Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в сказочное королевство Математики"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: "Путешествие в сказочное королевство Математики". Цель занятия: выявить знания детей по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_femp.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 города Пензы «Ягодка»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказочное королевство Математики»
Составил: Спицына И.А.
г. Пенза, 2022
Цель: выявить знания детей по математике.
Задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить знания о последовательности дней недели
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный: геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник «грустный», прямоугольник «весёлый», трапеция, овал, квадрат; цифры от 0 до 10, цветок белый, цветные лепестки с цифрами на них, 5 полосок разного цвета одной ширины и разной длины для лесенки, сундук с заклинанием, игра для детей в подарок от Королевы Математики, магнитная доска, аудиописьмо от жителей королевства математики, звук «волшебство»
- Раздаточный: геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, квадрат, полоска для выкладывания геометрических фигур, цифры от 0 до 10.
Предварительная работа:
- рассматривание плаката «Геометрические фигуры»
- разгадывание загадок о геометрических фигурах
- разучивание с детьми физкультминутки о днях недели
- повторение гимнастики для глаз «Ах, как долго мы играли»
Методы и приёмы: создание проблемной ситуации, объяснение, напоминание, уточнение, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, физкультминутка, гимнастика для глаз
Ход НОД.
1. Приветствие. Эмоциональный настрой на совместную деятельность
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Отлично! Молодцы!
2. Организационный момент.
Воспитатель: -Ребята, сегодня я хотела предложить вам не играть и не трудиться, а немного полениться! Думала сядем на ковер и затеем разговор. Ведь говорят на белом свете множество чудес. И среди них есть удивительное Королевство Математики! Если там побывать, можно узнать много нового и интересного! И вот представляете, рано утром, как только я пришла в детский сад, мне пришло одно необычное письмо на почту. Чудеса!... И как вы думаете от кого?
Ответы и предположения детей:
Воспитатель: - Как раз от жителей Королевства Математики.
Послушаем его?
Ответы детей: - …..
Аудиописьмо: «Здравствуйте, ребята! Мы, жители Королевства Математики и я Королева Математики, в полном отчаянии! Злой колдун заколдовал всех жителей королевства- все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена, дни недели разругались и важничают. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания, и найти волшебный сундук». Подпись. «С благодарностью, Королева Математики».
Воспитатель: - Ребята, мы поможем жителям страны математики.
Воспитатель: - Тогда отравляемся в математическую страну.
Ответы детей: - Да.
Воспитатель: - Чтобы побыстрее помочь жителям математического королевства предлагаю очень быстрый транспорт и доступный нам – это наш ковер – самолет. Садитесь на ковер, закрывайте глаза. Ребята, чтобы нам взлететь, надо произвести счет от 10 до 0.
Ответы детей: - 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 (считают хором)
Воспитатель: - Вот мы и попали в страну Математики.
И вот 1 задание.
Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в королевство, нам нужно выполнить 1 задание.
- Злой колдун заколдовал все геометрические фигуры королевства. Остался лишь только один …
Дополнение детей: - Прямоугольник
Воспитатель: - Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: - Грустное, невеселое
Воспитатель: - А почему он загрустил?
Дети: - Потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: - А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: - С кругом, квадратом, овалом, треугольником, трапецией
Воспитатель: - А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
МЯЧ, ДВЕРЬ, ЮБКА, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ПЛАТОК
Работаем за столом, выкладывая геометрические фигуры на полоске слева направо.
Воспитатель: - Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: - Круг, прямоугольник, трапеция, треугольник, овал, квадрат.
Воспитатель: - Как их можно назвать одним словом?
Дети: - Геометрические фигуры.
Воспитатель: - Сколько всего фигур?
Дети: - 6
Воспитатель: - Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем, мы приближаемся к нашей заветной цели – помочь жителям математического королевства освободиться от чар злого волшебника. Но вот опять беда – у одного из жителей приближается день рождения, он знает, что именины в пятницу, но дни недели под
действием чар волшебника разругались, перепутали весь порядок и каждый день недели хочет главенствовать.
2 задание
Воспитатель: - Может восстановим порядок? Вспомним дни недели в знакомой нам физкультминутке.
В понедельник я купался, Изображаем плавание.
А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки
Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.
Воспитатель: - Порядок дней недели мы повторили, а какой сегодня день недели?
Ответы детей: - Четверг
Воспитатель: - Правильно, а если сегодня четверг, а день рождения у жителя математики в пятницу, то это когда будет?
Дети: - ….. Завтра
Воспитатель: - Значит, мне нужно сегодня сообщить ему об этом, чтобы он успел подготовиться к Дню рождения и пригласить своих друзей.
Воспитатель: - Мы с вами ребята, немного отдохнули, но королевство до сих пор находится в опасности. Отправляемся дальше?
3 задание.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, что здесь происходит. «Случай странный, случай редкий цифры в ссоре, вот это да…. Со своей стоять соседкой, не желает не одна. Нужно цифры помирить и их строй восстановить.
- Ребята, как можно цифры помирить? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответы детей: - Выстроить числовой ряд. (дети выкладывают числовой ряд).
