Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «СЧЁТ ДО 8»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Никифорова Татьяна Михайловна

Конспект занятия по математике

в старшей группе на тему: «СЧЁТ ДО 8»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schyot_do_8.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике

в старшей группе на тему: «СЧЁТ ДО 8»

                                                                                                 Подготовила Никифорова Татьяна

  1. « Счёт до 8.  Путешествие в королевство – МАТЕМАТИКИ»

Программное содержание:

 1.Закрепить представление детей об образовании числа 8;

  1. 2.Учить навыкам счёта в пределах 8;
  2. 3.Упражнять детей в выяснении каких предметов больше (меньше), на основе счёта и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к другому);
  3. 4.Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их;
  4. 5. Совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их.
  5. 6.Закрепить умение сопоставлять длину и высоту предметов.
  6. 7. Развивать логическое мышление, память, воображение, координацию движений, равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.

8. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания, умение слушать.

Предварительная работа:

  1. Подобрать (нарисовать) картину «Сказочный лес» - в соответствии с сюжетом занятия.
  2. Изготовить «Волшебный мост», костюм «Королева Математика», используя математические знаки, цифры.
  3. Подготовить аудиозапись с текстом слов «Волшебного моста» и песни «Весёлый счёт» сл. В.Орловой, муз. О. Буйновской.
  4. Подготовить раздаточный материал;
  5. Подготовить демонстрационный материал.

Методические приёмы:

  1. Наглядные;
  2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);

                  3.  Игровой (сюрпризный момент);

4.  Поощрение, положительный анализ занятия.

Демонстрационный материал: 

   1.   Письмо из сказочного математического королевства;

   2.   Схема путешествия;(см. Приложение № 1.)

   3.   8 высоких и 8 низких ёлочек;

   4.   Картина «Сказочный лес»; (см. Приложение № 2.)

   5.   Конверт (на котором изображен букет цветов) с заданием.

   6.   Письмо от Бельчат;

   7.  Две мягкие игрушки – Бельчата – разной высоты и цвета (рыжий и коричневый);

    8.   Две (2) скакалки разной длины и разного цвета (зелёная и синяя);

    9.   Журнал «Музыкальная палитра» № 1 – 2006 год.

Раздаточный материал:

  1. Конверты с геометрическими фигурами : 1 круг, 8 овалов (по 1 на каждого ребёнка);
  2. Конверты с 2-мя мягкими верёвочными «скакалками» разного цвета (зелёная и синяя) и разных по длине: 10 см. и 15 см. (по 1 на каждого ребёнка).

Структура занятия:

  1. Сюрпризный момент – 3 мин.
  2. Разминка – 2 мин.
  3. Образование числа 8 и счёт предметов в пределах 8 – 8  мин.
  4. Физ.минутка – 1 мин.
  5. Работа с раздаточным материалом – 5 мин.
  6. Прохождение через «Волшебный мост» – 2 мин.
  7. Заключительный сюрпризный момент с итогом занятия – 5 мин.

                                                                 

                                                                                                                            

                                         

                                                           

 

Ход занятия.

В.: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (Да). Тогда сядьте прямо, ноги поставьте вместе и слушайте внимательно.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

 ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.

«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас в гости, в своё королевство. Вы узнаете много интересного. Думаю, что вам  у меня  понравится. Я дарю вам картину, она называется «Сказочный лес» и  пригодится в пути.  Идите по схеме.

  Очень жду встречи с вами.                                                                

                                                                  Королева Математика».

В.:  - Вот и картина, и схема. (Показ картины и  схемы). Что же изображено в начале

        схемы?

Д.: - ---------Ёлочки.

В.: - Вот на мой стол. Что вы видите?

Д.: - --------- тоже ёлочки.

      (На столе воспитателя в беспорядке расставлены 7 высоких и 8 низких ёлочек)

 В.: - Чем отличаются ёлочки друг от друга?

Д.: - --------- (по росту, высотой).

В.: - Да, ребята. Все ёлочки отличаются высотой. Как вы думаете, каких ёлочек больше высоких или низких?

Д.: - --------

В.: - А как это можно проверить?

Д.: - --------посчитать.

В.: - А можно узнать каких ёлочек больше высоких или низких, не считая их?

Д.: - -------- (поставить рядом).

В.: - Конечно, это можно узнать путём приложения.

В.: - Пожалуйста, Света, подойди к столу и расставь ёлочки в 2 ряда, одна к одной.

     (Помогать ребёнку, объясняя, что высоких ёлочек не хватило, значит их меньше; одна низкая ёлочка осталась - она лишняя - значит низких ёлочек больше.

      Дети сравнивают числа 7 и 8, а затем двумя способами уравнивают количество высоких и низких ёлочек (7+1 и 8 – 1). Каждый раз выясняют, какое количество ёлочек и как оно было получено, сравнивают количество ёлочек разных размеров).

В.: - А теперь я посчитаю низкие ёлочки, а вы внимательно послушайте

        (Порядковый счёт в пределах 8), какое число я назвала последним?

Д.: - ------- 8 (восемь)

В.: - Да, я назвала число восемь. Повторите все вместе ВОСЕМЬ. Молодцы. А теперь давайте посчитаем ёлочки на КАРТИНЕ (Сначала дети все вместе считают ёлочки на картине, потом индивидуально). А прежде чем продолжить путь, нам нужно отдохнуть! Встаньте около своих стульчиков и повторяйте за мной:…….

