Статья на тему "Роль игры в развитии речи детей"
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_rechi_detei_774.docx | 16.42 КБ |
rol_igry_v_razvitii_rechi_detei_774.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаджиева Зульфия Курбангаджиевна , воспитатель
ГБДОУ детский сад №43 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Роль игры в развитии речи детей
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ, и неважно, что только путём проб и ошибок.
Человеческая речь - уникальный инструмент, она сложилась в процессе эволюции, и овладеть ею можно только в определенный период жизни, общаясь с другими людьми.
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, значит, игровая форма в развитии речи таких детей будет самой продуктивной. Трудно однозначно определить какой тип игр, дидактические или творческие, вносят большую лепту в процесс развития речи дошколят. Количество таких развивающих игр настолько велико, что без труда можно выбрать подходящую для работы в ДОУ, и для занятий в семье.
Пожалуй, самая любимая и распространённая из творческих - театрализованная игра. Ее разновидности:
1 .настольный театр;
- фланелеграф;
- театр теней;
- в гостях у Сказки
- театр марионеток.
Занимаясь театрализованной деятельностью, ребенок в непринужденной форме активизирует словарь, тренирует диалогическую речь, осознает необходимость четкой речи, увеличивает словарный запас и совершенствую дикцию.
Целью дидактических, или развивающих игр, является обогащение словарного запаса, совершенствование слухового восприятия ребенка, укрепление артикуляционного аппарата, совершенствование произношения звуков, развитие голосового аппарата.
Развивающие игры бывают разные:
«Чудесный мешочек». Задачи корректируются под разный возраст: ребенку младшего возраста достаточно назвать предмет из мешочка, более старшему — описать предмет, составить рассказ или загадать о нем загадку; «Эмоции». Необходимо произнести одно и то же слово или словосочетание с разными интонациями, показывая разные эмоции. Подобная игра не только покажет выразительность речи, но и разовьет воображение, избавит ребенка от скованности; «Угадай-ка». Взрослый, назвав слово, предлагает ребенку назвать звуки: первый, последний, все по очереди. Если малыш уже выучил все звуки, можно поменяться с ним ролями, пусть проверит вас. Игра развивает фонематический слух, готовит к чтению; Игры, связанные со звукоподражанием: «Тикают часики», «Звеним колокольчиком». Дети с удовольствием будут повторять за вами веселые звуки. Игра способствует укреплению артикуляционного аппарата. Для активизации внимания дошкольника стоит использовать наглядные объекты — игрушки, предметы быта, картинки. Овладевая речью, ребенок идет от части к целому: от отдельных слов, через словосочетания к простой фразе и сложному предложению. Для того чтобы речь дошкольника приобрела все свои качества, надо прожить вместе с ним этот нелегкий, но такой интересный период - дошкольный период развития речи. В наших силах сделать его не проблемным и радостным.
Следует помнить, что речь формируется исключительно под влиянием речи взрослых, и ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Недопустимы сюсюканья и лепетания взрослых при общении с малышом, подобная манера легко и прочно закрепит существующие недостатки.
Таким образом, через игру активно развивается речь ребенка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Предварительный просмотр:
Гаджиева Зульфия Курбангаджиевна , воспитатель
ГБДОУ детский сад №43 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Роль игры в развитии речи детей
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ, и неважно, что только путём проб и ошибок.
Человеческая речь - уникальный инструмент, она сложилась в процессе эволюции, и овладеть ею можно только в определенный период жизни, общаясь с другими людьми.
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, значит, игровая форма в развитии речи таких детей будет самой продуктивной. Трудно однозначно определить какой тип игр, дидактические или творческие, вносят большую лепту в процесс развития речи дошколят. Количество таких развивающих игр настолько велико, что без труда можно выбрать подходящую для работы в ДОУ, и для занятий в семье.
Пожалуй, самая любимая и распространённая из творческих - театрализованная игра. Ее разновидности:
1 .настольный театр;
- фланелеграф;
- театр теней;
- в гостях у Сказки
- театр марионеток.
Занимаясь театрализованной деятельностью, ребенок в непринужденной форме активизирует словарь, тренирует диалогическую речь, осознает необходимость четкой речи, увеличивает словарный запас и совершенствую дикцию.
Целью дидактических, или развивающих игр, является обогащение словарного запаса, совершенствование слухового восприятия ребенка, укрепление артикуляционного аппарата, совершенствование произношения звуков, развитие голосового аппарата.
Развивающие игры бывают разные:
«Чудесный мешочек». Задачи корректируются под разный возраст: ребенку младшего возраста достаточно назвать предмет из мешочка, более старшему — описать предмет, составить рассказ или загадать о нем загадку; «Эмоции». Необходимо произнести одно и то же слово или словосочетание с разными интонациями, показывая разные эмоции. Подобная игра не только покажет выразительность речи, но и разовьет воображение, избавит ребенка от скованности; «Угадай-ка». Взрослый, назвав слово, предлагает ребенку назвать звуки: первый, последний, все по очереди. Если малыш уже выучил все звуки, можно поменяться с ним ролями, пусть проверит вас. Игра развивает фонематический слух, готовит к чтению; Игры, связанные со звукоподражанием: «Тикают часики», «Звеним колокольчиком». Дети с удовольствием будут повторять за вами веселые звуки. Игра способствует укреплению артикуляционного аппарата. Для активизации внимания дошкольника стоит использовать наглядные объекты — игрушки, предметы быта, картинки. Овладевая речью, ребенок идет от части к целому: от отдельных слов, через словосочетания к простой фразе и сложному предложению. Для того чтобы речь дошкольника приобрела все свои качества, надо прожить вместе с ним этот нелегкий, но такой интересный период - дошкольный период развития речи. В наших силах сделать его не проблемным и радостным.
Следует помнить, что речь формируется исключительно под влиянием речи взрослых, и ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Недопустимы сюсюканья и лепетания взрослых при общении с малышом, подобная манера легко и прочно закрепит существующие недостатки.
Таким образом, через игру активно развивается речь ребенка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Роль игры в развитии речи детей..
Игра важна для развития речи в том, что дети в творческой деятельности решают и задачи познавательного характера. Дети сами находят решения в предложенных им игра.Это повышает их умственну...
Статья. Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.
В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлени...
Статья "Роль сюжетно - ролевой игры в развитии речи детей"
Статья на тему "Роль сюжено - ролевой игры в развитии речи детей" (старшая группа)...
Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...
Статья "Роль игры в развитии речи детей "
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается вообр...
Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....
Статья: "Роль игры в развитии речи детей"
Примеры игр, применяемых на логопедических занятиях....