Один ребенок выкладывает на мольберте, остальные за столами. Считаем от 0 до 10 и обратно. (хором, затем спросить 2-3 ребенка).
Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, какое число, вы поставили между числами 7 и 9?
Ответы детей: - 8 (восемь)
Воспитатель: - Все согласны?
Ответы детей: - Да.
Воспитатель: - ……….., назови соседей числа 6?
Ребенок: - 5 и 7.
Воспитатель: - Молодец!
Воспитатель: - ……….., а ты назови мне, соседей числа 2.
Ребёнок: - 1 и 3.
Воспитатель: - Отлично! Цифры мы помирили, а значит задание выполнено.
А сейчас предлагаю отдохнуть и вспомнить знакомую нам гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли».
Ах, как долго мы играли,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Воспитатель: Молодцы.
4 задание.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком. Посмотрите с цветком, что- то случилось? Какой он?
Ответы детей: - Серый, бесцветный, тусклый.
Воспитатель: - Какое у него настроение?
Ответы детей: - Грустное, плаксивое.
Воспитатель: - Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого колдуна - нужно отгадать его загадки.
- Тот, кто отгадает - тот лепесток с угаданной цифрой к жизни возвращает.
Загадки читаются в разном порядке
1. Сколько солнышек на небе?
О. д. 1 (один) (ищет лепесток с цифрой 1).
2. Сколько хвостов у двух котов? (2)
3. Сколько спинок у трех свинок?
О. д. 3 (три) (ищет лепесток с цифрой 3).
4. Сколько ушей у двух мышей? (4)
5. Сколько пальцев на правой руке? (5)
6. Пять щенят и мама лайка,
Сколько всех, пересчитай-ка! (6)
7. Сколько цветов радуги? (7)
8. Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла себе таких, как вы, дружков. (8)
Воспитатель: - Молодцы. Быстро все разгадали загадки и помогли цветку засиять новыми красками. Но нам необходимо выполнить последнее самое важное задание – найти волшебный сундук с заклинанием и прочитать его.
5 задание
Воспитатель: - Знаю, что сундук находится в самой тайной комнате, и чтобы нам туда попасть – необходимо построить лесенку (приглашает детей к общему столу для построения из 5 полос одной ширины и разной длины лесенки для спуска)
Воспитатель: - Что можно сказать о ширине полосок? (полоски одинаковые по ширине)
- Что можно сказать о длине полосок? (полоски разные по длине)
Воспитатель предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия.
- Получилась ли лесенка, если полоски были одинаковой длины?
Ответы и предположения детей: - …. Нет
После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок.
Воспитатель: - А где именно нам найти сундук, подскажет последняя загадка, послушайте её пожалуйста очень внимательно:
В этом доме все жильцы —
Умники и мудрецы.
Кто со всеми познакомится —
Образованным становится.
Дети находят сундук и воспитатель помогает им прочитать волшебные слова заклинания: «Потрудились мы, как нужно,
Трудности прошли все дружно,
Стоит вместе нам сплотиться,
Может чудо получиться»
Воспитатель: - Молодцы, злые чары сняты!
Королева математики: (Слайд голосовой) Благодарит детей.
«Ребята, большое спасибо вам за помощь. Сегодня вы все работали хорошо, все расставили по местам и злого колдуна превратили в доброго волшебника. В знак благодарности я дарю вам эту игру. До свидания, ребята»
Ответы детей: - До свидания!
Воспитатель: - Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на наш волшебный ковер-самолет, закроем глаза и начнем счет от 10 до 0.
Дети считают хором.
Воспитатель: - Вот мы и в детском саду.
Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, откуда мы с вами вернулись?
Ответы детей: - С королевства математики.
Воспитатель: - А что мы с вами делали, кому помогали?
Ответы детей: Жителям королевства. Выполняли задания. Мы расколдовывали цифры, геометрические фигуры, дни недели, цветок. И злого колдуна превратили в доброго волшебника.
Воспитатель: - Ребят вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей: - Да
Воспитатель: - Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Путешествие в королевство Математики»
Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;- совершен...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Сказочная история про Машу и Медведя"
В этой сказочной истории дети помогали Маше и медведю запомнить дни недели по порядку, по моделе "Дни недели", и по игровому упражнению "Неделя, стройся" , закрашивали волшебные об...
Конспект занятий по ФЭМП Тема: «Путешествие в сказочный математический лес»
Цель: Формировать интеллектуально – речевое развитие детей посредствам формирования математических представлений. Задачи:Воспитывать активность, самостоятельность.Развивать память, мышление...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "В королевстве царя Считая"
Занятие для средней группы в игровой форме. Содержит задания из разделов: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве....
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Сказочное путешествие"
Конспект занятия...
Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в Королевство Математики» с применением игровой технологий.
Цель: Закрепление элементарных математических знаний, представлений, умений, полученных детьми . Задачи (с интеграцией образовательных областей): Образовательные: Закрепить знания геом...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе « Удивительное Королевство Математики»
Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение...