Статья на тему: "Роль театра в развитии речи дошкольников"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_micrrol_teatraosoft_office_word.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Роль театра в развитии речи дошкольников».
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:
- психофизические способности (мимика, пантомимика),
- психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),
- речь (монолог, диалог),
- творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
В играх драматизациях решаются следующие задачи:
- обогащение знаниями, умениями, навыками;
- развитие интереса к литературе и театру;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
- формирование норм поведения;
- воспитание морально-волевых качеств личности;
- закрепление навыков правильной речи;
- усвоение богатства родного языка;
- усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
- активизация и пополнение словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие тонкой моторики рук.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (инсценировка стихов А. Барто) Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращается внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки окружающего мира и звукоподражательные с различной интонацией, развивают речевое дыхание. Над работой над интонацией и силой голоса используются чистоговорки. слова (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша- наша каша хороша и т.д.).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи (под просодикой следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация), ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей.
Театрализация играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости и агрессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Роль интеллектуальных игр в развитии речи дошкольников "
Основным видом деятельности дошкольников является игра. В игре ребенок развивается как личность....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...
Статья по теме: " Роль театрализованной деятельности в развитие речи детей"
Важность театрализованной деятельности в развитие речи детей...
Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. ЦЕЛЬ: дать информацию родителям о том, какую роль игр...
Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста...
Статья на тему: "Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста".
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...
Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."
Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...