо. «Нет ничего прекраснее,- считает А.Дусавицкий, - чем мир таинственного, в которым ребёнок вступает с замиранием сердца. В этом мире его подстерегают в «чистом» виде добро и зло, прекрасное и безобразное. Но ещё важнее то, что в этом мире ребёнок ничем не скован: никакими предрассудками, правилами, законами. Там он всесилен и всемогущ. И это ощущение безграничного могущества полнее и точнее отражает его сущность, чем самая «точная» научная теория человеческих способностей, объясняющая нам, что человек может, а что ему недоступно. Лишая ребёнка тайны, сказки, чуда, мы оказываем ему «медвежью услугу», так как, отвергаем его безумные гипотезы и переводим тему разговора на язык реальных, «земных» фактов. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональный, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности. Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразия. Нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивлённого взгляда ребёнка на мир!
От уровня развития игры в значительной мете зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребёнок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребёнок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учиться планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малышей, его надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребёнок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. На этом этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Когда ребёнок пройдёт весь этот игровой путь, он приобретёт очень многое, значительно продвинувшись в своём развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом – отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимозависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дольше –нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Нужно также учить малыша рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виды деятельности оказывают своё специфическое влияние на развитие детской речи. Учёные давно заметили, что речь и ручные действия очень тесно связаны между собой, а рисование есть особая –«графическая» - речь, успешное освоение которой является важнейшей предпосылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Роль игры в развитии речи дошкольников".
Игра – это деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Однако игра как специфическая деятельность неоднородна; существует дв...
Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....
Статья По теме: Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
Данный контнт поможет в подготоке воспитателей,студентов к выступлению на родительском собрании.на конференции ,семинаре,при проведении родительского собрания...
Доклад на тему: «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
laquo;Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников - способ познания окружаю...
Статья на тему: «Роль сказки в развитии речи детей».
Советы родителямСтатья на тему: «Роль сказки в развитии речи детей».Родители довольно часто слышат, что хорошее развитие речи – это условие успешного обучения в школе. Однако они не ...