Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в сказочное королевство Математики"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект занятия по формированию элементарных математических прелставлений в старшей группе на тему: "Путешествие в сказочное королевство Математики".Цель занятия: выявить знания детей по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 города Пензы «Ягодка»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказочное королевство Математики»

Составил: Спицына И.А.

г. Пенза, 2022

Цель: выявить знания детей по математике.

Задачи: 

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам 
  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Материалы и оборудование:

- Демонстрационный: геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник «грустный», прямоугольник «весёлый», трапеция, овал, квадрат; цифры от 0 до 10, цветок белый, цветные лепестки с цифрами на них, 5 полосок разного цвета одной ширины и разной длины для лесенки, сундук с заклинанием, игра для детей в подарок от Королевы Математики, магнитная доска, аудиописьмо от жителей королевства математики, звук «волшебство»

- Раздаточный: геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, квадрат, полоска для выкладывания геометрических фигур, цифры от 0 до 10.

Предварительная работа:

- рассматривание плаката «Геометрические фигуры»

- разгадывание загадок о геометрических фигурах

- разучивание с детьми физкультминутки о днях недели

- повторение гимнастики для глаз «Ах, как долго мы играли»

Методы и приёмы: создание проблемной ситуации, объяснение, напоминание, уточнение, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, физкультминутка, гимнастика для глаз

Ход НОД.

1. Приветствие. Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Отлично! Молодцы!

2. Организационный момент.

Воспитатель: -Ребята, сегодня я хотела предложить вам не играть и не трудиться, а немного полениться! Думала сядем на ковер и затеем разговор. Ведь говорят на белом свете множество чудес. И среди них есть удивительное Королевство Математики! Если там побывать, можно узнать много нового и интересного! И вот представляете, рано утром, как только я пришла в детский сад, мне пришло одно необычное письмо на почту. Чудеса!... И как вы думаете от кого?

Ответы и предположения детей:

Воспитатель: - Как раз от жителей Королевства Математики.

Послушаем его?

Ответы детей: -…..

Аудиописьмо: «Здравствуйте, ребята! Мы, жители Королевства Математики и я Королева Математики, в полном отчаянии! Злой колдун заколдовал всех жителей королевства- все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена, дни недели разругались и важничают. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания, и найти волшебный сундук». Подпись. «С благодарностью, Королева Математики».

Воспитатель: - Ребята, мы поможем жителям страны математики.

Воспитатель: - Тогда отравляемся в математическую страну.

Ответы детей: - Да.

Воспитатель: - Чтобы побыстрее помочь жителям математического королевства предлагаю очень быстрый транспорт и доступный нам – это наш ковер – самолет. Садитесь на ковер, закрывайте глаза. Ребята, чтобы нам взлететь, надо произвести счет от 10 до 0.

Ответы детей: - 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 (считают хором)

Воспитатель: - Вот мы и попали в страну Математики.

И вот 1 задание.

Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в королевство, нам нужно выполнить 1 задание.

- Злой колдун заколдовал все геометрические фигуры королевства. Остался лишь только один …

Дополнение детей: - Прямоугольник

Воспитатель: - Как вы думаете, какое у него настроение?

Дети: - Грустное, невеселое

Воспитатель: - А почему он загрустил?

Дети: - Потому, что он один, рядом нет его друзей

Воспитатель: - А с кем у нас дружит прямоугольник?

Дети: - С кругом, квадратом, овалом, треугольником, трапецией

Воспитатель: - А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.

МЯЧ, ДВЕРЬ, ЮБКА, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ПЛАТОК

Работаем за столом, выкладывая геометрические фигуры на полоске слева направо.

Воспитатель: - Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

Дети: - Круг, прямоугольник, трапеция, треугольник, овал, квадрат.

Воспитатель: - Как их можно назвать одним словом?

Дети: - Геометрические фигуры.

Воспитатель: - Сколько всего фигур?

Дети: - 6

Воспитатель: - Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем, мы приближаемся к нашей заветной цели – помочь жителям математического королевства освободиться от чар злого волшебника. Но вот опять беда – у одного из жителей приближается день рождения, он знает, что именины в пятницу, но дни недели под действием чар волшебника разругались, перепутали весь порядок и каждый день недели хочет главенствовать.

2 задание

Воспитатель: - Может восстановим порядок? Вспомним дни недели в знакомой нам физкультминутке.

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.

А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

Воспитатель: - Порядок дней недели мы повторили, а какой сегодня день недели?

Ответы детей: - Четверг

Воспитатель: - Правильно, а если сегодня четверг, а день рождения у жителя математики в пятницу, то это когда будет?

Дети: - ….. Завтра

Воспитатель: - Значит, мне нужно сегодня сообщить ему об этом, чтобы он успел подготовиться к Дню рождения и пригласить своих друзей.

Воспитатель: - Мы с вами ребята, немного отдохнули, но королевство до сих пор находится в опасности. Отправляемся дальше?

3 задание.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, что здесь происходит. «Случай странный, случай редкий цифры в ссоре, вот это да…. Со своей стоять соседкой, не желает не одна. Нужно цифры помирить и их строй восстановить.