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

В.: - Ну вот, все ёлочки пересчитали, куда же дальше нам идти? Как вы думаете?     (ответы детей). Да, я согласна  с вами, нам надо найти птицу, только вот где? (ответы детей……на картине). 

   Дети рассматривают картину, находят на ней птицу- Сороку, видят у неё в клюве конверт. Воспитатель читает задание: СОБЕРИТЕ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ ПО ОБРАЗЦУ.

В.: - Подвиньте к себе конверт, на котором изображён цветок, откройте его. Посмотрите, что там внутри?

(Дети выполняют задания воспитателя.)

Д.: - ------- Геометрические фигуры – круги и овалы.

В.: - А теперь соберите, то что изображено на конверте.

(Дети выполняют задание) 

В.: - Что у вас получилось? ....... Какие геометрические фигуры вы использовали?. ……. Сколько кругов вы использовали? …… Сколько овалов вы использовали?...Посмотрите на картину, что можно сказать о цветке?

Д.: - -------- Цветок тоже состоит из геометрических фигур.

В.: - Из каких геометрических фигур? Кто может их назвать? (Индивидуальный опрос детей).

В.: - Молодцы! Справились и с этим заданием , куда же дальше нам идти? Как вы думаете?  (ответы детей).Да, а где же бельчата?...........(Воспитатель обращает внимание на то, что БЕЛЬЧАТА сидя на окне, рядом со цветком, если дети взглядом затрудняются их отыскать). Посмотрите, у них в лапках что-то есть. (Воспитатель читает письмо).

 ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.

 «Дорогие ребята! Пожалуйста помогите нам подобрать скакалки для игры.»

В.: - Посмотрите на бельчат. Что о них можно сказать?

Д.: - -------- (Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий бельчонок высокий, а коричневый низкий). 

В.: - А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?

Д.: - --------- Сравнить  скакалки.

В.: - Возьмите конверт на котором нарисованы скакалки, достаньте из него верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?

Д.: - --------- (Путём приложения).

       Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что синяя скакалка короткая, а зелёная – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения. Вывод: синяя, короткая скакалка для коричневого бельчонка, потому что он низкий, а зелёная, длинная -  для рыжего   бельчонка, потому что он высокий.

В.: - Молодцы, ребята! Остался последний знак на схеме – и это….. мост.

Правильно. Через него нужно перейти и мы окажемся в королевстве МАТЕМАТИКИ.

Перейдём через мостик? (да)

(Дети встают со своих мест и идут к «Волшебному мостику», расположенному в игровом уголке группы.  Подойдя, все слышат обращение МОСТИКА к детям, которое, незаметно для детей, включает младший воспитатель).

«Я мостик волшебный.

Люблю я играть.

Кто хочет дощечки мои сосчитать?

Кто по мостику пройдёт,

В королевство попадёт,

Королеву там найдёт!

1-2-3- проходи,

                                            В речку ты не упади!»

(Дети переходят по мостику на другой «берег», считая дощечки при каждом шаге порядковый счёт в пределах 8).

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Появление королевы МАТЕМАТИКИ -музыкального руководителя МДОУ.

М.: - Здравствуйте, дорогие гости! Я рада, вас видеть у себя в королевстве, рада, что вы очень любите  математику и не боитесь трудностей. За то, что вы так хорошо знаете геометрические фигуры, за ваше доброе отношение к моим животным – бельчатам, за ваше старание и умение я хочу поблагодарить вас подарить на память обо мне и моём королевстве  очень интересную песню, которая называется «Весёлый счёт». (королева Математика -муз.рук.- поет песню, дарит журнал, «Музыкальная палитра» № 1 – 2006 год, с текстом песни и нотами).

 

Воспитатель и дети благодарят королеву за гостеприимство и приглашают в гости к себе в детский сад. Чтобы быстрее попасть в детский сад, королева предлагает встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза, представить какие они легкие и воздушные – ветерку послушные. Звучит приятная лёгкая музыка(на усмотрение муз.руководителя). Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, чуть-чуть покачиваясь из стороны в сторону. В это время,  «королева» и младший воспитатель убирают атрибуты «волшебного королевства» (мост, картину, схему,  бельчат). Королева уходит, дети открывают глаза, «оказываются» в своей группе.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» 2005 год. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой ,Т.С.Комаровой .

2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой ,Т.С.Комаровой. М. Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005 год.

3. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду» Пособие для воспитателя детского сада. 1982 г.

4.  Забалуев А.А. «106 физкульт-минуток» Настольная книга учителя.- Казань, 1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему "Счёт до 20. Состав числа 7"

Задачи занятия: учить детей раскладывать число 7 на составные части, составлять число 7 из составных частей, учить измерять длину предметов с помощью условной меры...

Конспект занятия по математике в средней группе на тему: «Счёт в пределах десяти, равенства, неравенства, число два».

Задачи:1. Продолжать учить сравнивать две группы предметов, употребляя термины: «больше», «меньше», «столько же».2. Закреплять знания о числе и цифре «два&raq...

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в страну математики"

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в страну математики"...

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в страну математики"

Конспект занятия "Путешествие в страну математики" для старшей группы....

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в страну математики"

Конспект занятия "Путешествие в страну математики" для старшей группы....

Конспект занятия по математике в средней группе на тему "Счёт"

В конспекте представлено занятие для средней группы на тему "СЧЁТ". Цель: Показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Задачи: Закреплять...