Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Поэтому проблема совершенствования методов обучения приобретает особую актуальность, т.к. подготовка детей к школе зависит от подготовки детей в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы: «Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитателя МКДОУ
детский сад «Радуга»
Ногиной Т.Б.
«...Не насильственно преподавать милейший,
детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше
увидишь, кто к чему склонен…»
Сократ.
Актуальность темы
Она обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Психологи (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, учебную, трудовую). Поэтому проблема совершенствования методов обучения приобретает особую актуальность, т.к. подготовка детей к школе зависит от подготовки детей в детском саду.
I. Совершенно естественно, что уже маленький ребёнок в повседневном своём опыте сталкивается с необходимостью определить величину предметов, число их, пространственное расположение. Его окружают предметы большие и маленькие, толстые и тонкие и т.д. Эти предметы бывают в большем или меньшем количестве, они находятся от него близко или далеко. Для ребёнка эти явления не безразличны. Маленький, не умеющий ещё ходить ребёнок, хочет схватить предмет, тянется к нему и не может достать, своё неудовольствие он может выразить только плачем; вы приближаете предмет, ребёнок берёт его и успокаивается. Это лишь начало начал развития представлений о пространстве.
Язык ребёнка уже очень рано начинает насыщаться словами, указывающими на количественную сторону предметов и явлений. Постепенно в развитии речи ребёнок начинает применять единственное и множественное число, правильные падежные окончания.
Указывая на ряд обстоятельств, благоприятствующих математическому развитию ребёнка, и в частности на то, что ребёнок рано сталкивается с необходимостью определить количество предметов в окружающей обстановке, мы вовсе не хотим сказать, что этого достаточно. Эти благоприятные обстоятельства приобретают силу при условии руководства и помощи взрослого.
Однако, одного наличия предметов и благоприятных обстоятельств совершенно недостаточно. Нужно ещё привлечь внимание ребёнка к ним. Разумное использование взрослыми тех богатых возможностей, которые в изобилии доставляет жизнь и общение ребёнка со взрослыми и детьми, есть один из основных путей развития математических представлений у детей.
Поэтому использование, как игровой приём, малых фольклорных жанров и малых стихотворных форм по формированию основ математических представлений детей младшего дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня математического развития детей.
На наш взгляд, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение на занятиях, в повседневной жизни, сюжетно – ролевых, театрализованных, дидактических играх и упражнениях, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.) и хозяйственно – бытовом труде при условии наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у дошкольников основ математических представлений и развитие математического мышления. Поэтому проблема совершенствования методов обучения и воспитания приобретает особую актуальность.
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина и др. говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения и математического образования детей.
Детский фольклор полифункционален. В нём сочетаются разные функции: утилитарно – практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая (мнемоника- «искусство запоминания»), эстетическая. Он помогает прививать ребёнку навыки поведения в коллективе, а так же приобщать к народным традициям.
К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, потешки и др. Это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей.
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как приём, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число); как приём, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.
Проанализировав литературу, изучив опыт работы воспитателей других ДОУ, мы пришли к выводу: несмотря на многообразие программ (и методических указаний к ним), рекомендуемых для использования в дошкольном образовании, в том числе и по математике, данный вопрос разработан недостаточно. Это и побудило нас на работу по использованию малых фольклорных жанров как приём в процессе обучения математике детей младшего дошкольного возраста.
В работе мы придерживались 1) положения о том, что обучение должно носить развивающий характер (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.); 2) культурологического подхода, в соответствии с которым обучение и развитие дошкольников включает их знакомство с культурным наследием народа (И.Ф. Исаев, В.А. Сластёнин и др.) Это натолкнуло нас на мысль уточнить такие понятия, как фольклор, малые фольклорные жанры, детский фольклор и отобрать малые фольклорные жанры, которые можно использовать в работе для развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
В русле развивающего и культурологического подходов нами были проанализированы различные программы («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Школа 2000…»), что помогло теоретически обосновывать необходимость и возможность использования фольклора в работе с детьми дошкольного возраста в процессе развития элементарных математических представлений.
Загадка как средство усвоения представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число и т.д.), привитие любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развитие речи на занятиях по формированию математических представлений.
Загадка – «замысловатое, иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, даётся с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке».