- Ребята, как можно цифры помирить? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответы детей: - Выстроить числовой ряд. (дети выкладывают числовой ряд).

Один ребенок выкладывает на мольберте, остальные за столами. Считаем от 0 до 10 и обратно. (хором, затем спросить 2-3 ребенка).

Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, какое число, вы поставили между числами 7 и 9?

Ответы детей: - 8 (восемь)

Воспитатель: - Все согласны?

Ответы детей: - Да.

Воспитатель: - ……….., назови соседей числа 6?

Ребенок: - 5 и 7.

Воспитатель: - Молодец!

Воспитатель: - ……….., а ты назови мне, соседей числа 2.

Ребёнок: - 1 и 3.

Воспитатель: - Отлично! Цифры мы помирили, а значит задание выполнено.

А сейчас предлагаю отдохнуть и вспомнить знакомую нам гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли».

Ах, как долго мы играли,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Воспитатель: Молодцы.

4 задание.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком. Посмотрите с цветком, что- то случилось? Какой он?

Ответы детей: - Серый, бесцветный, тусклый.

Воспитатель: - Какое у него настроение?

Ответы детей: - Грустное, плаксивое.

Воспитатель: - Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого колдуна - нужно отгадать его загадки.

- Тот, кто отгадает - тот лепесток с угаданной цифрой к жизни возвращает.

Загадки читаются в разном порядке

1. Сколько солнышек на небе?

О. д. 1 (один) (ищет лепесток с цифрой 1).

2. Сколько хвостов у двух котов? (2)

3. Сколько спинок у трех свинок?

О. д. 3 (три) (ищет лепесток с цифрой 3).

4. Сколько ушей у двух мышей? (4)

5. Сколько пальцев на правой руке? (5)

6. Пять щенят и мама лайка,
Сколько всех, пересчитай-ка! (6)

7. Сколько цветов радуги? (7)

8. Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружков.

Как рада я, что я нашла себе таких, как вы, дружков. (8)

Воспитатель: - Молодцы. Быстро все разгадали загадки и помогли цветку засиять новыми красками. Но нам необходимо выполнить последнее самое важное задание – найти волшебный сундук с заклинанием и прочитать его.

5 задание

Воспитатель: - Знаю, что сундук находится в самой тайной комнате, и чтобы нам туда попасть – необходимо построить лесенку (приглашает детей к общему столу для построения из 5 полос одной ширины и разной длины лесенки для спуска)

Воспитатель: - Что можно сказать о ширине полосок? (полоски одинаковые по ширине)

- Что можно сказать о длине полосок? (полоски разные по длине)

Воспитатель предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия.

- Получилась ли лесенка, если полоски были одинаковой длины?

Ответы и предположения детей: - …. Нет

После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок.

Воспитатель: - А где именно нам найти сундук, подскажет последняя загадка, послушайте её пожалуйста очень внимательно:

В этом доме все жильцы —
Умники и мудрецы.
Кто со всеми познакомится —
Образованным становится.

Дети находят сундук и воспитатель помогает им прочитать волшебные слова заклинания:              «Потрудились мы, как нужно,

                                     Трудности прошли все дружно,

                                     Стоит вместе нам сплотиться,

                                      Может чудо получиться»

Воспитатель: - Молодцы, злые чары сняты!

Королева математики: (Слайд голосовой) Благодарит детей.

«Ребята, большое спасибо вам за помощь. Сегодня вы все работали хорошо, все расставили по местам и злого колдуна превратили в доброго волшебника. В знак благодарности я дарю вам эту игру. До свидания, ребята»

Ответы детей: - До свидания!

Воспитатель: - Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на наш волшебный ковер-самолет, закроем глаза и начнем счет от 10 до 0.

Дети считают хором.

Воспитатель: - Вот мы и в детском саду.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, откуда мы с вами вернулись?

Ответы детей: - С королевства математики.

Воспитатель: - А что мы с вами делали, кому помогали?

Ответы детей: Жителям королевства. Выполняли задания. Мы расколдовывали цифры, геометрические фигуры, дни недели, цветок. И злого колдуна превратили в доброго волшебника.

Воспитатель: - Ребят вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей: - Да

Воспитатель: - Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Путешествие в королевство Математики»

Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;- совершен...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Сказочная история про Машу и Медведя"

В этой сказочной истории дети помогали Маше и медведю запомнить дни недели по порядку, по моделе "Дни недели", и по игровому упражнению "Неделя, стройся" , закрашивали волшебные об...

Конспект занятий по ФЭМП Тема: «Путешествие в сказочный математический лес»

Цель: Формировать интеллектуально – речевое развитие детей посредствам формирования математических представлений. Задачи:Воспитывать активность, самостоятельность.Развивать память, мышление...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "В королевстве царя Считая"

Занятие для средней группы в игровой форме. Содержит задания из разделов: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве....

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в Королевство Математики» с применением игровой технологий.

Цель: Закрепление элементарных математических знаний, представлений, умений, полученных детьми . Задачи (с интеграцией образовательных областей): Образовательные:  Закрепить знания геом...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе « Удивительное Королевство Математики»

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение...