Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики»
материал (подготовительная группа)
Отчёт по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_2018-2019_uch.god_.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Отчёт по самообразованию
за 2018-2019 уч. год
Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством
занимательной математики»
Группа: подготовительная логопедическая «Звёздочки»
Выполнила воспитатель
Хакимова З.Р.
Педагогический стаж 20 лет
Квалификационная категория:
высшая
Туймазы 2019 г.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
В настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Для того, чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение мною и была выбранная данная тема.
Целью изучения данной темы стало определение особенностей развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:
- разработать систему работы по развитию логического мышления
детей старшего дошкольного возраста;
- создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);
- формировать умение прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
- воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
В начале учебного года мною был составлен перспективный план работы по самообразованию с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей моей группы.
Опираясь на план, в течение учебного года проводилась системная и планомерная работа по развитию логического мышления детей посредством занимательной математики.
Для того, чтобы развивать логику непринужденно, я использовала наиболее приемлемые и интересные методы и приемы для детей данного возраста.
С детьми продолжили заучивание стихотворений про цифры, что способствовало также развитию памяти и речи.
Проводились игры на развитие внимания и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори». Без подобных игр не обходилось ни одна ООД. Дети с удовольствием играют в такого рода игры.
Я их познакомила с многофункциональной электронной игрой «Учись играя!». Она у нас в группе появилась недавно и очень привлекает внимание детей. Игра отлично развивает логическое мышление, а также усидчивость.
Начала изготавливать дидактическую игру с цветными крышками.
С помощью родителей пополнили и обновили дидактические игры по математике.
Достичь положительных результатов в работе по данной теме мне помогает использование некоторых форм работы с родителями:
- Папка-передвижка «Живые геометрические фигуры».
- Консультации «Развитие логического мышления детей: когда начинать и как это делать»; «Зачем логика дошкольнику?».
- Круглый стол «Виды логических игр для детей 6-7 лет».
- Анкета для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».
- Памятка ««Математическое развитие детей в семье».
- Индивидуальные беседы.
С помощью анкеты я выяснила представления родителей о логическом мышлении детей. И итогом стала памятка, изготовленная для родителей.
Мною также изучена новая современная методическая литература, статьи, конспекты по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах. Разработала методические материалы, конспекты образовательной деятельности, картотеку по теме самообразования. Все это позволило мне повысить свой профессиональный уровень.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте формируются благоприятные условия для развития логического мышления. Это происходит благодаря всему предшествующему ходу развития ребенка, в процессе которого происходит развитие мыслительных операций; развитие речи, помогающее становлению внутреннего плана действий; усложнение деятельности ребенка; развитие познавательных интересов.
Развитию логического мышления детей 6-7 лет способствует целенаправленная систематическая работа, построенная по принципу от простого к сложному, от конкретных представлений к обобщенным, абстрактным. Полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.
В перспективе продолжить работу по теме самообразования: изучить и изготовить новые игры и игровые упражнения по данной теме, изучить новинки методической литературы, продолжить работу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Выступление на педсовете. Развитие логическогомышления детей старшего дошкольноговозраста посредством логико-математических игр
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
В настоящее время доказано, что логическое мышление есть наиболее поздний продукт в истории развития мышления и что это переходная ступенька от наглядного мышления к мышлению абстрактному....
деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....