ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).
методическая разработка по математике (младшая группа)
Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mihaleva_i.a.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Развивай-ка»
Развитие Элементарных Математических Представлений
Михалевой Ирины Александровны
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Стр |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 |
1.1. | Пояснительная записка: | 4 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.2. | Сроки реализации программы | 5 |
1.3. | Планируемые результаты освоения воспитанниками программы | 5 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 5 |
2.1. | Содержание работы | 6 |
2.2. | Планирование на учебный год | 6-16 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 16 |
3.1. | Структура реализации программы кружковой деятельности: | 16 |
3.1.1. | Формы работы с детьми | 16 |
3.1.2. | Реализуемые образовательные технологии | 16 |
3.1.3. | Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения) | 17 |
3.2. | Условия реализации программы кружковой деятельности: | 17 |
3.2.1. | Информационно-методическое обеспечение программы | 17 |
3.2.2. | Материально-техническое обеспечение | 17 |
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка» разработана в соответствии с :
- Законом РФ « Об образовании в РФ» ( от 29.12.2012 № 273- ФЗ)
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( Приказ МоиНРФ от 17.10.2013 №1155)
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Актуальность: Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом.«Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности .Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы:
Цель: Формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
Задачи:
развивающие задачи направлены на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах
математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, класси-
фикация);формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
1.2. Сроки
Программа реализуется в течение 2017 – 2018 учебного года с сентября по май.
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы :
Работа распределяется по разделам:
- Количество и счет,
- Ознакомление с геометрическими фигурами,
- Определение величины.
- Ориентировка во времени и в пространстве.
- Решение логических задач.
Количество и счет
Формировать умение у детей:
- сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;
- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
- согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
- решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.
Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.
Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.
Геометрические фигуры
Формировать умение:
- использовать приемы обследования зрительно-двигательным путем;
- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить:
- с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление:о том, что фигуры могут быть разного размера.
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.
Величина
Формировать умение:
- сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.
Ориентировка во времени
Формировать умение:
- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».
Ориентировка в пространстве
Формировать умение:
- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
- двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).
Логические задачи
Формировать умение: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.
2.2. Планирование на учебный год:
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Мониторинг | |
Мониторинг | ||
Игра «Когда это бывает?» Игра «Большой - маленький» Игра «Один - много» | Познакомить с частью суток – утро; формировать умение у детей отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. | |
Игра «Назови правильно» Игра «Отгадай и нарисуй» | Познакомить с геометрической фигурой – круг; формировать умение обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки. | |
Октябрь | Игра «Когда это бывает?» Игра «Высокий –низкий, большой - маленький» Д/У «Раскрась правильно» | Познакомить с частью суток – вечер; Формировать умение сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать закреплять умение определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. |
Игра «Один и много» Игра «Что бывает круглым» | Продолжать формировать умение сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; формировать умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы. | |
Разучивание стихотворения Игра «Что где находится» Игра «Соедини правильно» | Познакомить с числом 2; формировать умение различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать выделять признаки сходства и различия. | |
Игра «Загадки и отгадки» И/У «Знакомимся с треугольником» Игра «Что бывает осенью» | Продолжать знакомить с числом 2; формировать умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник. | |
Ноябрь | Игра «Загадка и отгадка» И/У «Большая, поменьше, маленькая» Игра «На какую фигуру похожи предметы?» | Познакомить с числом 3; Формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры. |
Игра «Соедини правильно» Игра «Посмотри и сравни»
| Продолжать знакомить с числом 3; формировать умение различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать развивать умение сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине). | |
Игра «Хватит ли белочкам шишек?» И/У «Нарисуй правильно» Игра «Узнай, кто спрятался» | Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать развивать умение сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание. | |
Игра «Угости зайчат» И/У «Украсим коврик» Игра «Подбери дорожки к домикам» | Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать развивать умение сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». | |
Декабрь | Игра «Сколько?» Игра «Что лежит в мешочке?» | Продолжать знакомить с числом 4; формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. |