В загадках математического содержания предмет или явление анализируется с количественно, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия счетушки, счёт, пересчёт, говорушки и др.) т.е.короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Считалка выполняет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с подвижными играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Мы используем считалки во 2 младшей группе с целью закрепления умения вести счёт.
Эффективно использование малых стихотворных форм и потешек математического содержания. Они активизируют внимание, речь, память малышей.
Мир детства невозможно представить без сказки. Присутствие сказочного героя на занятии придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Действие счёта предполагает знания детьми числового ряда и соблюдения четкой последовательности названия чисел при счёте. Есть сказки, сюжет которых построен как своего рода матрёшка или пирамида: с разными происходит одно и тоже, при этом каждый раз в чёткой хронологической последовательности перечисляются все предшествующие события. Такие сказки очень важно рассказывать детям, так как они развивают и тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд.
Для детей для детей младшего дошкольного возраста подойдут сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Три медведя» и др.
В основном работа ведётся в повседневных бытовых ситуациях. С подгруппами детей и индивидуально: на прогулке, во время одевания и раздевания, подготовки к приёму пищи, а также в свободное время в течение дня и на занятиях.
II.1.Выявление уровня сформированности развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Чтобы доказать эффективность наших действий мы провели обследование детей.
Цель обследования:
- выявить эффективность использования для работы с детьми как игровой приём, малых фольклорных жанров и стихотворных форм.
Обследование проводилось во 2 младшей группе структурного подразделения муниципальной Каменской СОШ д/сад «Малыш», п. Каменка.
Задачи обследования:
1. Изучить уровень развития математических представлений у детей, и выявить детей, у которых уровень развития математических представлений не соответствует возрасту.
2. Подобрать материал математического содержания и применить его для развития математических представлений.
3. Описание и анализ констатирующего эксперимента.
Выбор текстовых заданий для обследования детей.
Методы:
1. Анализ специальных литературных источников.
2. Педагогический эксперимент:
- констатирующий (диагностика математического развития детей),
- формирующий эксперимент,
- контрольный эксперимент.
3. Методы математической обработки данных.
Для того чтобы как можно полнее увидеть картину возможностей ребёнка, в отношении развития математических представлений, было решено наблюдать детей в течение четырёх месяцев, с сентября по декабрь, основывая наблюдения на одних и тех же критериях. При таком подходе имеется возможность наблюдать личный темп, изменения результативности в течение определённого промежутка времени. Для того чтобы иметь возможность реализовывать такой подход к исследованию развития математических представлений, диагностическая программа должна удовлетворять следующим условиям:
- должна соответствовать программным требованиям
- организовать равные условия работы всех детей,
- небольшой объём времени, затрачиваемый на всю процедуру обследования,
- возможность чёткой фиксации результатов.
Обследование длится не более 15 минут. Сведения собраны о каждом ребёнке, результаты обследования фиксируются в свободной ведомости.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития.
Для обследования детей были выбраны тестовые задания:
1. Подбери по форме вкладыш к прорези, крышку к флакону.
2. Подбери по цвету вкладыш.
3. Покажи 1(2) пальчика.
4. Собери пирамидку на конусной основе из 3(5) колец.
5. Покажи круг, треугольник (на картинке или модели).
6. Покажи большой (маленький) предмет из двух (на картинке).
7. Покажи красный, синий, жёлтый круг.
8. Найди два одинаковых предмета.
9. Дай мне кусочек пластилина. Дай часть яблока.
10. Собери матрёшку (трёхместную).
Вопросы для обследования соответствуют программным задачам данного возраста.
1. Формирование представлений о числе (3 вопрос).
2. Геометрические представления (1,5 вопросы).
3. Развитие сенсорных возможностей (7,2 вопросы).
4. Осуществление сериации (4,10).
5. Развитие логического мышления (6,8,9).
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента.
