ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).
методическая разработка по математике (младшая группа)

Якименко Ирина Александровна

 

Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_mihaleva_i.a.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Развивай-ка»

Развитие Элементарных Математических Представлений

  Михалевой Ирины Александровны

СОДЕРЖАНИЕ  

№ п/п

Наименование разделов

Стр

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

     4

1.1.

Пояснительная записка:

4

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы  

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.2.

Сроки реализации программы

5

1.3.

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

5

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

5

2.1.

Содержание работы

6

2.2.

Планирование на учебный год

6-16

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

3.1.

Структура реализации программы кружковой деятельности:

16

3.1.1.

Формы работы с детьми

16

3.1.2.

Реализуемые образовательные технологии

16

3.1.3.

Образовательная нагрузка (количество,  длительность и время проведения)

17

3.2.

Условия реализации  программы кружковой деятельности:

17

3.2.1.

Информационно-методическое обеспечение программы

17

3.2.2.

Материально-техническое обеспечение

17

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

         Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка» разработана в соответствии с :

- Законом РФ « Об образовании в РФ» ( от 29.12.2012 № 273- ФЗ)

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( Приказ МоиНРФ от 17.10.2013 №1155)

        Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Актуальность: Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом.«Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности .Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы:

Цель:  Формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

Задачи:

  развивающие задачи направлены на развитие:

- логического мышления, памяти, внимания, речи;

- математических способностей;

- мелкой моторики рук и глазомера;

- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

образовательные задачи направлены на:

- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах

математического развития дошкольников;

- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);

- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, класси-

фикация);формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);

- формирование простейших графических умений и навыков;

воспитательные задачи формируют:

-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;

готовить материалы, необходимые для занятия);

-самостоятельность и интерес к познанию;

-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

1.1.2.  Принципы и подходы к реализации программы:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

1.2. Сроки

Программа реализуется в течение 2017 – 2018 учебного года с сентября по май.

1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:

К концу года ребенок:

- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;

- называет числительные по порядку в пределах пяти;

- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

- понимает, что фигуры могут быть разного размера;

- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- использует в речи результаты сравнения;

- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;

- обозначает словами положение предмета относительно себя;

- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание работы :

Работа распределяется по разделам:

- Количество и счет,

- Ознакомление с геометрическими фигурами,

- Определение величины.

- Ориентировка во времени и в пространстве.

- Решение логических задач.

Количество и счет

Формировать умение у детей:

  • сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
  • понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;
  • понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
  • называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
  • согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
  • решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.

Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.

Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.

Геометрические фигуры

Формировать умение:

  • использовать приемы обследования зрительно-двигательным путем;
  • видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Познакомить:

  • с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  • с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление:о том, что фигуры могут быть разного размера.

Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.

Величина

Формировать умение:

  • сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.

Ориентировка во времени

Формировать умение:

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

Ориентировка в пространстве

Формировать умение:

  • различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
  • обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
  • двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).

Логические задачи

Формировать умение: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.

2.2. Планирование на учебный год:

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Мониторинг

Мониторинг

Игра «Когда это бывает?»

Игра «Большой - маленький»

Игра «Один - много»

Познакомить с частью суток – утро; формировать умение у детей отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

Игра «Назови правильно»

Игра «Отгадай и нарисуй»

Познакомить с геометрической фигурой – круг; формировать умение обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

Октябрь

Игра «Когда это бывает?»

Игра «Высокий –низкий, большой - маленький»

Д/У «Раскрась правильно»

Познакомить с частью суток – вечер; Формировать умение сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать закреплять умение определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

 Игра «Один и много»

 Игра «Что бывает круглым»

Продолжать формировать умение сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; формировать умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

Разучивание стихотворения

Игра «Что где находится»

Игра «Соедини правильно»

Познакомить с числом 2; формировать умение различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать выделять признаки сходства и различия.

Игра «Загадки и отгадки»

И/У «Знакомимся с треугольником»

Игра «Что бывает осенью»

Продолжать знакомить с числом 2; формировать умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник.

Ноябрь

Игра «Загадка и отгадка»

И/У «Большая, поменьше, маленькая»

Игра «На какую фигуру похожи предметы?»

Познакомить с числом 3; Формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Игра «Соедини правильно»

Игра «Посмотри и сравни»

 

Продолжать знакомить с числом 3; формировать умение различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать развивать умение сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Игра «Хватит ли белочкам шишек?»

И/У «Нарисуй правильно»

Игра «Узнай, кто спрятался»

Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать развивать умение сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание.

Игра «Угости зайчат»

И/У «Украсим коврик»

Игра «Подбери дорожки к домикам»

Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать развивать умение сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Декабрь

Игра «Сколько?»

Игра «Что лежит в мешочке?»

Продолжать знакомить с числом 4;

формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Игра «Хватит ли снеговикам шапок?»

И/У «Рисуем прямоугольники»

Игра «Считай, закрашивай»

Формировать умение различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.

Игра «Домики для медвежат»

Игра « Что бывает зимой?»

Игра «Соедини по точкам»

Познакомить с числом 5; продолжать формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – зима; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

Игра «Слушай, считай, делай»

Игра «Закончи предложение»

Игра «Посмотри и назови»

Игра «Подбери пару»

Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать развивать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Январь

Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом»

И/У «Рисуем овалы»

Игра «Соедини правильно»

Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине.

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «На какую геометрическую фигуру похожи предметы»

Игра «Раскрась правильно»

Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.

И/У «Найди лишний домик»

Игра «Выложи по образцу»

Развивать умение классифицировать предметы по определенному признаку, находить лишний предмет; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать зрительную память, умение моделировать; развивать логическое мышление

Февраль

Игра «Помоги муравьишке»

И/У «Найди предмет такой же формы»

Игра «Считай не ошибись!»

Закрепить у детей пространственные отношения: справа, слева; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; усвоение порядка следования чисел натурального ряда.

И/У «Бусы»

Игра «Третий лишний»

И/У «Круглый год»

Развивать у детей умение  видеть закономерность в полученном задании; закрепить умение сравнивать группы предметов; закрепление последовательности времени года.

И/У «Волшебная ниточка»

Игра «Подбери варежку»

Д/У «Что сначала, что потом»

Развивать пространственные представления; сравнение предметов по всем признакам (величина, цвет, орнамент); развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

Д/У «Укрась платье для лисички»

Игра «Поезд»

«Задачи-шутки»

Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.

Март

Д/У «Дорисуй картинки»

И/У «Распутай паутинку»

Игра «Божьи коровки»

Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать пространственные представления; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность.

Игра «Обведи дорожки»

Д/У «Логические цепочки»

И/У «Найди одинаковые фигуры»

Закрепить пространственные отношения: впереди – сзади; учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепление знаний о геометрических фигурах и их сравнение по всем признакам.

Д/У «Продолжи закономерность»

Д/У «Раскрась так же»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над; закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Игра «Построй домик»

И/У «Самолёты»

Игра «Хватит ли бабочкам цветочков»

.

Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, ; формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.

Апрель

Игра «Найди нужную деталь»

И/У «Цветик - семицветик»

И/У «Лесные зверушки»

Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет; развивать пространственные представления.

Д/У «Какая фигура будет последней?»

«Задачи-шутки»

И/У «Забавный инопланетянин»

Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.

Д/У «Воздушный змей»

И/У «Бабочки»

Игра «Волшебные дорожки»

Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать пространственные представления; умение различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее — короче». 

«В стране геометрических фигур»

Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.

Май

«Путешествие по комнате»

Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

«Путешествие в математическую страну»

Закрепить пройденный материал.

Мониторинг

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

3.1. Структура реализации программы кружковой деятельности

3.1. 1. Формы работы с детьми:

      -Игры

-Беседы, работа с наглядным материалом.

-Д/и и упражнения.

-Чтение и заучивание художественной литературы.

- Работа с раздаточным материалом

3.1.2.  Реализуемые образовательные технологии:

- игровая технология  (занятия проходят в виде игры);

- личностно-ориентированные технологии (индивидуальный подход к каждому

ребенку).

3.1.3. Образовательная нагрузка (количество,  длительность и время проведения)

 Одно занятие в неделю по 15 мин

3.2. Условия реализации программы кружковой деятельности  

3.2.1. Информационно-методическое обеспечение программы:

-И.А.Помораева.В.Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. 3-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2015 г.

-Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.

-Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. М., 2012.

-З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.-З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.

-З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

-Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.

-В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

3.2.2. Материально-техническое обеспечение:

-Мебель для практической деятельности

-Раздаточный счетный  и наглядный материал .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам сто...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"

Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....

Развитие Элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

     С помощью математики мы знакомим детей с формой, цветом, количеством, числом и пространством времени. Дошкольникам предоставляется возможность обследовать предмет, проявить ...

Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.

В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы в соответствии с Образовательной Программой ДОУ, ФГОС До. И от того, на...