Игра «Хватит ли снеговикам шапок?» И/У «Рисуем прямоугольники» Игра «Считай, закрашивай» | Формировать умение различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. | |
Игра «Домики для медвежат» Игра « Что бывает зимой?» Игра «Соедини по точкам» | Познакомить с числом 5; продолжать формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – зима; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. | |
Игра «Слушай, считай, делай» Игра «Закончи предложение» Игра «Посмотри и назови» Игра «Подбери пару» | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать развивать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | |
Январь | Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом» И/У «Рисуем овалы» Игра «Соедини правильно» | Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине. |
Игра «Загадки и отгадки» Игра «На какую геометрическую фигуру похожи предметы» Игра «Раскрась правильно» | Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг. | |
И/У «Найди лишний домик» Игра «Выложи по образцу» | Развивать умение классифицировать предметы по определенному признаку, находить лишний предмет; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать зрительную память, умение моделировать; развивать логическое мышление | |
Февраль | Игра «Помоги муравьишке» И/У «Найди предмет такой же формы» Игра «Считай не ошибись!» | Закрепить у детей пространственные отношения: справа, слева; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; усвоение порядка следования чисел натурального ряда. |
И/У «Бусы» Игра «Третий лишний» И/У «Круглый год» | Развивать у детей умение видеть закономерность в полученном задании; закрепить умение сравнивать группы предметов; закрепление последовательности времени года. | |
И/У «Волшебная ниточка» Игра «Подбери варежку» Д/У «Что сначала, что потом» | Развивать пространственные представления; сравнение предметов по всем признакам (величина, цвет, орнамент); развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. | |
Д/У «Укрась платье для лисички» Игра «Поезд» «Задачи-шутки» | Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. | |
Март | Д/У «Дорисуй картинки» И/У «Распутай паутинку» Игра «Божьи коровки» | Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать пространственные представления; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность. |
Игра «Обведи дорожки» Д/У «Логические цепочки» И/У «Найди одинаковые фигуры» | Закрепить пространственные отношения: впереди – сзади; учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепление знаний о геометрических фигурах и их сравнение по всем признакам. | |
Д/У «Продолжи закономерность» Д/У «Раскрась так же» | Закрепить пространственные отношения: на, под, над; закрепить сравнение групп предметов по количеству. | |
Игра «Построй домик» И/У «Самолёты» Игра «Хватит ли бабочкам цветочков» . | Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, ; формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи. | |
Апрель | Игра «Найди нужную деталь» И/У «Цветик - семицветик» И/У «Лесные зверушки» | Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет; развивать пространственные представления. |
Д/У «Какая фигура будет последней?» «Задачи-шутки» И/У «Забавный инопланетянин» | Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. | |
Д/У «Воздушный змей» И/У «Бабочки» Игра «Волшебные дорожки» | Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать пространственные представления; умение различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее — короче». | |
«В стране геометрических фигур» | Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. | |
Май | «Путешествие по комнате» | Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. |
«Путешествие в математическую страну» | Закрепить пройденный материал. | |
Мониторинг |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
3.1. Структура реализации программы кружковой деятельности
3.1. 1. Формы работы с детьми:
-Игры
-Беседы, работа с наглядным материалом.
-Д/и и упражнения.
-Чтение и заучивание художественной литературы.
- Работа с раздаточным материалом
3.1.2. Реализуемые образовательные технологии:
- игровая технология (занятия проходят в виде игры);
- личностно-ориентированные технологии (индивидуальный подход к каждому
ребенку).
3.1.3. Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения)
Одно занятие в неделю по 15 мин
3.2. Условия реализации программы кружковой деятельности
3.2.1. Информационно-методическое обеспечение программы:
-И.А.Помораева.В.Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. 3-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2015 г.
-Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.
-Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. М., 2012.
-З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.-З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
-З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
-Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.
-В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
3.2.2. Материально-техническое обеспечение:
-Мебель для практической деятельности
-Раздаточный счетный и наглядный материал .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам сто...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"
Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....
Развитие Элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
С помощью математики мы знакомим детей с формой, цветом, количеством, числом и пространством времени. Дошкольникам предоставляется возможность обследовать предмет, проявить ...
Диагностика по развитию сенсорных способностей и развити элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
Диагностические задания...
Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.
В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы в соответствии с Образовательной Программой ДОУ, ФГОС До. И от того, на...