Имя | Возраст (лет,мес.) | задания | уровни | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | баллы | проценты | 1 | 2 | 3 | ||
1.Поля А. | 2,8 | + | + | + | - | + | - | + | + | - | - | 5 | 50% | 2 | ||
2.Ира Б. | 2,10 | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | 9 | 90% | 3 | ||
3.Катя Г. | 2,8 | + | + | - | - | - | + | + | + | - | - | 5 | 50% | 2 | ||
4.Настя Г. | 2,7 | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | 2 | 20% | 1 | ||
5.Андрей Ж. | 3,3 | - | + | + | - | + | + | - | + | - | - | 5 | 50% | 2 | ||
6.Антон З. | 3,2 | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | 2 | 20% | 1 | ||
7.Настя К. | 3,3 | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | 7 | 70% | 3 | ||
8.Настя Кр. | 2,7 | - | + | - | - | + | - | - | - | - | - | 2 | 20% | 1 | ||
9.Алеша Л. | 2,8 | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | 5 | 50% | 2 | ||
10,Настя М. | 2,9 | - | + | + | + | + | - | - | + | + | - | 6 | 60% | 2 | ||
11.Катя Н. | 3,2 | - | + | + | - | + | + | - | + | + | - | 6 | 60% | 2 | ||
12.Антон О. | 3,1 | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | 2 | 20% | 1 | ||
13.Даша П. | 2,8 | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | 2 | 20% | 1 | ||
14.Ваня П. | 3 | - | + | - | - | + | + | - | + | - | + | 5 | 50% | 2 | ||
15.Данила П. | 2,11 | + | + | + | - | + | + | - | + | - | - | 6 | 60% | 2 | ||
16.Юля Ш. | 3 | + | + | - | - | + | - | - | + | + | - | 5 | 50% | 2 | ||
17.Катя Я. | 2,11 | - | + | - | - | + | + | - | - | - | + | 4 | 40% | 2 | ||
Итого: + | 7 | 13 | 7 | 1 | 12 | 13 | 3 | 14 | 4 | 5 | 4,6 | 45,9% | ||||
Итого: - | 10 | 4 | 10 | 16 | 5 | 4 | 14 | 3 | 13 | 12 | средний | 5 | 10 | 2 |
Для того чтобы реализовать индивидуальный подход к образованию детей и создать условия для полноценного развития не только самых слабых, но и способных детей, программные задачи дифференцированы по уровням.
Первый уровень - образует преимущественно технические навыки в минимальном необходимом объёме. Этот уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребёнка к обучению в школе.
Второй уровень - включает пропедевтическое ознакомление с наиболее трудными вопросами следующего года обучения. Усвоение этого материала обеспечивает ребёнку высокий уровень готовности к школе.
Третий уровень – включает материал, который даётся детям ознокомительно с целью углубления формирующихся у них основных представлений (например, о числе). Этот уровень затрагивает только сферу представлений, а не навыков.
Выполнение задания оценивается по типу «+», «- «
0 – 33% - первый уровень.
34% - 66% - второй уровень.
67% - 100% - третий уровень.
В результате первичного обследования был сделан количественный и качественный анализ данных. По первым результатам видно, что не все дети выполнили задания, много детей не могли справиться с заданиями тестов. Таким образом, в группе у нас выделились 2 ребёнка, которые выполнили 9 заданий правильно. Мы их отнесли к высокому уровню развития. 10 детей мы отнесли к среднему уровню развития. 5 детей не выполнили большую часть задания – мы их отнесли к первому уровню развития (обязательный).
В начале года наибольшие трудности вызвали задания: на осуществление сериации (4 и 10 вопросы), развитие сенсорных возможностей (7 вопрос), также вызвали затруднения 3 вопрос (формирование представлений о числе) и 9 вопрос (логическое мышление).
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам наметить и провести систему работы для повышения уровня развития детей.
II.2 После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.
Значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице №2.
Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента.
Имя | Возраст (лет,мес.) | задания | уровни | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | баллы | проценты | 1 | 2 | 3 | ||
1.Поля А. | 2,11 | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | 9 | 90% | 3 | ||
2.Ира Б. | 3,1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 10 | 100% | 3 | ||
3.Катя Г. | 2,11 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | 9 | 90% | 3 | ||
4.Настя Г. | 2,10 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | 5 | 50% | 2 | ||
5.Андрей Ж. | 3,6 | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | 8 | 80% | 3 | ||
6.Антон З. | 3,5 | - | + | - | - | + | + | + | + | - | + | 6 | 60% | 2 | ||
7.Настя К. | 3,6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 10 | 100% | 3 | ||
8.Настя Кр. | 2,10 | + | + | - | - | + | - | - | - | - | + | 4 | 40% | 2 | ||
9.Алеша Л. | 2,11 | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + | 6 | 60% | 2 | ||
10,Настя М. | 3 | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | 9 | 90% | 3 | ||
11.Катя Н. | 3,5 | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | 9 | 90% | 3 | ||
12.Антон О. | 3,4 | - | + | - | - | - | + | - | + | - | - | 3 | 30% | 1 | ||
13.Даша П. | 2,11 | - | + | - | - | - | + | - | + | - | - | 3 | 30% | 1 | ||
14.Ваня П. | 3,3 | + | + | - | - | + | + | - | + | - | + | 6 | 60% | 2 | ||
15.Данила П. | 3,2 | + | + | + | - | + | + | - | + | - | - | 6 | 60% | 2 | ||
16.Юля Ш. | 3,3 | + | + | + | - | + | - | - | + | + | - | 6 | 60% | 2 | ||
17.Катя Я. | 3,2 | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | 5 | 50% | 2 | ||
Итого: + | 14 | 17 | 11 | 4 | 14 | 15 | 7 | 14 | 6 | 12 | ||||||
Итого: - | 3 | 6 | 13 | 3 | 2 | 10 | 3 | 11 | 5 | средний | 2 | 8 | 7 |
Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить,
что у детей произошёл прирост в показателях математического развития.
Улучшение показателей обусловлено использованием предложенной нами системой фольклорных жанров и малых стихотворных форм, как приёма в процессе обучения математике детей младшего дошкольного возраста.
Выводы:
- Исследование показало, что разработанная нами система фольклорных жанров и малых стихотворных форм, как приёма в процессе обучения математике во второй младшей группе, способствовала повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.
- Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
- Фольклорные жанры и малые стихотворные формы дают большой заряд положительных эмоций, т.е. создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Литература.
- Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз 1939г. Стр. 10-51
- Песталоцци И.Г. избранные педагогические сочинения. Т-1., -М.: Педагогика 1981г. Стр. 161-168.
- Монтессори М. «Дом ребёнка» Изд.4-е – М.: Изд. «Радуга» 1920г. Стр. 182-183.
- Волковский Д.Л. «Руководство к «Детскому миру» в числах». – М.:1916г. Стр. 7-11,13,24.
- Глаголева Л.В. «Сравнение величин предметов в нулевых группах школ». Л-М.: Работник просвещения 1930г. Стр. 4-6, 12-13.
- Блехер Ф.Н. «Счёт и число в детском саду». Методическое письмо. – М.: 1945г. Стр. 6-8.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».- М.:
- Михайлова З. «Методы формирования элементарных математических представлений». / Дошкольное воспитание №2 1988г.
- Радуга: программа и руководство для воспитателей второй младшей группы дет. сада, Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Н. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. : Министерство просвещения РСФСР, 1987 с изменениями.
- Метлина Л.С. «Математика в детском саду». – М.: Просвещение 1984г.
- Доронова Т. «Использование игровых методов при обучении дошкольников». / Дошкольное воспитание №2 1988.
- Михайлова З. «Методы формирования э. мат. представлений». / Дошкольное воспитание №2, 1988г.
- Словарь литературных терминов. – М.: Просвещение, 1974г.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. Кн. Для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. И общая ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
- Морозова М. , Тихеева Е. «Счёт в жизни маленьких детей». Изд. 2-е. – М.-Л.: Госиздат 1927г. Стр. 6-13,66.
- Математика и логика для дошкольников: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е.В. Соловьёва.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
- Е. Сербина «Развитие математических представлений и логических операций (по программе «Радуга»). / Дошкольное воспитание №9, 1994 стр. 6-11.
- Программа «Радуга»: рефлексивный анализ опыта разработки и внедрения / Дошкольное воспитание №6, 1996г.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л., 1990
- Петерсон Л.Г. Теория ипрактика построения непрерывного образования.- М.: УМЦ «Школа 2000…»,2001.
- Петерсон Л.Г., КочемасоваЕ.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методитеские рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам сто...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"
Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....
Развитие Элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
С помощью математики мы знакомим детей с формой, цветом, количеством, числом и пространством времени. Дошкольникам предоставляется возможность обследовать предмет, проявить ...
Диагностика по развитию сенсорных способностей и развити элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
Диагностические задания...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).
Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных ...
Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.
В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы в соответствии с Образовательной Программой ДОУ, ФГОС До. И от того, на...